Итак, противоборствующие стороны обнаружили друг друга почти одновременно и выслали свои ударные волны самолетов.
Японцы, благодаря лучшей организованности, вышли на противника немного раньше.
Вот с них и начнем.
Атака первой японской ударной волны.
Итак, противники взлетели почти одновременно и их ударные группы стремительно сближались.
Уже в 8-35 утра единая японская ударная волна пересеклась на встречных курсах с первой ударной волной авианосца "Хорнет". И ничего не произошло!
Противники мирно разошлись и каждый полетел дальше, по своим делам.
Но впереди японских самолетов летела их тактическая новинка - группа "расчистки воздушного пространства", девять "Зеро", которые должны были связать боем вражеские истребители прикрытия над авианосцами.
У этой девятки хватило сил пропустить первую волну американских самолетов, но когда за ней появилась ударная волна "Энтерпрайза", японский ведущий, капитан-лейтенант Хидака решился на атаку. В центре американского строя шли две четверки торпедоносцев "Эвенджер", которых с боков прикрывали две четверки истребителей "Уайлдкэт", а еще три пикировщика летели значительно впереди и ниже.
Надо учитывать, что на тот момент японцы частенько принимали "Эвенджеры" за истребители и без опаски заходили им в хвост, где у "Эвенджеров" было два хвостовых пулемета.
Аналогия - восьмерка "мессеров" увидела шестнадцать "Харрикейнов" и решила провести классическую атаку "ударил-убежал".
Девятка Хидаки, которая летела значительно выше, будучи не обнаруженной, совершила разворот и атаковала сзади и со стороны солнца головное звено "Эвенджеров".
Два "Зеро" первой тройки без помех расстреляли головной "Эвенджер", который тут же загорелся и его пилот попытал выбраться на крыло, чтобы покинуть самолет , но не смог и торпедоносец врезался в воду. Из всего экипажа спасся только радист. Но замыкающий "Зеро" попал под огонь стрелков трех оставшихся "Эвенджеров", загорелся и отвернув, оказался перед второй четверкой торпедоносцев и был ими окончательно добит, но взорвавшись, значительно повредил один из "Эвенджеров".
Вторая тройка "Зеро" расстреляла один из "Эвенджеров" второго звена, который просто взорвался, причем его двигатель, с вращающимся пропеллером, продолжал какое-то время лететь вперед, пока не упал в море.
И опять пострадал замыкающий "Зеро" этой тройки. Уходя от огня стрелков, он отвернул вправо и оказался как раз перед четверкой истребителей "Уайлдкэт", которые в это время судорожно пытались избавиться от подвесных баков, но тем не менее, смогли расстрелять подвернувшийся "Зеро".
Последняя тройка "Зеро" атаковала два замыкающих "Эвенджера" второй четверки и основательно их повредила. Поэтому эти "Эвенджеры", которые держались в воздухе как говорится, на честном слове, развернулись и полетели назад, к "Энтерпрайзу".
В это время первая тройка "Зеро", но уже без своего замыкающего самолета, сбитого стрелками "Эвенджера", вышла влево из атаки на головную четверку торпедоносцев и сходу расстреляла головной "Уайлдкэт" левого звена истребителей. Эти "Уайлдкэты" также лихорадочно сбрасывали подвесные баки, причем у одного из них бак не сбросился, зато еще у одного бак сбросился нормально, но прекратилась подача топлива в двигатель. Тем не менее, два оставшихся "Уайлдкэта" смогли сбить "Зеро" второй тройки (теперь уже двойки), который неосторожно решил проскочить перед ними. Последний "Зеро" этой тройки сбил стрелок последнего "Эвенджера" второй четверки, когда этот "Зеро", замыкая круг, атаковал его сзади-снизу, все еще считая, что воюет с истребителями.
Вторая тройка "Зеро", выходя из атаки на торпедоносцы, также атаковала левое звено "Уайлдкэтов", в котором осталось только две машины. "Уайлдкэты", применив маневр уклонения, "плетенку Тэча", успешно отбивались, но тут у одного из них остановился двигатель и летчик выпрыгнул с парашютом. Второй, изрядно побитый "Уайлдкэт", повернул к "Энтерпрайзу". Японцы, у которых заканчивались боеприпасы и горючее, его не преследовали и тоже пошли назад, на свой авианосец.
