Тоннель через Берингов пролив: Дорога, способная объединить мир
Идея соединить Россию и Америку по суше снова оказалась в центре внимания. В октябре 2025 года руководитель Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев предложил вернуться к проекту тоннеля под Беринговым проливом и даже символично назвал его «тоннелем Путина — Трампа». Это больше чем инженерный проект — это символ мира и сотрудничества, идея, которую Федерация за всеобщий мир поддерживает десятилетиями.
Мечта, которая объединяет века
Еще в 1890-е годы звучали предложения о «железной дороге человечества». В 1907-м о проекте писала The New York Times, а в 1960-е его как символ будущего партнерства обсуждали Хрущёв и Кеннеди.
Настоящий гуманистический смысл идее придал основатель Федерации за всеобщий мир д-р Сан Мён Мун. В 1981 году он представил концепцию «Международного шоссе мира»:
«Эти международные шоссе помогут объединить наш мир. Когда они будут построены, вы сможете проехать на машине от африканского мыса Доброй Надежды до чилийского Сантьяго и от Лондона до Нью-Йорка... Весь мир будет связан между собой подобно системе кровеносных сосудов».
Ведущий исследователь проекта, почётный транспортный строитель России д-р Виктор Разбегин, много лет выступающий на площадках Федерации, уверен:
· Технически это возможно: «Берингов пролив мелководен, глубины 30–40 метров, грунты устойчивы. Главный вопрос — политическая воля».
· Это катализатор развития: «Он создаёт новую экономику северных регионов, десятки тысяч рабочих мест, развитие энергетики и цифровой инфраструктуры».
· Это быстро: «Если президенты примут решение, проект можно реализовать за семь-восемь лет».
Почему этот проект — о мире?
Федерация за всеобщий мир десятилетиями является платформой, где этот проект обсуждается как гуманитарный и научный вызов. Это не просто транспортный коридор, а путь сотрудничества народов, инфраструктура доверия.
«Когда мы соединяем континенты, мы соединяем сердца. И в этом — подлинный смысл мира».
— д-р Хан Хакджа, сооснователь Федерации за всеобщий мир
Сегодня, когда мир стоит перед выбором — строить стены или дороги, — идея тоннеля под Беринговым проливом становится мощным символом надежды и нашего общего будущего.