Спасибо всем, кто прочитал предыдущие посты об одноактных балетах и посмотрел многочисленные видео.
Спасибо вам за терпение.
Хочу продолжить тему о театре.
Считаю, что Самарский академический театр оперы и балета достоин отдельной статьи.
Наш театр оперы и балета есть за что любить, это и прекрасные труппа и оркестр. Репертуар классный, ежегодные премьеры, многочисленные фестивали.
Кроме всего перечисленного театр занимает уникальное здание, памятник архитектуры с богатым внутренним наполнением. Кстати в числе архитекторов здания Ной Троцкий, который был соавтором проекта здания Института «Гипервостокнефть».
Здание Самарского академического театра оперы и балета
Здание Самарского академического театра оперы и балета — это памятник архитектуры в стиле сталинского неоклассицизма, расположенный на площади Куйбышева.
Оно было построено в 1930-х годах по проекту Ноя Троцкого и Николая Каценеленбогена на месте снесенного кафедрального собора, а в 2000-е годы здание прошло масштабную реконструкцию. Фасад украшен колоннами, скульптурами и барельефами.
- Архитектурный стиль: Сталинский неоклассицизм.
- Расположение: Площадь Куйбышева, дом 1.
- Строительство: Завершено в 1938 году на месте прежнего кафедрального собора.
- Архитекторы: Ной Троцкий и Николай Каценеленбоген.
- Особенности: Массивные колонны, тематические барельефы и скульптуры на фасаде.
- Реконструкция: Проведена с 2006 по 2010 год, в ходе которой была создана Малая сцена.
Вместимость Малого зала: 160–180 мест.
Вместимость Большого зала: 1144 места.
В новом зале теперь проходят камерные постановки, творческие вечера и другие мероприятия. В Большом зрительном зале, который был отремонтирован и дооборудован во время реконструкции, проходят все крупные постановки.
История Самарского академического театра оперы и балета
Информация взята с персонального сайта Самарского академического театра оперы и балета
- Самарский академический театр оперы и балета отсчитывает свою историю от 1 июня 1931 года. В этот день коллектив, носивший тогда название Средневолжская краевая опера, дал первый спектакль для самарской публики: оперу «Борис Годунов» в постановке режиссера Иосифа Лапицкого и дирижера Антона Эйхенвальда. На тот момент у театра даже не было своего здания, и спектакли он играл на сцене театра драмы.
- С 11 января 1934 театр переехал в переоборудованное здание театра-цирка «Олимп» (на месте нынешней Самарской филармонии), которое стало назваться театром имени Карла Маркса».
- В 1938 году театру построили здание, которое он занимает по сей день – Дворец культуры на площади Куйбышева в историческом центре города.
Сегодня это одно из самых больших театральных зданий в России и охраняемый памятник архитектуры эпохи сталинского классицизма.
Здание построено по проекту ленинградских архитекторов Ноя Троцкого и Николая Каценеленбогена на месте взорванного большевиками кафедрального собора.
- В 1939 году вслед за переименованием города новое название получил и театр: Куйбышевский государственный театр оперы и балета.
- В июле 1941 к театру оперы и балета присоединен Куйбышевский театр музыкальной комедии. Название новой организации стало звучать так: Куйбышевский областной театр оперы, балета и музыкальной комедии.
- А дальше театр лишился своего дома, поскольку осенью 1941 в Куйбышев, запасную столицу, был эвакуирован из Москвы Большой театр. Куйбышевский театр уступил ему свою сцену, а сам выступал в домах культуры и воинских частях и отправлял на фронт бригады артистов.
Большой театр перенес на сцену Дворца культуры имени Куйбышева множество своих спектаклей, часто конкурирующих с репертуаром нашего театра, и осуществил несколько амбициозных премьер, включая мировую премьеру балета «Алые паруса» на музыку Владимира Юровского.
- 5 марта 1942 со сцены Дворца культуры прозвучала законченная Дмитрием Шостаковичем в Куйбышеве Седьмая («Ленинградская») симфония.
Военные годы были уникальным периодом культурной жизни Куйбышева: впервые в истории в регионе функционировал не один, а целых три оперных коллектива: при Куйбышевской филармонии в 1942 году был сформирован передвижной оперный театр для обслуживания райцентров, заводов, колхозов области.
- В 1943 году театр наконец вернулся на площадь имени Куйбышева.