В итоге "Зеро" сбили два "Эвенджера" и три "Уайлдкэта" и еще крепко побитые два торпедоносца и истребитель пошли на вынужденную. Японцам это стоило четырех потерянных истребителей и потерей возможности связать боем прикрытие авианосцев. Ну а доложили они о 14 сбитых американских самолетах.
Командир одного из подбитых "Эвенджеров", старший лейтенант Ричард Беттон решил садить свой самолет на воду, так как понимал, что из-за плохой управляемости на авианосец ему не попасть. Перед этим он открыл бомболюк и попытался сбросить торпеду. Но торпеда падать в холодную воду никак не хотела и приводняться пришлось вместе с ней. От удара об воду "Эвенджер" подскочил и снова плюхнулся в море. От этого удара торпеда, наконец, соскочила со своих креплений, но не утонула, как обычно, а запустив двигатель, бодро, со скоростью 33 узла пошла догонять японцев. Но во время удара торпеда повредила свои рули и поэтому, вместо прямого хода заложила крутую циркуляцию. А в этот момент экипаж "Эвенджера" погрузился в надувную лодку и двинулся к правому борту суперэсминца "Портер", который был выделен для спасения экипажей сбитых самолетов, так как его восемь пятидюймовых орудий имели недостаточный вертикальный угол подъема для зенитной стрельбы. Верхняя вахта эсминца с интересом наблюдала за подплывающей с правого борта лодкой с экипажем "Эвенджера" и прозевала появление торпеды с левого борта. Торпеда угодила в переборку между котельными отделениями и ее взрыв полностью лишил корабль хода. Эсминец еще можно было спасти, но из-за угрозы налета японских самолетов, его решили затопить. Экипаж сняли и подошедший эсминец "Шоу" выпустил две торпеды, которые попали точно в цель, но не взорвались. "Портер" потом около часа добивали артогнем.
Попробуй такое показать в кино! Голливуд отдыхает!
Американцы долго считали, что во всем виновата японская подлодка, но послевоенное изучение энтузиастами трофейных документов выявило, что ближайшая японская подлодка I-20 находилась на расстоянии 200 миль от места события.
Небольшое отступление.
Большой Торпедный скандал.
В начальный период войны на Тихом океане ВМС США столкнулись с массовыми случаями отказов торпед Mark 14, которые либо шли гораздо ниже установленной глубины, либо не взрывались при попадании в цель. Производители торпед во всем винили представителей флота, которые не умеют обращаться со сложной техникой. И это происходило в течении года и во время войны! Через год конструкцию торпед доработали, но никого не наказали.
Кстати, более опытные летчики с "Хорнета" загружали в свои "Эвенджеры" в основном бомбы, а не торпеды, в отличие от новичков "Энтерпрайза".
Отступление номер два
При рассмотрении воздушных боев начального периода войны на Тихом океане, надо учитывать, что основной на то время американский палубный истребитель Грумман F4 «Уайлдкэт» по всем показателям уступал японскому истребителю Мицубиси A6M "Зеро".
"Уайлдкэт" : скорость (на 4000 м) - 508 км/ч , скороподъемность - 690 м/мин, масса пустого - 2610 кг
"Зеро" : скорость (на 4000 м) - 533 км/ч , скороподъемность - 942 м/мин
масса пустого- 1680 кг.
Таким образом, ситуация для американцев напоминала ситуацию лета 1941 года с противостоянием Ме-109 и И-16.
Но "Зеро" обладал низкой живучестью, так как из-за более слабого двигателя мощностью 940 л.с. ("Уайлдкэт"-1200 л.с.), его максимально облегчили, не было даже бронеспинки пилота и протектированных топливных баков. Также у "Зеро" при превышении скорости пикирования просто отрывались крылья, а точнее, консоли крыла.
Отступления закончились и продолжаем повествования о действиях японской ударной волны, которая как раз подходила к американским авианосцам.
