Любой автомобиль с двигателем внутреннего сгорания оснащен выхлопной системой, которая предназначена для отвода отработанных газов, которые образуются в процессе сгорания топлива. При этом неважно, какого года автомобиль, будь он хоть 2025 года или 1985 года, выхлопная система у них выполняет одну и ту же функцию.
Но если у одних автомобилей дыма из выхлопной трубы практически нет или бывает очень редко, то некоторые автомобили же при запуске двигателя или во время движения дымят как паровозы. С чем же это связано и как по дыму понять, какие проблемы есть в двигателе, давайте расскажу!
Статья будет полезной и интересной, поэтому не забудьте оставить лайк и комментарий👍
Безопасный дым
Как правило, в теплую погоду из выхлопной системы автомобиля практически нет дыма или он есть, но едва заметный. А вот зимой или же просто в прохладную погоду из выхлопа, особенно на прогреве, выходит большое количество дыма.
На самом деле в большинстве случаев это не дым, а пар, который появляется из-за испарения конденсата в выхлопной системе. Сам же конденсат появляется в ней из-за особенности сгорания топлива, ведь в результате сгорания углеводородов, находящихся в топливе, образуется вода, которая конденсируется в холодной выпускной системе. При этом, если ваш автомобиль в зимнее время часто работает на холостом ходу или передвигается на короткие расстояния, интенсивность такого дыма и его количество увеличивается, так как на холостом ходу и за короткие поездки весь конденсат не успевает испариться, а уже появляется новый.
В общем, если дым появляется в прохладную погоду, сам он не имеет цвета, а после 20-минутной поездки он полностью пропадает или его количество уменьшилось в разы, то с вашим автомобилем всё в порядке.
Обильный белый дым
Если из выхлопной системы вашего автомобиля исходит обильный белый дым, который после прогрева или во время ускорения только увеличивается или попросту не уменьшается, то тут уже стоит задуматься об обслуживании мотора или поездке в сервис.
Но постоянный белый дым может указывать на несколько проблем:
Попадание охлаждающей жидкости в цилиндры. Если белый дым сопровождается сладковатым запахом, то со 100% уверенностью можно сказать, что охлаждающая жидкость попадает прямиком в цилиндры и сгорает там вместе с топливом. Попадать она может, например, из-за плохой прокладки головки блока цилиндров или трещин в самом блоке. В любом случае здесь придется лезть в двигатель.
Проблемы с топливной системой. В дизельных моторах белый дым может появиться еще и из-за неполного сгорания топлива или неправильного впрыска, нехватки топлива. В том случае стоит разобраться именно в топливной системе.
Некачественное топливо. Из-за плохого топлива, которое разбавлено водой или другими дешевыми примесями, при сгорании тоже может образовывать белый дым.
Сизый дым
Сизый дым из выхлопной трубы автомобиля как и белый может указывать на несколько проблем с двигателем автомобиля, но все они будут связаны с подгоранием моторного масла.
Вот некоторые причины появления дыма с голубоватым оттенком:
Износ маслосъёмных колпачков. Маслосъёмные колпачки регулируют попадание масла к клапанам, и со временем они рассыхаются, становясь твёрдыми, из-за чего лишнее моторное масло начинает просачиваться через них прямиком в цилиндры, которое при запуске мотора сразу же сгорает. Понять, что проблема именно в маслосъёмных колпачках несложно. Достаточно просто посмотреть на выхлопную трубу при запуске автомобиля на холодную, например, утром. Если после стоянки при запуске холодного мотора из выхлопной системы выходит светло-серый дым с голубым оттенком, то с большой долей вероятности проблема именно в колпачках, при этом при езде или даже очень сильном ускорении сизого дыма может и не быть.
Износ или повреждение поршневых колец. Когда кольца изношены, они не справляются с задачей герметизации камеры сгорания, и масло начинает просачиваться через них в камеру сгорания. В этом случае сизый дым проявляется не только после запуска, но и во время движения.
Проблемы с турбиной. Если в вашем автомобиле есть турбонаддув, то при неисправности самой турбины она может гнать масло во впускной тракт, которое впоследствии с впуска уже попадает в камеру сгорания. В таком случае сизый дым чаще всего проявляется при ускорении и разгоне.
Сизый дым чаще всего проявляется на двигателях с большими пробегами, и сама проблема эта не так уж и страшна для самого мотора, как появление белого дыма, если вы, конечно, будете следить за количеством масла, но затягивать с решением проблемы не стоит, ведь это всё же ненормальная работа мотора.
Черный дым
Черный дым из выхлопной системы чаще всего связан с топливной системой, а именно: не все топливо сгорает в цилиндрах, из-за чего его излишки вылетают наружу в виде черных частиц.
Причин черного дыма тоже несколько:
Переобогащённая топливовоздушная смесь. В цилиндры поступает слишком много топлива по сравнению с воздухом. В этом случае чаще всего проблема заключается в неисправных форсунках.
Нехватка воздуха. Но иногда бывает так, что форсунки льют топлива нормальное количество, но дым все же идет черный из выхлопа. В этом случае не хватает именно воздуха, например, из-за сильно забитого воздушного фильтра или из-за неисправности датчика массового расхода воздуха (он же ДМРВ), ну или причина может быть негерметичность впуска.
Неисправности системы зажигания. Если предыдущие проблемы могли быть как с дизельным мотором, так и с бензиновым, при этом переливание топлива чаще всего происходит именно у дизелей, то данная проблема же будет наблюдаться только у бензиновых моторов, ведь у дизелей системы зажигания попросту нет, топливо в них сгорает из-за огромного давления в камере сгорания, которая сама по себе нагрета свечами накала. Если у бензиновых моторов слабая искра, то топливо в цилиндрах просто напросто не сгорает полностью, а вот у дизелей такое может наблюдаться из-за плохих свечей накала, которые уже приходят в негодность.
Таким образом, не всегда дым из выхлопной системы указывает на неисправность мотора, но в некоторых случаях он действительно может подсказать и указать на некоторые неисправности и в какую именно систему стоит лезть.