Текст скопирован со стены из моего ВК профиля от 20.09.2025 с последующим редактированием и дополнением.
Знакомьтесь! Это фотоаппарат Зенит ЕМ. Видите знакомый логотип на корпусе? Да! Это логотип Олимпийских игр 1980 года. Данный экземпляр вышел с конвейера Красногорского механического завода (КМЗ) в 1979 году прямо перед Олимпиадой в Москве. Подарил мне его коллега Юра зная, что я увлекся пленочной фотографией. Кстати, Юра раньше работал на КМЗ и собирал те самые зениты.
Показал он мне его в кожаном кофре, в идеальнейшем состоянии, и когда открыл кофр, я увидел этот самый зенит с этим самым логотипом и объективом Гелиос 44-3 МС, который собирался на Белорусском заводе. Радости у меня уже не было предела, но я держал себя в руках. Юра немного рассказал про фотоаппарат и отдал его мне в качестве подарка. Знаете это чувство, когда вы говорите спасибо, но понимаете, что этого мало? Вот именно такое чувство было у меня.
Уже позднее я достал фотоаппарат и стал изучать его, попутно открывая в браузере техническую информацию и статьи, где люди делятся опытом использования Зенит ЕМ. Несмотря на то, что фотоаппарат бережно хранился у Юры, время взяло своё и стало причиной части неисправностей. В видоискателе я увидел отслоение напыления на пентапризме, курок взвода затвора работал хорошо и плавно, но вот обратно сам возвращаться не хотел, а встроенный экспонометр не работал (проблема всех зенитов, время не щадит селеновые фотоэлементы), ну и не хватало где-то винтиков. Такие зениты ЕМ на авито продают «на развес» за копейки, но я знал точно, что мой – совсем другой случай. Во-первых, это подарок от Юры, а во-вторых, его делали под Олимпиаду в Москве и все это делало этот фотоаппарат особенным. Ну и я начал еще больше читать информации как их обслуживать, попутно вспоминая, где там у меня набор маленьких отверток.
Пока читал и смотрел ролики по разбору, я вспомнил, что пару месяцев назад ездил к брату и там купил с рук Зенит Е с объективом Гелиос 44М-4. Объектив я забрал, потому что покупал ради него, а тушку оставил у брата.
Брат использовал ее как антистресс, взводя и спуская затвор. Как оказалось, модель Е и ЕМ имеют отличия, но совсем незначительные и я решил, что если что, то буду Е-шку использовать как донор. Дело показало, что решение было верным. На всех видео и в статьях, разборка и сборка казалась проще. Для начала попробовал разобрать донор и тут началось… Это не скручивается, тут винтик отгнил и т.п. В итоге почти полностью разобрал Е-шку, найдя понимание, где меня будут ожидать подводные камни, сделал вдох – выдох и приступил к разборке олимпийца. Делал все поэтапно, и при малейшей сложности брал паузу что бы подумать. В итоге спустя минут 40, я открыл верхнюю крышку и обнаружил следы бывшей живности и загустевшую смазку. Тут я на удивление обрадовался, потому что здесь все просто – чистка, смазка. Если пружинки в порядке, значит возврат курка сделать получится. Далее снял пентапризму и да, это отслоение уже не решить самому никак. Как хорошо, что в доноре призма сохранилась идеальной. С экспонометром все тоже стало ясно, провода на месте, контакт есть, а значит селеновый фотоэлемент – мертв. Благо на озоне продавались последние два элемента 1993 года, и продавец указывает что они живые, заказал.
Разбирать прям до винтика тушку не стал, потому что не знаю, как регулировать шторки и выдержки, да и в целом не хотелось сломать что-то. Открутил только весь механизм зеркала с фокусировочным экраном. Заменил зеркало и пентапризму с донора, снял фокусировочный экран, отчистил от грязи и налета, вернул. Почистил корпус от пыли и следов живности. Убрал загустевшую смазку. В экспонометре перепаял фотоэлемент, вроде работает, но проверить возможности не было, мне было достаточно увидеть ожившую стрелку.
Потом выяснится, что экспонометр обманывает в пользу недоэкспонирования, либо буду пробовать калибровать, меняя резисторы, либо буду пользоваться внешним. Смазал все шестеренки, трущиеся детали и собрал верхнюю крышку. Фух…
Помыл руки, а собранный Зенит протер тряпочкой и начал проверять всю работу. За исключением экспонометра, который лукавил, все было работоспособным. Видоискатель чистый и ясный, а курок плавно взводился и быстренько возвращался на исходную позицию. Ну что, заказываю пленку и проявитель, будем пробовать с объективами Гелиос 44-3 МС (58мм) и Юпитер 37А (135мм).
Уже на следующий день я забрал катушку 135-й пленки Silberra PAN 160 на 36 кадров. Зарядил ее в фотоаппарат и вот уже возник первый вопрос. Жаль он не возник у меня тогда, когда я пленку заказывал, потому что ее чувствительность ISO 160, а на лимбе расчета экспопары шаг значений ГОСТ-ASA: 25, 50, 100, 200, 400, 500. А на обратной стороне лимба чувствительность пленки устанавливается в DIN. Думать долго не стал, система проста и понятна, просто установил метку между 100 и 200.
Сделать первые кадры решил на первой же прогулке с собаками. Зная, что экспонометр может лукавить, скачал на на телефон приложение для замера экспозиции, что бы сравнить его. Определился с кадром, сделал замер по приложению, при чувствительности ISO160 и выдержке 1/500 (быстрее зенит не может) апертура должна быть установлена f/1,7. Эти параметры фотоаппарат показывал только при чувствительности ISO400. Значит погрешность более чем в 1-2 стопа. Зенит думает, что света гораздо больше, чем есть на самом деле.
Конечно, можно пользоваться приложением, можно внешним экспонометром. Но в душе я этого очень не хотел. Мне хотелось просто держать фотоаппарат в руках и смотреть в видоискатель. Поиск решений в интернете подвел меня к правилу "Солнечно 16". Оно было простым до безобразия. Если днем на небе солнечно, облаков мало или почти нет, а тени резкие, то при диафрагме f/1,16 выдержка должна быть равна чувствительности пленки.
В целом, и при другой погоде тоже есть свое правило - "облачно 11", "пасмурно 8" и т.д. Минус только один. Все это работает днем при естественном освещении. В помещении придется все же использовать внешний экспонометр или верить встроенному, с учетом поправки на то, что он всегда хочет передержать кадр.
Остальное время прогулки я просто смотрел, в теперь уже чистый видоискатель, и фокусировался не взводя затвор. Я не могу объяснить почему, но это действительно доставляло удовольствие. Казалось, что мир выглядит иначе в этом маленьком окошке. В теплых тонах с небольшим виньетированием и матовостью.
Все 36 кадров Зенит отработал без каких либо проблем. Когда счетчик кадров перевалил за 36, взводя затвор, я почувствовал сопротивление. Пленка закончилась. Я прислонил фотоаппарат к уху и начал сматывать. Услышав щелчок я понял, что пленка слезла с приемной катушки и я перестал ее мотать, что бы хвостик не ушел в кассету. Открыл крышку и в этот же вечер готовил реактивы для проявки. Проявлял по процессу Д-76. Стравливал воду пальцами, а сушил на торшере, закрепив проявленную пленку прищепкой для белья. Пока пленка сохла подготовил стенд, свет, штатив и цифровой фотоаппарат, на котором был установлен Гелиос с макрокольцами.
Ниже я делюсь с вами результатом, который получился благодаря Зенит ЕМ.
Зенит ЕМ подарил мне много эмоций. Радость от подарка. Волнение, когда разбирал и обслуживал. Удовольствие от процесса настройки фотоаппарата перед пуском затвора и соответственно проявка и оцифровка.
Юра, большое спасибо за этого старичка! А Вам большое спасибо за внимание!