Американцы уже были в курсе о приближении врага и подготовились к этому, так им во всяком случае казалось.
Старшим офицером наведения истребителей был Джон Гриффин с "Энтерпрайза", сам летчик-истребитель, он прошел курсы подготовки офицеров наведения в Англии и потом вел подобные курсы у себя в США. Теоретически он был подготовлен великолепно, но это был его первый реальный опыт наведения истребителей над авианосцами в открытом море.
Поэтому все истребители воздушного патруля он разместил на высоте примерно 3300 метров (10 000 футов), что позволяло экономить топливо и кислород.
Над "Энтерпрайзом" в это время находилось семь "Уайлдкэтов", а над "Хорнетом" - восемь.
В 8-30 адмирал Кинкейд, узнав о встрече своей первой ударной волны с японскими ударными самолетами, приказал поднимать в воздух все оставшиеся самолеты, доведя общее количество истребителей в патруле над обоими авианосцами до 37 машин, но все они находились на высоте 3300 метров. Это было не критично, ведь на американских авианосцах и на отдельных кораблях сопровождения стояли РЛС, которые были способны обнаруживать вражеские самолеты за 75-80 миль, то есть теоретически было время занять необходимую высоту. Но в этот момент РЛС на американских авианосцах не работали по непонятной причине, показывая просто черный экран. По иронии, РЛС на крейсере "Нортхэмптон" в ордере "Хорнета" работала исправно и обнаружила японцев заблаговременно, в 8-41 утра, на расстоянии в 70 миль. Но не зная о проблемах авианосца, докладывать на "Хорнет" на стали, чтобы не засорять и так перегруженный эфир.
И вот в 8-53 утра японская ударная волна визуально обнаруживает "Хорнет" с кораблями сопровождения, но "Энтерпрайз" в это время скрыт дождевым шквалом. Поэтому все японские самолеты пошли в атаку на "Хорнет". По иронии судьбы, в этот момент включились РЛС на обоих американских авианосцах и старший авианаводчик Джон Гриффин увидел всего в 35 милях японские самолеты, идущие в атаку на "Хорнет", над которым было только восемь "Уайлдкэтов" прикрытия и еще семь только начинали взлет. По команде с пункта наведения "Уайлдкэты" ринулись на перехват, но японские торпедоносцы шли непривычно высоко, на высоте 14 000 футов (более 4 км), т.е примерно на километр выше американцев, а пикировщики и истребители были выше торпедоносцев еще на километр.
В это время строй японских самолетов распадается на группы: торпедоносцы в пологом пике теряют высоту, разменивая ее на скорость. При этом девять торпедоносцев Васими заходят прямо на цель с левого борта, а одиннадцать торпедоносцев Мураты под прикрытием 4 "Зеро" выполняют глубокий охват и заходят на цель правого борта. 21 пикировщик "Вэл" Такахаси под прикрытием 8 "Зеро" должен в крутом пике первым атаковать авианосец, чтобы выбить максимум зениток.
Хессель, командир американского патруля над Хорнетом, в это время пытается набрать необходимую для перехвата высоту, что тяжелый "Уайлдкэт" выполняет очень неохотно. А японские торпедоносцы пикируя, стремительно удаляются. Понимая что их уже не догнать, Хессель решает сосредоточить свои силы, а это только 8 истребителей, на идущих единой группой японских пикировщиках. Его головная четверка успевает атаковать ведущий "Вэл", до того, как на выручку спикировала восьмерка "Зеро". В завязавшимся бою Хессель потерял три истребителя сбитыми и три сильно поврежденными, но главное, после его атаки ведущий "Вэл" Такахаси из-за повреждения руля направления стал описывать замкнутые круги, вместо пикирования на "Хорнет" и вместе с ним круги стали описывать еще 13 пикировщиков и только 7 замыкающих "Вэлов" смогли разобраться в обстановке и продолжить атаку.
Но и эту семерку "Вэлов" встречает семь "Уайлдкэтов", которые только что взлетели с Хорнета" и стараются набрать высоту. Первым они смогли догнать замыкающий пикировщик, который дымя и отчаянно маневрируя, все же рвется к цели, тем самым отвлекая их на себя.
