Найти в Дзене
Хитрый койот

Детальный обзор книжной саги о Ведьмаке. "Перекресток воронов"

Вот че скажу: а я не знал, что монстров можно готовить! Обсуждая книжную сагу об известном всем охотнике на чудовищ - ведьмаке по имени Геральт, я пожалуй, немного отвлекусь и поговорю про свеженький "Перекресток воронов" - предысторию нашего ривского героя. По официальному выходу в конце сентября мнения читателей о "Перекрестке" разделились - одни называют его достойным произведением во вселенной "Ведьмака", дополняющим этот мир, другие - "ведьмакосодержащим продуктом", выпущенным чисто с целью наживы на фанатах. Я, несмотря на некоторые недостатки книжной саги, отлично понимаю, за что Геральта у нас ценят и любят, и потому, чтобы решить этот спор, глянул, что же такое за "Перекресток воронов"... При подготовке книги к выходу в России весной этого года произошел скандал вокруг обложки. К содержанию претензий у меня не было: хоть истребление опасных монстров - хлеб насущный для любого ведьмака, в жизни Волка часто случалось так, что дело можно было уладить, не прибегая к смертоубийств

Вот че скажу: а я не знал, что монстров можно готовить!

Обсуждая книжную сагу об известном всем охотнике на чудовищ - ведьмаке по имени Геральт, я пожалуй, немного отвлекусь и поговорю про свеженький "Перекресток воронов" - предысторию нашего ривского героя. По официальному выходу в конце сентября мнения читателей о "Перекрестке" разделились - одни называют его достойным произведением во вселенной "Ведьмака", дополняющим этот мир, другие - "ведьмакосодержащим продуктом", выпущенным чисто с целью наживы на фанатах. Я, несмотря на некоторые недостатки книжной саги, отлично понимаю, за что Геральта у нас ценят и любят, и потому, чтобы решить этот спор, глянул, что же такое за "Перекресток воронов"...

При подготовке книги к выходу в России весной этого года произошел скандал вокруг обложки.

-2

К содержанию претензий у меня не было: хоть истребление опасных монстров - хлеб насущный для любого ведьмака, в жизни Волка часто случалось так, что дело можно было уладить, не прибегая к смертоубийству, а существо было в основном безвредным (вспомните хотя бы забавную сцену, когда Гера воспитывал сильвана Торкве). Но оказалось, что официальный издатель сжульничал и выдал продукт нейросети за авторский рисунок. Народ это заметил, и начал нещадно издеваться, предлагая свои варианты обложки.

-3

Мне лично понравился вариант с бобром от arkaim_k.

Так что обложку в конце концов изменили, и опять же, говоря о содержании, я не понимаю претензий к иллюстрации, что лицо главного героя слишком уж "анимешное". Речь идет, повторяю, про ЮНОГО Геральта, который еще не успел зачерстветь и заматереть. Да и в книге встречные постоянно говорят: "парниша, что-то ты слишком уж молодо для ведьмака выглядишь".

Портрет юного Геральта.

О характере Геры в начале своего ведьмачьего пути можно догадаться по отдельным эпизодам из основной книжной серии. Юный Волк был парнем справедливым, порывистым, совестливым, жаждущим защищать простых людей, но наивным. Из всех остальных его коллег по опасному делу больше всего на юного Геральта характером был похож ныне покойный Койон (не считая наивности, ясное дело). Кроме того, поскольку Гера вырос вдали от людей в Каэр Морхене и не привык к большим скоплениям народа, то первая же ярмарка должна произвести на него сильное впечатление. Такое же, как у Цири в "Часе презрения", когда она отправилась погулять со своим приятелем Фабио по Горс Велену (и там, между прочим, убила своего первого монстра).

Молодой Геральт. Фанарт.
Молодой Геральт. Фанарт.

В принципе, такого Геральта читатель в "Перекрестке воронов" и получает. Его первым подвигом (и первым столкновением с неблагодарностью), как мы помним, было спасение девушки-селянки от изнасилования, про которое упоминалось в рассказе-обрамлении первой книги "Глас рассудка". Так вот, "Перекресток" в самом начале рассказал про сие деяние поподробнее. Деталей говорить я не буду, скажу только, что в этот момент, как оказалось, путь Геральта мог окончиться, так толком и не начавшись. Если бы не ведьмак по имени Престон Хольт из школы Змеи, который взял вьюношу под свое покровительство, но, как оказалось, Престон кое-что постоянно недоговаривает, в том числе про погром в Каэр Морхене, в котором погибло много ведьмаков...

Основной мотив "Перекрестка" - куда заводит месть.

Через весь "Перекресток" красной нитью проходит одна тема: "куда заводит месть". В книге Геральт раз за разом сталкивается с ситуациями, когда месть слишком дорого обходится окружающим. Селянка, которая решила наложить на бургомистра порчу, но не понимавшая, что она делает. Два знатных рода, вражда между которыми тянется уже которое поколение (не без местных Ромео и Джульетты, само собой). Сам Престон Хольт, который даже назвал свое имение Рокамора, что в переводе с эльфийского значит "кровная месть". Да и главный злодей - чародей по имени Артамон, и конкретно этот пуделек, как сказал бы Рокэ Алва, был на редкость препротивной псиной. Этакий "Вильгефорц на минималках", если в двух словах.

Прочих тем, не считая переходящей из книги в книгу темы предрассудков в адрес ведьмаков и прочих не очень похожих на людей сущностей в "Перекрестке" нет. И этим вместе с "рубленостью" и эпизодичностью повествования книга напоминает ранние рассказы, которые также крутились вокруг какой-то одной темы.

Но все-таки, говоря о том, почему случился погром в Каэр Морхене, подкосивший ведьмаков, я ожидал чего-то большего, чем личная месть одного обиженного на ведьмаков чародея. Особенно после "игр" сильных мира сего из основной саги, которые были порой весьма изощренными - навроде случки чародеями королей и королев.

-5

Читая основную серию, я думал, что ведьмаки стали чародеям (как мы знаем, людей в целом заносчивых, высокомерных и неприятных) мешать, и в шутку предположил, что плохие ведьмаки истребляли полезнейших чудовищ, как в "Песенке про мангуста" Высоцкого. В конце-концов, Стрегобор и "слишком друг всего живого" Доррегарай топили за сохранение редких видов животных и предотвращение вырождения человеческой расы. На что Геральт потом ответил: "Расскажите-ка об этом матери, у которой василиск сожрал ребенка!"

Становление ведьмака.

-6

Что мне действительно понравилось - как автор показал становление Геральта в лесах Каэдвена. Поначалу парень показывает себя не очень умело, иногда даже паникует при виде чудовища. Потому что одно дело - видеть монстра на картинке, и совсем другое - столкнуться с ним вживую, когда вот он "сидит, шипит, зубишшами клацает".

Неопытность юного Волка, например, наглядно показывается в битве со стрыгой. Еще одной, да. Если с вызимским кошмаром матерый Геральт ведет себя как профессионал - отточенные и выверенные движения, то с каэдвенской итерацией молодой Гера промахивается и пасует. Но от сражения к сражению Гера становится все более ловким и смелым. И это становление с неровностями, ошибками, провалами, выглядит куда более естественным, чем у Цири, которая при встрече со своим первым монстром в мгновение ока включает "режим терминатора" и быстро с ним разделывается.

И вы уже поняли, что бой с каэдвенской стрыгой, это, конечно, одна большая отсылка к самому первому рассказу "Ведьмак". Вообще, в книге полно отсылок к остальной книжной серии: в ходе своих приключений Геральт, например, узнает и о праве Неожиданности, на которой будет замешан весь основной сюжет. И не только: Анджей в "Перекрестке", похоже, решил частично узаконить игровой канон - например, упомянул печально известных ведьмаков школы Кота, которые во всей красе показали себя в "Забойцах кролев".

Прочие интересности.

Что еще цепляет глаз при прочтении - любовь автора к латыни, которая для основной "ведьмачьей" серии была не характерна. Впервые в основной саге латынь начала встречаться в "Крещении огнем", но в полной мере она использовалась в другом цикле Сапковского - про гуситские войны о Рейнмаре "Рейневане" фон Беляу, до которого я надеюсь скоро добраться. Но тем не менее автор порой слишком уж сильно сыпет иностранными словечками. Сцена, когда Престон учит Геральта фехтовать, из-за этого слишком уж сложна для восприятия: неискушенная в фехтовании большая часть читателей просто не понимает, какие именно движения они делают. И все-таки стоит сказать спасибо официальному изданию от "АСТ", который снабдил книгу приложением, в котором объясняется, что такое все эти "молинетто", "мандритто" и прочее. Так что, кто хочет узнать про то, какие именно движения делали Геральт и Престон, тот узнает.

И на закуску меня позабавил еще один момент, который ранее не высвечивался, хотя книги и игры подошли к этому вплотную. Еще в рассказах говорилось, что шкура василиска идет на изготовление сапог и других кожаных изделий, из кое-каких чудовищ чародеи делают зелья, а во "Владычице Озера" Геральт по-дружески говорит знакомому рыцарю Рейнарту (Ренару), как можно с максимальной выгодой использовать тушку кокатрикса, также именуемого скоффином. Про игры и говорить нечего: переработка чудовищ на эликсиры - одна из основных механик и залог успеха игрока по совместительству. Так вот.

Приятного аппетита!
Приятного аппетита!

Оказывается, некоторых монстров можно спокойно употреблять в пищу (Лайош Торден и Сенши довольно облизываются). И будет очень забавно, если в четвертой игре или ремейке первой разработчики введут квест, основанный на том, что кто-то непременно захотел попробовать на вкус чудовище (желательно несъедобное) - при должном подходе может получиться весьма смешно.

А в остальном - все, что мы любим в "Ведьмаке", на месте: чудовища, чернуха, юмор (по большей части хулиганский и чернушный), сложные жизненные ситуации, а также человеческие подлость, предрассудки и несправедливость, с которыми раз за разом сталкивается Гера. И все же, как я уже говорил, при всей существующей грязи все-таки этот мир не без добрых людей (и нелюдей!), и при желании его все-таки можно сделать хоть чуточку лучше. В "Перекрестке" таким человеком я, пожалуй, назову чародейку Врае Наттеравн, своей альтруистичностью (нехарактерной для чародеек ан масс) напоминающую нашу рыжульку Трисс Меригольд.

По итогу че скажу: "Перекресток воронов" неплох, и фанатам "Ведьмака" он даже понравится, однако книга - это не сложный роман уровня "Крови эльфов", и ждать от нее каких-то откровений или серьезных философских рассуждений не стоит. Она - этакое небольшое дополнение к вселенной "Ведьмака".

А на сегодня все!