Иногда смотришь какой-нибудь фильм и думаешь, что в жизни такого просто не бывает. Это всего лишь сказка, придуманная история со счастливым концом, чтобы зритель не расстроился. А потом знакомишься с биографией олимпийской чемпионки и заслуженного мастера спорта России Елены Бережной и не веришь, что это все действительно произошло в реальности.
История фигуристки развивалась словно по сценарию кино. Невозможно же после открытой травмы головы с повреждением мозга не просто вернуться к полноценной жизни, но и заниматься профессиональным спортом и стать мировым триумфатором. Но Елена Бережная и ее партнер, олимпийский чемпион Антон Сихарулидзе доказали обратное.
«Легким движением конька»
Выдающийся фигуристке 11 октября 2025 года исполнилось 48 лет. Сегодня она является образцом спортивной стойкости, мамой двоих детей, тренером и руководителем Санкт-Петербургского детского ледового дворца.
Родилась будущая чемпионка в небольшом городке Невинномысск Ставропольского края. И уже в три года сделала судьбоносный шаг — впервые вышла на лед. Тренеры сразу заметили талант девочки и по мере сил старались его развить.
В 13 лет Лене одной пришлось переехать в столицу, чтобы успешно развивать карьеру в московской школе ЦСКА. Там она встала в пару с фигуристом Олегом Шляховым. Партнер по льду был старше Елены на четыре года, к тому же не отличался спокойным нравом.
Несмотря на неплохие показатели, Шляхов был недоволен Бережной: грубил, закатывал скандалы из-за любой ошибки и даже мог поднять на партнершу руку. За фигуристку заступались друзья, которые видели ужасное отношение Олега к Елене. Говорят, как-то даже устроили ему «темную». Но это не образумило спортсмена. А вскоре из Москвы пара перебралась в Ригу, так как стала выступать за Латвию.
Там-то в 1996 году во время тренировки к чемпионату Европы Шляхов сам допустил ошибку и во время параллельного вращения нанес Бережной травму, которая заставила 18-летнюю девушку заново учиться жить.
«Легким движением ноги его конек попал мне в голову», — говорила спортсменка спустя годы с улыбкой на лице.
Однако тогда всем было не до смеха. У Елены была пробита височная кость и повреждена оболочка мозга. Чудо, что Бережная после такого происшествия вообще осталась жива. Еще большим чудом казалось полноценное возращение девушки к жизни. Ну а на спорте врачи поставили однозначный крест, после подобной травмы невозможно бороться за медали на льду.
Фигуристке провели две сложнейшие нейрохирургические операции. Но, когда спортсменка пришла в себя, выяснилось, что ни ходить, ни говорить она не может.
«Сначала я долго не понимала, что случилось. Когда мне сказали, что сделали операцию на голове, подумала: ну вот, придется несколько тренировок пропустить. Но когда сказали, что лежать, не вставая, придется минимум две недели, я поняла, что все оказалось гораздо сложнее», — признавалась Елена в интервью изданию KP.RU.
Терапия спортом и любовью
Тогда настоящей опорой стал для нее давний друг Антон Сихарулидзе. Они нравились друг другу, но все не решались сделать первый шаг. А случившееся сблизило их и позволило со временем открыться чувствам.
Антон приезжал к ней в Ригу, оказывал моральную поддержку и всячески подбадривал. Именно он после проведенных операций на этапе восстановления спросил у врачей, сможет ли Бережная вновь выйти на лед.
Медики, по воспоминаниям самого Сихарулидзе, посмотрели тогда на него как на сумасшедшего. И лишь один врач предложил рассматривать катание на коньках как один из способов реабилитации. Легкая физическая нагрузка и любимое дело могли оказать сильное положительное влияние. О серьезном спорте в тот момент не могло быть и речи.
Именно ради терапии и были сделаны их первые совместные шаги на льду. Кататься, как и ходить, тоже пришлось учиться заново. С простых прокатов Бережная постепенно перешла к легким элементам. В интервью спортсменка вспоминала, что психологический барьер тоже присутствовал. Однако любовь к фигурному катанию и поддержка близких людей оказались сильнее страха.
