Главная новость выходных — ограбление Лувра. Преступники спокойно зашли в музей со стороны набережной Сены, где ведутся ремонтные работы. Им понадобилось всего семь минут, чтобы украсть драгоценности из коллекции украшений Наполеона и скрыться.
Преступление, безусловно, дерзкое и тщательно спланированное. Но Лувр помнит и другие — куда более странные. Одно из них потом назовут величайшим хищением XX века. А провернул его… простой плотник.
Как обмануть Лувр
Винченцо Перуджа родился в 1881 году в Италии, в небогатой семье каменщика и домохозяйки. Старший из четырех детей, он рано пошел работать — сначала в Милане, потом перебрался во Францию. Там стал заниматься художественными работами и даже однажды оказался в больнице с отравлением свинцом — металл тогда активно добавляли в краски.
В начале 1900-х Лувр решил защитить свои главные шедевры и закрыть их стеклом. Работу поручили компании, где служил Перуджа. Он проявил себя как аккуратный и надежный мастер — именно ему доверили изготовить защитные футляры для картин, включая «Мону Лизу». А значит, он точно знал, как быстро снять стекло и раму.
В понедельник, 21 августа 1911 года, в семь утра Перуджа вошел в музей через служебный вход. Надел белый халат сотрудника Лувра, снял «Джоконду» со стены и отнес к лестнице, где спрятал раму и стекло за стопкой учебных работ. Саму картину обернул халатом, засунул подмышку — и спокойно покинул музей.
Ему снова невероятно повезло: пропажу заметили только на следующий день. Художник, пришедший копировать «Мону Лизу», не нашел полотно на месте. Директор музея был в отпуске, министр культуры тоже — и по иронии именно он приказал: «Звоните мне только если Лувр сгорит или “Джоконду” украдут».
Расследование поручили 60 полицейским. Уверенности им было хоть отбавляй: обещали найти преступника за пару дней. В итоге чуть не арестовали художника Пабло Пикассо и поэта Гийома Аполлинера.
А Перуджа тем временем хранил картину под кроватью — целых два года. Потом вернулся в Италию и написал в галерею Уффици во Флоренции — предложил им забрать полотно. Объяснил, что мечтал вернуть его на родину в Италию.
Но удача не оставила Винченцо и на этот раз: суд признал его поступок актом патриотизма и приговорил всего к году и 15 дням тюрьмы. Отсидел он семь месяцев, после чего до конца жизни работал художником-декоратором.
Считаю, что с таким уровнем везения нужно не картины красть, а покупать лотерейные билеты!
Какие книги почитать
Об этой краже подробно рассказывается в иллюстрированной книге «Знаменитые ограбления» Соледад Ромеро Мариньо. Из нее можно узнать и про ограбление банка в Ницце через канализацию, и про угон «Боинга 727», и про кражу во Всемирном алмазном центре, и даже про хакерскую атаку на «Ситибанк», устроенную российским программистом Владимиром Левиным.
Каждое дело представлено как досье: описание преступления, расследование, итоги. Об ограблениях написано именно так, как и должно быть — захватывающе и без скучных деталей. Иллюстрации создал испанский художник Хулио Антонио Бласко.
Еще одна эффектная книга — «Искусство нарасхват. Самые громкие кражи шедевров» журналиста Фабио Исмана, много лет писавшего об искусстве для итальянской прессы. Он рассказывает о судьбах похищенных шедевров — той же «Джоконды», «Крика» Мунка, «Немой» Рафаэля и других.
А о кражах исключительно в русском искусстве написала искусствовед и блогер Софья Багдасарова. В книге «Воры, вандалы и идиоты. Криминальная история русского искусства» она рассказывает об абсурдных кражах, а еще о подделках и вандализме.