В 9-05 на "Хорнете" заметили пикировщики и началась пальба из всего, что может стрелять.
Несмотря на зенитный огонь, шесть пикировщиков смогли прицельно сбросить бомбы, добившись трех попаданий и потеряв три машины. Две относительно слабые полубронебойные бомбы весом по 250 кг, пробив полетную палубу, разорвались через 19 метров на третьей палубе в двух разных столовых, не добравшись до механизмов и машин. Третья, фугасная бомба весом 242 кг взрывается сразу под полетной палубой, убив 30 человек из зенитных расчетов.
Хотя ущерб, нанесенный пикировщиками невелик, но они отвлекли на себя бОльшую часть воздушного патруля "Хорнета", а в это время к авианосцу рвутся две группы японских торпедоносцев.
Первая группа из одиннадцать торпедоносцев под командой Сигэхару Мураты проходит за кормой "Хорнета" и развернувшись, атакует его с правого борта.
Впереди этих торпедоносцев летят четыре "Зеро" и это все их истребительное прикрытие. Почти сразу один "Зеро" отвлекается на одиночный "Уайлдкэт" и самураев остается трое против четверки американцев. Ценой потери одного "Зеро" американцев отгоняют, тяжело повредив при этом два "Уайлдкэта" и путь торпедоносцам открыт, остаются только зенитки эскорта и самого "Хорнета". А эскорт у авианосца серьезный, его круговой ордер ПВО составляют четыре крейсера, из них два тяжелых (Пенсакола и Нортхэмптон) и два крейсера ПВО (Джуно и Сан-Диего), а также шесть эсминцев.
Японские торпедоносцы идут четырьмя отдельными звеньями по три самолета - "сётаями"(четвертый неполный).
Капитан-лейтенант Сигэхару Мурата впервые видит в прицеле вражеский авианосец, хотя ему уже 33 года и он один из самых опытных японских летчиков-торпедоносцев. Но в Перл-Харборе авианосцев не оказалось, а при Мидуэе его "Акаги" погиб раньше, чем смог поднять свои самолеты, а при Восточных Соломонах торпедоносцы не успели атаковать американцев.
В полутора километрах от цели один из ведомых Мураты поражен зенитным снарядом, но успевает сбросить торпеду. Далеко! Два оставшихся "Кейта" сближаются с "Хорнетом" на расстояние менее километра и сбрасывают свой груз.
После сброса торпед оба "Кейта" резко разворачиваются вправо, в промежуток между кораблями эскорта и попадают под сосредоточенный огонь нескольких кораблей. У самолета Мураты после попадания загорается левый крыльевой непротектированный бак и в результате потеряв крыло, торпедоносец с левым креном падает в море. В напарника Мураты также попадают, но его самолет с хвостом дыма проскакивает между кораблями эскорта и уходит.
Командир "Хорнета" Чарльз Мейсон, уклоняясь от выпущенных торпед, резко поворачивает вправо и громадина авианосца пересекает бензиновое пятно, проходя как раз над местом падения самолета Мураты.
Как тут не вспомнить генерала Лассаля: "Гусар, который не убит в 30 лет, не гусар, а дерьмо!" Мурате было 33 года, Лассалю - 34.
Мейсон стремится оставить торпеды за кормой, но японские авиаторпеды гораздо быстрее американских, они дают 42 узла против привычных 33 узлов у американцев.
И вот в 9-14 первая торпеда поражает "Хорнет" в правый борт, в районе надстройки-острова, а спустя еще 20 секунд вторая торпеда взрывается примерно в 50 метрах от первой.