- С января 1949 название театра стало звучать так: Куйбышевский государственный театр оперы и балета.
- В 1972-1974 годах в театре проходит капитальный ремонт, во время которого труппа дает спектакли в городских и областных домах культуры.
- В сезоне 1980/81 театр с размахом празднует 50-летний юбилей: появляются балеты Игоря Чернышёва «Гусарская баллада» на музыку Тихона Хренникова и «Помните!» на музыку Андрея Эшпая, выпускается мировая премьера оперы Сергея Слонимского «Мария Стюарт» и первая русскоязычная постановка оперы Джузеппе Верди «Макбет». Летом 1981 театр демонстрирует эти эксклюзивные спектакли и другие свои масштабные постановки на гастролях в Москве на сцены Театра оперетты.
- С февраля 1982 театр начинает носить новое почетное звание: теперь это Куйбышевский государственный академический театр оперы и балета.
- 1990-е начались с нового переименования: к городу вернулось его прежнее имя, поэтому с ноября 1991 актуальным стало название Самарский академический театр оперы и балета. В марте 1991 здесь впервые в России была поставлена опера Сергея Прокофьева «Маддалена» (режиссер – Юрий Александров); состоялись мировые премьеры опер Сергея Слонимского «Гамлет» (1993) и «Видения Иоанна Грозного» (1999); с участием польских постановщиков была поставлена опера Станислава Монюшко «Страшный двор» к 175-летию со дня рождения композитора (1994).
- С 1995 года начал проходить фестиваль классического балета имени Аллы Шелест.
- В конце десятилетия балетная труппа перешла в руки Никиты Долгушина – эстета, исследователя, реставратора старинных спектаклей; он включит в репертуар свою «Эсмеральду», «Спящую красавицу», балеты Серебряного века.
- В XXI век театр вошел с основательным классическим репертуаром, который стал активно пополнять спектаклями, рассчитанными на детскую аудиторию.
- С 2003 года начал проводиться весенний фестиваль оперного искусства.
- В 2006-2010 годах здание театра вновь закрылось на капитальную реконструкцию, после которой неузнаваемо изменилась планировка и отделка зала, усовершенствовалось техническое оснащение сцены.
Развитием оперной труппы занимался главный дирижер Александр Анисимов, балетной – главный балетмейстер Кирилл Шморгонер.
- В 2015 году театру была присуждена премия Правительства Российской Федерации имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации.
- С середины 2010-х спектакли театра регулярно номинируются на российскую национальную театральную премию «Золотая маска» (оперы «Пиковая дама» и «Леди Макбет Мценского уезда», балет «Эсмеральда») и попадают в ее лонг-лист (балет Кирилла Шморгонера «Серенада», оперетта «Тарам-парам, ни-на ни-на, или Квартирный вопрос их испортил», опера «Любовь к трем апельсинам»).
- К концу 2010-х театр возглавили художественный руководитель и главный дирижер Евгений Хохлов, главный балетмейстер Юрий Бурлака, генеральный директор Сергей Филиппов. Репертуар театра пополнился такими мировыми премьерами, как балет-притча Юрия Смекалова «Три маски короля» (2019) и его же балет-couture «Возвращение к жизни» (2020).
- В 2021 году театр получил первую в своей истории «Золотую Маску»: премию вручили Татьяне Ногиновой за работу художника по костюмам в балете «Бахчисарайский фонтан» (2019).
- В 2022 году театру было присвоено имя Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. С июня 2022 театр использует новый бренд: Шостакович Опера Балет.
В 2022 году состоялись премьеры спектаклей: балет «Дон Кихот Ламанчский» Людвига Минкуса, детская опера «Репка» Рустама Сагдиева (Малая сцена), оперетта «Москва, Черёмушки» Дмитрия Шостаковича.
- Театр принял участие в фестивалях: XXVIII Российский национальный театральный фестиваль «Золотая маска» со спектаклем-номинантом «Самара Шостакович Балет I» на Новой сцене Большого театра; VI Всероссийский фестиваль «Волжские театральные сезоны» с оперой «Игроки» и балетом «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича; Международный фестиваль искусств «DSCH. Шостакович. XX век» с опереттой «Москва, Черёмушки» и вечером балета «Самара Шостакович Балет I»; VII Всероссийский фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку» с оперой «Бал-маскарад» на Новой сцене Большого театра.
- В июне 2023 года состоялось Подписание Меморандума о двустороннем сотрудничестве с Большим Национальным академическим театром оперы и балета Республики Беларусь.
С успехом прошли гастроли труппы театра: на сцене Государственного академического Мариинского театра в рамках IX Международного культурного форума в Санкт-Петербурге с оперой «Мастер и Маргарита» Сергея Слонимского; на сцене БДТ имени Г.А. Товстоногова (Санкт-Петербург) в рамках фестиваля «ДЯГИЛЕВ. P.S.» с концертной программой «Вечер хореографии Никиты Долгушина». Театр стал участником XIII Минского международного Рождественского оперного форума. На сцене Большого театра Беларуси состоялся показ оперы «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева.
- В 2023 году театр принял участие в фестивалях: Фестиваль антифашисткой песни «Гитары в строю»; IV Международный фестиваль искусств «Шостакович. Над временем» с оперой «Леди Макбет Мценского уезда» и балетом «Барышня и хулиган» Дмитрия Шостаковича; VIII Всероссийский фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку» с оперой «Репка» Рустама Сагдиева.
- В 2024 году Театр выступил организатором Международного фестиваля оперного искусства «Славянский дом», который прошел в марте-апреле 2024 года. Участниками фестиваля стали ведущие оперные солисты, дирижеры и коллективы из России (Большой театр, Мариинский театр, «Геликон-Опера», Новая опера, Московская филармония), Сербии (Национальный театр Белграда, Театр в Нови-Сад), Республики Беларусь (Большой театр Беларуси), Луганской народной республики (Луганская филармония), Донецкой народной республики (Донецкий театр).
- В 2024 году театр принял участие в фестивалях: Международный музыкальный фестиваль «Мир, Эпоха, Имена…» с оперой «Князь Игорь» Александра Бородина (полусценическая версия); VII Всероссийский фестиваль «Волжские театральные сезоны» с оперой «Мастер и Маргарита» Сергея Слонимского и балетом «Барышня и хулиган» на музыку Дмитрия Шостаковича; V Международный фестиваль искусств «Шостакович. Над временем» с оперой «Сон в летнюю ночь» Бенджамина Бриттена; IX Всероссийский фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку» с оперой «Мастер и Маргарита» Сергея Слонимского и балетом «Раймонда» Александра Глазунова, впервые выступив на Исторической сцене Большого театра.
- В июне 2024 года прошли гастроли труппы со спектаклем «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева в рамках программы «Большие гастроли 2024» и Фестиваля, посвященного 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина на сцене Музыкального театра Республики Крым и на сцене Севастопольского драматического театра.
- В 2025 году репертуар театра пополнился яркими и интересными спектаклями: вечер «Балеты императорского двора»: «Роман Бутона розы» Риккардо Дриго, «Времена года» Александра Глазунова, балеты «Дом у дороги» Валерия Гаврилина, «Крылья. Время любить» Михаила Крылова, «Жар-птица» Игоря Стравинского, «Шехерезада» на музыку Николая Римского-Корсакова; опера «Зори здесь тихие…» Кирилла Молчанова.
- В марте-апреле 2025 года в театре прошел Первый международный фестиваль классического балета «Наследие. Балет» с участием ведущих артистов российских театров.
- В июне 2025 года театр стал обладателем специальной премии Сопредседателя СТД РФ Валерия Гергиева «Маэстро» Российской национальной театральной премии «Золотая маска» за постановку спектакля «Мастер и Маргарита» Сергея Слонимского.
На протяжении всей своей истории театр сохраняет и развивает свои традиции, пытаясь в то же время осваивать новое, идти вперед, удивлять. За прошедшие десятилетия существования театр изменил поколения самарцев, а сегодня, когда информационное пространство стало глобальным, начинает влиять на еще более широкую аудиторию.
Внутреннее убранство и интерьер Самарского академического театра оперы и балета
После реконструкции театр стал для зрителей еще привлекательнее.
Я каждый раз, когда захожу в театр, как в первый радуюсь ввеликолепию и красоте внутреннего убранства театра.
Встречает просторное фойе, даже в аншлаги, как в премьеры свободно и светло. Много входных дверей, без сутолоки все проходят в театр.
На правой стене памятная доска о первом исполнении Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича оркестром Большого театра.
В центре фронтальной стены фойе установлен бюст Д.Д.Шостаковича.