Через три месяца Антон с Еленой приехали в Санкт-Петербург, где их под свое руководство взяла заслуженный тренер РФ Тамара Москвина. Сихарулидзе ради Бережной отказался выступать со своей предыдущей партнершей. Раньше с ним в паре стояла будущая чемпионка мира Мария Петрова.
В спортивном сезоне 1996/1997 они заняли девятое место на Чемпионате мира по фигурному катанию. Через два года после травмы в уже стояли на высшем пьедестале этого же состязания и забрали серебряную медаль с Олимпийских игр в Нагано 1998 года.
Скандал в Солт-Лейк-Сити
В 2002 году Бережная и Сихарулидзе поехали на свою вторую совместную Олимпиаду, которая проходила в Солт-Лейк-Сити. Там они взяли золото, которое неожиданно для всего мира оказалось спорным.
Дело в том, что судья из Франции Мари-Рен Ле Гунь после публичных обвинений и оскорблений со стороны председатель техкома Международного союза конькобежцев (ИСУ) Салли-Энн Степлфорд призналась, что на нее якобы оказал давление глава французской федерации фигурного катания Дидье Галагье.
Баллы в произвольной программе подтасовали, по словам Ле Гунь, «в обмен» на то, что российские судьи в спортивных танцах поставят французам наивысшие балы. В действительности же, представителей их страны, наше жюри поставило по оценкам лишь на второе место. На судейском заседании Ле Гунь свои слова подтвердила, но от письменного заявления отказалась.
Более того, судейский рефери тех соревнований, американец Роналд Пфеннинг также оказывал давление на всю коллегию жюри, заставлял их вопреки правилам выставлять российским спортсменам баллы не выше 5,8. Об этом заявила арбитр от РФ Марина Саная.
Если не брать в расчет оценки французского судьи, то в произвольной программе выходила ничья между представителями России Елены Бережной и Антоном Сихарулидзе и канадской парой Жами Сале и Давидом Пеллетье, которые по первоначальным итогам забрали серебро. Однако в короткой программе наши спортсмены выиграли. И по сумме двух этапов Бережная и Сихарулидзе все равно оставались победителями.
Но вопреки этому было принято беспрецедентное решения и организовано повторное награждение. На нем у канадцев забрали серебряные медали и вручили золотые. За российской парой также осталось золото. Вторая ступень пьедестала оказалась пустой, а третью, как и было изначально, должны были занять спортсмены из Китая. Но они в повторном награждении участвовать отказались, назвав это мероприятие фарсом.
На вопрос о том, что чувствуют наши спортсмены после повторной церемонии, Антон ответил просто.
«Да мы рады уже тому, что все, похоже, закончилось, а то мы ни поесть, ни поспать спокойно не могли», — процитировал Сихарулидзе «Коммерсантъ».
Прошла любовь, осталась дружба
После Олимпиады Антон и Елена гастролировали по США с ледовым шоу. А когда закончился контракт, они вернулись в Санкт-Петербург, и Сихарулидзе решил завершить спортивную карьеру.
Мужем и женой, вопреки прогнозам и жизненным испытаниям, фигуристы так и не стали. Однако никакой драмы и предательства за этим не скрывается. Они до сих пор остаются близкими друг другу людьми. А романтические чувства, по словам самих фигуристов, просто потерялись и деформировались в режиме общения 24/7. Осталась лишь «братская любовь».
Елена в 2007 году вышла замуж за фигуриста-одиночника из Великобритании Стивена Казинса. Впервые они увидели друг друга еще на Чемпионате Европы в 1993 году. Но тогда никаких чувств не возникло. Однако годы спустя они оказались участниками одного ледового шоу, и именно там спортсмены почувствовали, что они нечто большее, чем просто коллеги.
В браке у Бережной и Казинса родилось двое детей: сын Тристан и дочь София. Впрочем, союз продержался не долго, уже в 2012 году они расстались.