По американским данным обе торпеды взорвались на глубине всего 2 метра, хотя минимальная глубина хода японской авиаторпеды тип 91 мод.3 составляет 4 метра. Отчасти это можно объяснить тем, что "Хорнет" резко взял вправо и у него появился правый крен, поэтому правый борт больше погрузился в воду.Тем не менее даже на такой глубине торпеды натворили немало бед. Они взорвались под нижней кромкой броневого пояса авианосца толщиной 62 мм и два взрыва по 240 кг тринитроанизола вынесли противоторпедную защиту "Хорнета". От взрыва первой торпеды во внутренней переборке образовалась дыра 1,5х2 метра, что привело к быстрому затоплению носового машинного отделения и котельного отделения №9. Взрыв второй торпеды привел к разрушению конденсатора отработанного пара и затоплению уже кормового машинного отделения и заклинил руль в положении "поворот направо на 20 градусов". В результате "Хорнет" лишился хода, но все еще двигался по инерции. В это время впритык к носу авианосца прошла третья торпеда из сётая Мураты, которая могла поразить цель, если бы "Хорнет" не сбросил ход.
Таким образом, Мурата нанес своеобразный удар "отсроченной гибели".
А за тройкой Мураты шли еще восемь торпедоносцев и это только с правого борта. Но и у американцев стреляло все, что могло стрелять и в результате эта восьмерка, догоняя "Хорнет", слишком долго была в зоне обстрела и безрезультатно сбросила пять торпед, потеряв три машины.
Почти одновременно с попаданием торпед Мураты японские пикировщики, летающие кругами за своим лидером, наконец разобрались в ситуации и атаковали "Хорнет", но тоже безрезультатно. И только подбитый "Вел" уоррент-офицера Седьюти Сата таранил авианосец, врезавшись в его дымовую трубу, в результате на "Хорнете" возник пожар, но 250 -кг бомба не успела взвестись и не сработала.
Но остались еще девять торпедоносцев капитан-лейтенанта Васими, которые заходят с левого борта "Хорнета". Но у этих торпедоносцев нет истребительного прикрытия, а к "Хорнету" подтягивается воздушный патруль "Энтерпрайза". В результате девятка Васими потеряла три самолета и смогла сбросить только четыре торпеды, которые прошли мимо из-за излишнего упреждения, так как "Хорнет" шел по инерции со скоростью только 12 узлов, а не 28 узлов как обычно. Горящий торпедоносец Васими без торпеды пытался таранить авианосец, но промахнулся и поэтому развернувшись перед носом корабля, врезался в левый борт "Хорнета", вызвав очередной пожар.
Повреждения Хорнета": А В и С - попадания бомб пикировщиков в последовательности.
Д и G: тараны самолетов.
F и E: попадание торпед.
Итак, весь налет первой японской ударной волны занял чуть больше 20 минут и привел к трем бомбовым и двум торпедным попаданиям, плюс два тарана.
Во время атаки японцы потеряли 24 самолета, из них 3 истребителя, 11 пикировщиков и 10 торпедоносцев. Еще 14 самолетов не долетели на обратном пути из-за полученных повреждений и недостатка топлива, из них 2 истребителя и по 6 пикировщиков и торпедоносцев. Американцы потеряли 6 истребителей и 4 пилотов.
Тут надо учитывать мощное ПВО кораблей охранения, а также то, что американские самолеты были тяжелыми, но прочными, а японские, наоборот, легкими и хлипкими (из-за слабых двигателей).
Еще раз процитирую японского летчика-истребителя Сабуро Сакаи:
"Я был полностью уверен в своей способности уничтожить Grumman и решил
добить вражеский истребитель только своими 7,7-мм пулеметами. Я перевел
переключатель 20-мм пушек в положение "Выкл." и приблизился. Но даже
после того, как я выпустил около пятисот или шестисот патронов
непосредственно в Grumman, самолет не упал, а продолжал летать! Хотя
руль направления и хвостовое оперение Grumman были разорваны в клочья,
выглядя как старая рваная тряпка. Неудивительно, что при таком состоянии
его самолета пилот не смог продолжать бой! Zero, на который попало
столько пуль, превратился бы в огненный шар."
В 9-20 кто-то из уходящих японских самолетов разглядел находящийся в 10 милях второй американский авианосец - "Энтерпрайз" и тут же доложил адмиралу Нагумо.
Окончание здесь:
Если статья понравилась, можете скинуть донат по ссылке внизу.
Предыдущая часть здесь:
О гибели адмирала Ямамото можно прочитать здесь
Воспоминания капитана Косова, прошедшего всю войну, можно прочитать здесь: