Знаете, в «серебряном» возрасте хочется все успеть. Никогда еще не замечала за собой такой жадности до впечатлений. Наверное, это потому что, раньше львиную долю энергии отнимали любовные переживания.
И хочется не просто успеть, хочется порадовать себя чем-то эдаким. Вкусным блюдом, интересным рассказом, красивыми интерьерами и пейзажами. И каждый раз думаешь: а что бы на этот раз приготовить себе на выходные?
Раньше, когда работала в городе, в выходные довольствовалась прогулкой по лесам и паркам в своем загородном поселке. А сейчас, когда живу и работаю за городом, меня неудержимо тянет в Петербург и его пригороды: дворцы, парки, особняки, набережные. И не перестаю удивляться, как же много я пропустила!
Только совсем недавно я осознала всю ценность места, в котором живу. Этой осенью успела побывать в Ораниенбауме, в Петергофе, в парке «Александрия», в Стрельне в Константиновском дворце, в Царском Селе. Да где только я не побывала?! И обо всем смогла рассказать. Везде старалась успеть, пока теплый сентябрь согревал по-летнему ласковым солнцем.
Но и октябрь не подкачал! Встретил нас золотом листвы, богатством красок, вызывая неудержимое желание запечатлеть это великолепие в ярких, словно поздравительная открытка, фотографиях.
Так чем же себя побаловать на этот раз?
И тут я увидела рекламу: концерты симфонической музыки в особняках. Да еще и с экскурсией по дворцу! Боже мой, да это не просто блюдо, а два в одном!
Особняк Румянцева на Английской набережной, построенный в 40-х годах 19-го века изначально принадлежал князьям Голицыным. В 1802 году его приобретает граф Николай Петрович Румянцев, канцлер Российской империи.
С 80-х годов 19-го века здесь проживает чета Лейхтенбергских, Евгений Максимилианович и Зинаида Дмитриевна. А позже особняк переходит их дочери Дарье Евгеньевне Лейхтенбергской – Долли, как ее звали в высшем свете.
Вот об этом-то и пойдет рассказ на интереснейшей экскурсии.
Как театр начинается с вешалки, дворец начинается с парадной лестницы. Свой нынешний вид она приобретает с 80-х годов 19-го века. Евгений Максимилианович приглашает архитектора Стасова, который работает в Юсуповском дворце. Собственно Юсуповы его и рекомендовали Лейхтенбергским.
Стасов оформляет лестницу в стиле эклектики, или историзма, который вошел в моду в конце 19-го века. Здесь сочетаются разные стили: игривое рококо, строгий лаконичный классицизм и устремленная ввысь неоготика. Но, главным украшением этой лестницы, как бы «вишенкой на торте», является статуя «Венера, снимающая сандалию».
Поднявшись по лестнице, мы попадаем в покои канцлера на мужской половине дворца. Ведь раньше все богатые дома делились на мужскую и женскую половины.
Николай Петрович Румянцев
Николай Петрович Румянцев родился в 1754 году в известной семье. Дед его, Александр Иванович был сподвижником Петра I, участвовал в Северной войне, за что и получил титул графа. Отец, Петр Александрович Румянцев – Задунайский – известный полководец, вместе с Потемкиным выиграл Крымскую войну.
А Николай Петрович становится дипломатом и по поручению Екатерины II отправляется послом во Францию. Выполняет множество личных поручений императрицы так, что его называют «глазами и ушами Екатерины II».
При Павле I он был гофмейстером Высочайшего двора. Однако, расцвет его карьеры приходится на царствование Александра I. Александр Павлович любит свою бабушку. Кому доверяла она, тому доверяет и он. Николай Петрович становится министром иностранных дел, министром коммерции и получает чин канцлера Российской империи.
К тому же, он был известным меценатом, собрал богатейшую коллекцию древностей. И даже спонсировал кругосветные путешествия. Такой вот был незаурядный человек. А вот семьи и детей у него не было. Поговаривают, что он был тайно влюблен в Марию Федоровну, супругу императора Павла I.
Сохранилась их переписка. Ничем дурным она не наполнена, только дружеской любовью.
Зеркало в Парадной гостиной
Поднимаемся на второй этаж и заходим в Парадную гостиную. Одну из стен полностью занимает огромное зеркало из единого полотна, площадью 18 кв.м. Установлено оно было 1910 году.
Возникает вопрос: а как его занесли? Ни в один дверной проем оно не пройдет. Для этого разобрали часть фасадной стены. И мы, такие красивые и нарядные, отражаемся с самом большом зеркале Петербурга.
Лейхтенбергские
Из Парадной гостиной мы попадаем в Дубовый кабинет, где основным элементом отделки является дуб. Здесь, помимо архитектурных особенностей, нам предлагают познакомиться со славным родом Лейхтенбергских. Они приобретают этот особняк в 1863 году.
Так кто же это такие?
Дело в том, что любимая дочь Николая I, Машенька не захотела покидать Россию. О ней писали так: она была похожа на отца и лицом и характером. Только ростом не вышла. Отец ее обожал и выполнял все ее капризы.
Мария Николаевна заявила отцу что, либо выйдет замуж и останется здесь, либо не выйдет вовсе. Вопреки традиции, когда все великие княжны выходили за иностранных принцев, а князья женились на иностранных принцессах. Таким образом, улучшались дипломатические связи.
Где найти такого принца, который от всего откажется и переедет в Россию? И он нашелся! Это был невероятный красавец, умный и образованный, Максимилиан Лейхтенбергский, внук Жозефины Богарне, жены Наполеона Бонапарта.
Он отказывается от всего имущества во Франции, переезжает в Россию и поступает на русскую службу. Чего только не сделаешь ради любимой женщины!
Детей они крестят в православии, а сам он остается католиком. Позже он был даже президентом императорской Академии художеств.
Впоследствии его сын Евгений Михайлович покупает особняк и поселяется в нем с супругой Зинаидой Дмитриевной, урожденной Скобелевой, сестрой "Белого генерала" - Михаила Скобелева…
Говорят, она была ослепительной красавицей. Но, на этом, пожалуй, и остановимся.
А дальше? Дальше был великолепный концерт в дубовом кабинете герцога Лейхтенбергского! Чем тут только не угощали?!
И «Маленькой ночной серенадой» Моцарта,
«Времена года» Вивальди,
«Вальс цветов» Чайковского,
Музыка из кинофильма «Запах женщины»
Изысканные музыкальные блюда разных эпох и стилей. Надо ли говорить, в каком восторге, умиротворении и радости мы покинули этот зал и этот прекрасный особняк.
Я не рассказала и десятой части того, что я там узнала и еще больше, чего там еще не видела! Экспозиций в этом дворце много, как и экскурсий. Они отражают разные эпохи. Когда-то здесь был музей истории Ленинграда.
Сейчас можно увидеть экспозиции блокадного Ленинграда, коммунальных квартир. А также, есть залы, которые только реставрируются.
Приезжайте и вы сами все увидите.