ПО ТУ СТОРОНУ – 4
Продолжим наш разговор о провидцах и разработке этой темы в русской литературе.
Напомню о содержании предыдущей главки («Не верую, но что-то есть»), посвященной старцу Авелю. Это он якобы предсказал день-в-день дату кончины императрицы Екатерины, описал подробности гибели императора Павла, сожжение Москвы при Наполеоне, восстание декабристов, мученическую смерть Николая II… И никто ничего о нем не ведал, по крайней мере, никакого отражения в литературе девятнадцатого века о жизни и пророчествах Авеля мы не найдем вплоть до 1875 года, то есть до публикации в журнале «Русская старина».
Что же было в этой публикации?
Там шла речь о последних днях жизни знаменитого генерала Алексея Петровича Ермолова. Рассказывал о выдающемся человеке некто С.С. Коротко изложу фрагмент этого рассказа. Офицер С.С. в чине капитана уезжает по службе в командировку, перед этим навещает Алексея Петровича, и тот, предчувствуя скорую свою смерть, начинает вспоминать о давней ночной встрече, - не было тому свидетелей, – со старцем Авелем. Старец якобы поведал молодому тогда Ермолову все перипетии его жизни, и что генералом станет, и что героем, и в каких битвах участвовать будет, и, главное, указал год и день его смерти. Ермолов, слушая провидца, все это записывал в тетрадку, и записи эти кроме последней страницы продемонстрировал С.С. С.С. возвращается из командировки, узнает о смерти Алексея Петровича, приезжает к тому в дом, роется в его бумагах и находит эту самую пожелтевшую уже со временем тетрадку, в которой на последней странице указана точная дата его ухода из жизни, продиктованная Авелем полвека назад…
Такой была публикация.
Она сразу же породила много вопросов. Первый и может быть главный: сохранилась ли эта тетрадь с записью пророчеств? Судя по тому, что в публикации были процитированы некоторые высказывания Авеля, С.С., работая над статьей, держал ее перед глазами, так? Вопрос второй: кто этот С.С. и какое, собственно, право он имел копаться в личных бумагах покойного? Да, у генерала де юре не было семьи, но де факто были любимые им дети (от черкешенок), безмерно уважавшие отца, состоявшие на государевой службе в высоких чинах, хоронившие его. Судя по тону изложения, этот С.С. был из близкого окружения Ермолова, но всех верных друзей своих Алексей Петрович упоминал в прекраснейших, откровенных «Записках» (почитайте их, не пожалеете!), и никаких упоминаний ни о встрече с Авелем, ни о друге с инициалами С.С. там и близко нет.
Зато есть фамилия известнейшего историка, литератора, профессора Московского университета Михаила Петровича Погодина. И вот Михаил Петрович, прочитав публикацию С.С., тут же пишет письмо редактору «Русской старины», опубликованное в очередном номере журнала. Суть публикации: Ермолов никаких предчувствий не испытывал, умирать не собирался, говорил, что «долго еще проживет на свете, вот только глаза подводят». О том же свидетельствовали и показания его управляющего Максимыча, закрывавшего глаза усопшему, и письма самого генерала, адресованные Погодину.
Тут бы и поставить точку в этой истории. Аноним на письмо Погодина не откликнулся, существовали ли продиктованные Авелем строки о судьбе Ермолова, не известно, а что редактор журнала М. Семевский опубликовал Погодина, можно вполне расценивать, как признание того, что С.С. оказался автором фейка.
Но точка не ставится.
Через четыре с лишним десятилетия после первого упоминания в прессе об Авеле выходит книга Сергея Нилуса «На берегу Божьей (Божией) реки».
Нилус уже был скандально знаком нашему читателю, став за десять лет до этого издателем книги «Протоколы сионских мудрецов» (о планах и программе завоевания мира евреями). Тогда же Столыпин инициировал расследование о правдивости содержания книги, она была названа мистификацией… Впрочем, это другая тема, о ней можно отдельные материалы писать, мы же вернемся к Авелю. Ему Нилус посвятил отдельные главы книги-дневника, написанной им в Оптиной пустыни, на основании рассказов монахов и Марии Герингер – камерфрау при Александре Федоровне, жене Николая II. Что в этих главах? А то же, что и в журнале «Русская старина», только и того, что изложено более живо, более литературно, и вкладывается вся информация в уста не безымянного С.С., а опять-таки безымянного оптинского монаха Н. и Марии Герингер. Поскольку о последней Нилус пишет – «она ТОГДА БЫЛА камерфрау при Александре Федоровне», значит, строки эти он писал уже после революции, поскольку Герингер до последнего дня своей жизни (умерла в 1917-м) состояла в этой должности. Этим объясняются и приписанные ей строки о том, что Николай II знал и о революции, и о гибели своей якобы из письма, оставленного ему Павлом I, в котором излагались пророчества Авеля. Это все писалось Нилусом, так сказать, по горячим следам, то есть, обыгрывались уже свершившиеся факты. Письма-пророчества, о котором идет речь, равно как и тетрадки Ермолова, в архивах, естественно, не сохранилось.
Очередная публикация о «русском Нострадамусе» появляется уже из-под пера Петра Шабельского-Борка, царского офицера, убежденного монархиста, активного участника белого движения, в тридцатые годы жившего в Харбине, затем в Берлине. Опять-таки перечислив то, что было опубликовано в «Русской старине» и у Нилуса, Шабельский-Борк идет дальше: утверждает, что имеет записи, где Авель предсказывал и Гражданскую войну, и Великую Отечественную… Умер он в 1952 году, успев сообщить дотошным журналистам, что записи Авеля потерялись в ходе его бесчисленных переездов.
Так что нет никаких очевидных доказательств и свидетельств того, что этот странствующий и сидящий по российским тюрьмам монах мог предсказывать будущее. Правда, в начале разговора мы обмолвились о том, что в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) есть материалы, посвященные этой теме, а точнее, допросы Авеля, прошедшие еще при жизни Екатерины II. Арест его, собственно, и был связан с самой императрицей: монах пророчествовал ей смерть. Что ж, заглянем туда. Авель говорил на допросах, что Екатерина будет царствовать ровно сорок лет и погибнет от рук сына своего Павла. Все это оказалось липой. Да, Екатерина умерла, – не вечно же ей жить, - но в другое время и по другой причине. Все остальные предсказания Авеля не находят вообще никаких подтверждений.
Но «игра» в великого пророка продолжается. Вам не попадались на глаза публикации, в которых шла речь о том, что Авель предвидел развал Советского Союза, приход во власть Бориса, военный конфликт с Украиной?... Это все есть, эти глупости и выдумки нетрудно найти в интернете. Их находят и перечитывают. Тут ничего не поделаешь – человек падок на сенсации, ему надо удивляться и верить. Если нет Авеля – надо его придумать.
Но тут вопрос другой: если нет Авеля, то вообще нет прорицателей? Никто не может заглянуть в завтра? Не спешите с ответом, - он может оказаться очень даже интересным…