Найти в Дзене
музыкальный киоскёр

ВИА «Поющие гитары» и его создатель Анатолий Васильев

20 октября исполняется 90 лет со дня рождения советского и российского музыканта, джазмена, аранжировщика, гитариста-новатора и основателя ВИА «Поющие гитары» Анатолия Николаевича Васильева. Удивительно, но Анатолий Васильев, несмотря на своё мастерство в различных музыкальных жанрах, был самоучкой. Он самостоятельно освоил игру на баяне, гитаре и саксофоне. Правда работал он первоначально в артели музрадио по ремонту музыкальных инструментов и поэтому все инструменты, что называется, знал изнутри. Возможно, именно поэтому у него возникла идея изменить звучание знакомых инструментов, чтобы достичь необычного эффекта. Это происходило в Ленинграде в начале 60-х годов. Эпоха хрущевской оттепели, когда воздух свободы, хоть и дозированно, проник в самые разные сферы жизни советского общества, в том числе и в музыкальную. На фоне расцвета самодеятельных оркестров и ансамблей, подражающих западным образцам, зарождалась новая эра советской эстрады – эра вокально-инструментальных ансамблей (ВИА

20 октября исполняется 90 лет со дня рождения советского и российского музыканта, джазмена, аранжировщика, гитариста-новатора и основателя ВИА «Поющие гитары» Анатолия Николаевича Васильева.

Удивительно, но Анатолий Васильев, несмотря на своё мастерство в различных музыкальных жанрах, был самоучкой. Он самостоятельно освоил игру на баяне, гитаре и саксофоне. Правда работал он первоначально в артели музрадио по ремонту музыкальных инструментов и поэтому все инструменты, что называется, знал изнутри. Возможно, именно поэтому у него возникла идея изменить звучание знакомых инструментов, чтобы достичь необычного эффекта.

Анатолий Васильев
Анатолий Васильев

Это происходило в Ленинграде в начале 60-х годов. Эпоха хрущевской оттепели, когда воздух свободы, хоть и дозированно, проник в самые разные сферы жизни советского общества, в том числе и в музыкальную. На фоне расцвета самодеятельных оркестров и ансамблей, подражающих западным образцам, зарождалась новая эра советской эстрады – эра вокально-инструментальных ансамблей (ВИА). Одним из первопроходцев и флагманов этого движения стали «Поющие гитары».

История коллектива началась в 1966 году, когда молодой ленинградский музыкант, Анатолий Васильев, решает создать нечто принципиально новое. Васильев, обладал не только виртуозной техникой игры на гитаре, но и редким даром композитора, и страстным желанием экспериментировать со звуком. Он загорелся идеей объединить вокальные гармонии с инструментальным роком, позаимствовав лучшее из зарубежного опыта и адаптировав это к советской реальности.

-2

Первый состав «Поющих гитар» собрался довольно быстро. Васильев привлек к работе своих знакомых музыкантов, разделявших его взгляды и готовых к экспериментам. В него вошли вокалист и бас-гитарист Евгений Броневицкий, клавишник Лев Вильдавский, гитарист Владимир Калинин и барабанщик Сергей Лавровский. На роль ещё одного вокалиста приглашали Анатолия Королёва, но он отказался, и на его место пригласили Галину Баранову. Репетиции проходили в Доме культуры работников связи, где музыканты оттачивали мастерство, создавали аранжировки и работали над собственным репертуаром.

ВИА «Поющие гитары»
ВИА «Поющие гитары»

Первый же концерт «Поющих гитар» произвел фурор. Публика была поражена свежим звучанием, необычными аранжировками и мелодичными песнями. В репертуаре ансамбля органично сочетались обработки народных песен, кавер-версии западных хитов и собственные композиции Васильева.

Любопытно, что когда популярность группы взлетела до небес, у них даже не было названия. Вопрос о том, как назвать коллектив, встал, когда пришло время отправляться на гастроли и печатать афиши. Но ничего подходящего в голову не приходило.

- За вас уже придумали, - обрадовали в Ленконцерте. - Народ вас называет «Поющие гитары».

А гитары, благодаря новаторскому подходу Васильева, действительно пели.

Особенно запомнилась зрителям инструментальная пьеса «Цыганочка», где виртуозная игра Васильева на гитаре переплеталась с яркими вокальными гармониями.

Были в репертуаре ансамбля и меланхоличные песни, в отличие от жизнерадостных обработок.

Одной из первых песен, которая запомнилась, стала «Сумерки». Она рассказывает о грусти расставания и быстротечности времени.

Первоначально состав ансамбля не отличался стабильностью (впрочем это проблема всех ВИА работавших в то время), музыканты приходили и уходили. В 1969 году в ВИА «Поющие гитары» приходит композитор и клавишник Юрий Антонов, для которого ансамбль стал первым профессиональным коллективом.

Он подарил ансамблю песню, которая стала его визитной карточкой. Речь, конечно же, идёт о песне «Нет тебя прекрасней».

Успех «Поющих гитар» был ошеломительным. Ансамбль быстро завоевал популярность по всему Советскому Союзу. Их песни звучали на радио, пластинки расходились огромными тиражами, а концерты собирали полные залы. «Поющие гитары» стали настоящим символом эпохи, олицетворяя собой молодость, энергию и стремление к новому. Они вдохновили сотни молодых музыкантов по всей стране на создание собственных ВИА, тем самым положив начало целой музыкальной волне.

Благодаря таланту и упорству музыкантов, «Поющие гитары» смогли сохранить свою творческую индивидуальность и внести неоценимый вклад в развитие советской эстрадной музыки. Анатолий Васильев, как идейный вдохновитель и талантливый гитарист, сыграл в этом процессе ключевую роль. Он был музыкальным руководителем первых советских рок-опер: «Орфей и Эвридика» (1975) и «Фламандская легенда» (1979).

Его талант и энтузиазм сыграли ключевую роль в формировании уникального звучания ансамбля. Именно он настоял на полифоническом вокале, сложных гармониях и широком использовании электрогитар, что выгодно отличало «Поющие гитары» от других коллективов того времени.

-4

Анатолий Васильев покинул ансамбль по состоянию здоровья, но, оборудовав студию в своей двухкомнатной квартире, продолжал работать до 80 лет и сочинять песни.

Музыкант ушёл из жизни 4 января 2017 года, когда ему был 81 год.

-5