В 2019 г. театру вдова композитора Ирина Антоновна Шостакович передала театру бюст Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (автор Илья Слоним), который установили в нише фойе.
От фойе в обе стороны идут широкие с массивными перилами лестницы.
Фраза К.С. Станиславского: «Театр начинается с вешалки» в Самарском театре оперы и балета на все что процентов соответствует.
Гардероб такой же просторный, как и фойе в центре с зеркальными колонами и стойками с вешалками по периметру. Даже в аншлаг, нет больших очередей за получением верхней одежды.
Много удобных и просторных кабин для переодевания с ширмами, оборудованых вешалкой, зеркалом, скамейкой.
Туалеты роскошные, просторные, с множеством кабинок.
Прекрасная, работающая без сбоев сантехника.
Всегда здесь идеальная чистота, как впрочем и во всех помещениях здания театра.
Зеркала в полный рост. Надо сказать, что зеркал в театре много: в гардеробе, кабинах для переодевания, в туалетах, на лестничных пролетах, на стенах холлов.
Красивые боковые холлы к партеру театра. (Фото делаю после 1-го звонка, поэтому свет притушили).
Партер, блистающий и уютный в в бежевом и бордовом цвете. В зрительном зале везде удобные, мягкие кресла, обитые бордовым бархатом.
Роскошный бархатный занавес, изготовленный специалистами Gerriets, украшает сцену большого зала Самарского академического театра оперы и балета.
Занавесами этой фирмы украшают сцены многих известных театров, таких, например, как Metropolitan Opera (Нью-Йорк), Королевский оперный театр (Лондон), Madrid Opera.
Этот роскошный занавес, состоящий из двух частей, был изготовлен по специальному заказу из особого жароустойчивого материала. Внушительное впечатление производят, прежде всего, его размеры: он с 30%-ным запасом перекрывает весь портальный проём сцены размером 10 на 15 м. Богатая отделка невольно притягивает взгляд: вся поверхность занавеса расшита листьями из ткани золотого цвета. Для того, чтобы создать иллюзию трёхмерности орнамента, каждый элемент аппликации искусно оттенён.
Над партером центральная «царская»ложа. Это исторически сложившееся название для самой привилегированной ложи в центре партера.
В театре особое внимание уделено освещению, все люстры и светильники гармонично сочетаются друг с другом и с общим интерьером.
Под потолком над зрительным залам самая большая в театре великолепная люстра.
В театре партер, боковые ложи амфитеатр, бельэтаж, 2 этажа балконов общей вместимостью 1144 человека. Считаю, что все места комфортные.
Из партера поднимемся по широким лестницам выше.
Лестницы под стать зданию красивые, размашистые, со вкусом выполненные.
На втором этаже над фойе находится мраморный зал. Этот просторный зал для прогулок в антракте, также используется для выступлений и концертов. Здесь же проводятся детские новогодние елки.
Со второго этажа с обеих сторон ведут выше на балконы боковые лестницы с коваными поручнями.
В театре даже обычные таблички с планом здания на каждом этаже как произведение искусства выполнены на металле золотистого цвета.
Над мраморным залом на уровне балконов 2-го яруса находится с центральной стороны зеркальная веранда с колоннами.
После реставрации в самарском театре установлено современное оснащение и театральная машинерия сцены. Оркестровая яма может менять глубину от 3 м до выравнивания уровня со сценой. Сама сцена также может подниматься полностью или частично. Это свойство любят использовать режиссеры и декораторы.
По уровню технического оснащения и акустики Самарский театр не уступает лучшим европейским театрам.
Освещение этого пространства от роскошных хрустальных люстр. Умиляет, что все светильники и малые бра и огромные люстры исполнены в одном стиле.
Паркет в мраморном зале из натурального дерева с растительным орнаментом впечатляет изяществом.
Буквально все помещения коридоры в театре прекрасно выглядят и содержатся в чистоте и порядке.
В театре чувствуется внимание ко всем деталям: от того, как зрителя встречают в гардеробе, до общего состояния и атмосферы в театре.
Я получаю в театре эстетическое удовольствие не только от спектакля, на который пришла, но и уже просто от того, что нахожусь в этих стенах.
Самарский академический театр оперы и балета настоящий храм искусства.
Понравился пост? Пожалуйста, подпишетесь — это поможет развитию канала! 🌟
Мой блог посмотреть можно по ссылке
Другие подборки: