Найти в Дзене
Дневник Кинозрителя

Бред и позор: почему не стоит смотреть «Август» — новую экранизацию «Момента истины»

Ради любопытства сходил всё-таки на «Август». Все опасения оправдались — третья экранизация «Момента истины» оказалась совершенно бессмысленной и ненужной. Сейчас будет небольшой спойлер, но тем, кто уже смотрел первый фильм или читал книгу, он никак не помешает, а, наоборот, сэкономит деньги. Итак, товарищи, главное, что нужно знать про «Август»: авторы нового фильма переделали сюжет. В принципе, в этом не было бы ничего страшного, если бы такой шаг позволил по-новому переосмыслить историю, рассказанную Богомоловым. В кино немало таких примеров, вполне удачных. Но это не тот случай. Во-первых, авторы «Августа» изменили цель немецких диверсантов. Они теперь не собирают данные о нашем наступлении, а сами готовят наступление на Лиду какой-то своей трёхтысячной группировки, прячущейся в лесу. Причём, судя по экипировке, это не окруженцы и отставшие, а чуть ли не элитное спецподразделение. Команду о наступлении этому отряду почему-то должны по рации дать именно эти три диверсанта, несмотря
Оглавление

Ради любопытства сходил всё-таки на «Август». Все опасения оправдались — третья экранизация «Момента истины» оказалась совершенно бессмысленной и ненужной.

Сейчас будет небольшой спойлер, но тем, кто уже смотрел первый фильм или читал книгу, он никак не помешает, а, наоборот, сэкономит деньги.

Изменения ради изменений

Итак, товарищи, главное, что нужно знать про «Август»: авторы нового фильма переделали сюжет. В принципе, в этом не было бы ничего страшного, если бы такой шаг позволил по-новому переосмыслить историю, рассказанную Богомоловым. В кино немало таких примеров, вполне удачных. Но это не тот случай.

Во-первых, авторы «Августа» изменили цель немецких диверсантов. Они теперь не собирают данные о нашем наступлении, а сами готовят наступление на Лиду какой-то своей трёхтысячной группировки, прячущейся в лесу. Причём, судя по экипировке, это не окруженцы и отставшие, а чуть ли не элитное спецподразделение. Команду о наступлении этому отряду почему-то должны по рации дать именно эти три диверсанта, несмотря на то, что они находятся в том же лесу...

Вслед за этим был изменён и финал, причём ещё более глупым образом. Дескать группа Алёхина не успевает поймать вовремя диверсантов и те всё-таки передают команду немцам атаковать Лиду. Чтобы полностью не обессмысливать работу смершевцев, в фильме показано, как Таманцев заставляет пойманного шпиона дать по радио команду отбой и остановить наступление. Пара-парам-пам, финал. А нет, не финал. Героям ещё придётся удирать от сотен немцев, которыми кишит лес. Спасёт их советская авиация. Вот теперь всё.

Какое-то логичное объяснение этим изменениям найти сложно. Любопытно, что Богомолов в своё время критиковал авторов «В августе 44-го» за вольности с первоисточником. Что бы он сказал про это...

Длинно и непонятно

Любопытно, что фильм 2001 года короче (российская версия — 105 мин.), но при этом основные перипетии сюжета там изложены достаточно внятно. Всё понятно даже тем, кто книги не читал. «Август» же длиннее более чем на полчаса, но там ничего непонятно. Проверено на человеке, который про «Момент истины» до этого никогда не слышал.

Пиф-паф

На что же, спрашивается, авторы «Августа» потратили огромное экранное время (2 ч 18 мин), если толком историю рассказать им не удалось? На бесконечные перестрелки. Тут смершевцы палят без раздумий и по чужим и по своим, без всякого смысла. Даже ковбои в вестернах ведут себя сдержанней. Забавно, что после выхода романа в прессе началась дискуссия — могли ли стрелять смершевцы «по-македонски» или нет? В кровавом хаосе «Августа» эта дискуссия утрачивает смысл — тут уже какая-то бойня в стиле матрицы.

-2

Ещё историю нагрузили бессмысленной битвой, где генерал-лейтенант Егоров с криком ура и наперегонки с собакой идёт в атаку на немцев... Это не шутка, а точное описание происходящего на экране. Видимо, авторы считают, что без битвы зрителям будет непонятен героизм. Раз фильм военный — нужна битва, пусть и бредовая.

Смотрите «В августе 44-го»

Креативность некоторых наших современных киношников — это креативность каких-то инфантильных психопатов, генерирующих бред. У них всё рассчитано на внешний эффект, каким бы бессмысленным он ни был. Так, сотрудник комендатуры, который в оригинале чуть не срывает всю операцию, тут показан как герой. Его окружают в лесу немцы, а он выстреливает в бензобак грузовика и взрывом убивает себя и всех нацистов...

Или когда смершевцы заходят в лес, то им навстречу сразу появляются сначала заяц, потом лиса, потом огромные белые грибы. То есть все картинки, которые в голове креакла связаны со словом лес. Разве что мишки косолапого нет и хоббитов.

-3

Смотреть это невозможно, если честно. Снято всё в современном стиле — с глазами на выкате, чтобы всё было максимально выпукло и с надрывом. Из всех артистов здесь, пожалуй, только Безруков держит марку. Всё-таки старая школа.

«Август» — очередной фильм однодневка. Фильм Пташука «В августе 44-го» будут пересматривать ещё долго. Кстати говоря, он сейчас появился в высоком разрешении. Я его бегло «пролистал», когда писал эту заметку. Удивительное дело: антураж, декорации — всё выглядит более убедительно, чем в «Августе». И это несмотря на то, что сейчас и денег больше, и технические возможности гораздо шире. Только вот авторов, которые могут всем этим воспользоваться, нет...