Найти в Дзене

Кто следующий? Молодые художники российского футбола

Искусство вечно, потому что у него всегда есть наследники. Пока Александр Головин выписывает свои виртуозные пасы в Монако, а Федор Чалов оттачивает искусство завершения в ЦСКА, на горизонте отечественного футбола уже подрастает новое поколение творцов. Их искусство еще молодо, порой неотшлифовано, в нем есть место и юношеской браваде, и досадным ошибкам. Но в каждой их игре, в каждом точном пасе и смелом финте уже виден тот самый уникальный почерк, что отличает простого ремесленника от настоящего художника, способного изменить ход матча одним касанием. Сергей Пиняев («Локомотив») – виртуоз импровизации, чей дриблинг – это танец Для 20-летнего Сергея Пиняева футбольное поле – это не прямоугольник с разметкой, а сцена для импровизации. Его дриблинг – это не заученная комбинация, а спонтанный танец на лезвии бритвы, полный обманных движений корпусом и резких изменений ритма. В матче 8-го тура РПЛ 2024/25 против «Ростова» Пиняев был подобен вихрю, проносящемуся по левому флангу. Он соверш

Искусство вечно, потому что у него всегда есть наследники. Пока Александр Головин выписывает свои виртуозные пасы в Монако, а Федор Чалов оттачивает искусство завершения в ЦСКА, на горизонте отечественного футбола уже подрастает новое поколение творцов. Их искусство еще молодо, порой неотшлифовано, в нем есть место и юношеской браваде, и досадным ошибкам. Но в каждой их игре, в каждом точном пасе и смелом финте уже виден тот самый уникальный почерк, что отличает простого ремесленника от настоящего художника, способного изменить ход матча одним касанием.

Сергей Пиняев («Локомотив») – виртуоз импровизации, чей дриблинг – это танец

Для 20-летнего Сергея Пиняева футбольное поле – это не прямоугольник с разметкой, а сцена для импровизации. Его дриблинг – это не заученная комбинация, а спонтанный танец на лезвии бритвы, полный обманных движений корпусом и резких изменений ритма. В матче 8-го тура РПЛ 2024/25 против «Ростова» Пиняев был подобен вихрю, проносящемуся по левому флангу. Он совершил 9 успешных обводок, но статистика не в силах передать эстетическое наслаление от его действий.

Главным моментом того вечера стал его коронный проход на 85-й минуте при счете 1:1. Получив мяч у бровки, Пиняев в считанные секунды обыграл двух защитников, один из которых, откровенно говоря, просто запутался в его финтах. Не добежав до лицевой, он отправил низом точнейший пас на набегавшего Марио Митю, который просто протолкнул мяч в сетку. Этот эпизод стал микромоделью его таланта: риск, спонтанность и филигранное последнее касание, превращающее красивый проход в голевой момент.

После матча главный тренер «Ростова» Юрий Семин, обычно скупой на похвалы соперникам, с долей восхищения и досады отметил: «С Пиняевым сегодня можно было только одно – смотреть. Когда у игрока такой дар, когда он так чувствует мяч, тактика иногда отходит на второй план. Остановить его в такой день можно было только нарушением».

Арсений Захарян («Динамо») – интеллектуальный архитектор атаки

Если Пиняев – это всплеск эмоций и спонтанности, то 21-летний Арсений Захарян – это холодный, выверенный до миллиметра расчет. Его передачи сквозь линии обороны напоминают не броски красками на холст, а точные движения шахматиста, выводящего фигуру на ударную позицию. Он – архитектор атак, видящий поле в трех измерениях, тогда как другие видят лишь в двух.

В центральном дерби со «Спартаком» 3 ноября 2024 года Захарян был дирижером «Динамо». Именно его пас на разрез между двумя защитниками, отданный в единственно возможный момент, стал голевой передачей на Федора Смолова. Но настоящим шедевром, о котором говорили все, стал его гол в ворота «Краснодара» 29 сентября. Получив мяч в 25 метрах от ворот, Захарян даже не стал его обрабатывать – с ходу, двумя касаниями он отправил его по навесной траектории точно в «девятку». Удар был настолько неожиданным, чистым и техничным, что даже строгие эксперты признали: это гол высочайшего класса, демонстрирующий не только мощь, но и невероятное чувство мяча.

Новые имена на горизонте: следующая кисть

За самыми известными надеждами уже виднеются новые фигуры, чье искусство только начинает раскрываться:

  • Даниил Сухов («Краснодар-2»). Восемнадцатилетний атакующий полузащитник – это пример «тихого» дриблинга. Его манера не столь эффектна, как у Пиняева, но не менее эффективна. Его козырь – не скорость, а невероятное чувство позиции и первый пас, запускающий острые контратаки. В матче ФНЛ против «Алании» он отдал 4 ключевые передачи, две из которых стали голевыми.
  • Илья Грузнов (ЦСКА). Семнадцатилетний центральный защитник уже сейчас демонстрирует игру, несвойственную его возрасту. Его искусство – это не грубые отборы, а умение читать игру, предугадывать намерения нападающих и страховать партнеров. Его игра в подкатах и чистота в единоборствах заставляют некоторых специалистов проводить параллели с молодым Сергеем Игнашевичем – тем же хладнокровием и пониманием игры.

Взгляд изнутри: мнение эксперта

Как отмечает спортивный директор «Зенита» Евгений Варламов: «Мы наблюдаем уникальное поколение. Эти ребята – продукт современной футбольной философии. Они выросли в эпоху тотального футбола, где ценятся не только физические кондиции, но и техническое оснащение, и, что самое главное, игровой интеллект. Они мыслят быстрее, они смелее, они не боятся брать на себя ответственность. Пиняев, Захарян и другие – это не просто футболисты, это – творцы».

Их путь только начинается. Игре Пиняева иногда не хватает рациональности, Захаряну – физической мощи для борьбы в топ-лигах Европы, а молодым Сухову и Грузнову – стабильности и опыта. Но они не боятся творить, экспериментировать, брать игру на себя. И пока такие игроки, как они, выходят на зеленый газон, будущее российского футбола видится не просто перспективным, а по-настоящему вдохновляющим и красивым. В их игре есть та самая главная черта, без которой немыслимо никакое искусство, – смелость художника, не боящегося чистого холста и готового написать на нем свою картину.