Найти в Дзене

Усадьба Архангельское. Кареты 4ч.

Западный флигель — часть центрального ансамбля музея-усадьбы «Архангельское». В конце XVIII века по проекту архитектора Ж.-Ж. Герна здесь начали строить Большой Дворец, который соединили с одноэтажными флигелями колоннами вокруг парадного двора. В западном крыле флигеля разместили усадебный театр.

На фоне великолепных художественных коллекций и одной из лучших для своего времени библиотек, менее заметным остаётся ещё одно увлечение семьи Юсуповых — мемориальные экипажи. По архивным документам известно, что старинные кареты бережно хранили в семье на протяжении двух столетий. Традицию заложил князь Н. Б. Юсупов (1751–1831). Для него кареты, унаследованные от родителей Бориса Григорьевича (1695/96–1759) и Ирины Михайловны (1718–1788) Юсуповых, были символом знатности и богатства. В конце XVIII века эти экипажи называли «старинными» и держали в московском доме Юсуповых на Огородной слободе.

Около 1803 года кареты перевезли в родовое имение Спасское, а затем отправили в Архангельское. Они стали началом коллекции исторических экипажей князей Юсуповых. В неё, кроме родительских карет, вошли пролетка князя Н. Б. Юсупова «времени царствования Императора Александра Павловича», карета «употреблявшаяся во время коронования Императора Павла Петровича», портшез, «подаренный Королём Сардинским в 1781 году князю Н. Б. Юсупову во время его пребывания при Сардинском дворе в качестве чрезвычайного посланника», а также трое дрожек «употреблявшихся для разъезда Высочайшей фамилии по селу Архангельскому в 1816, 1817 и 1826 годах».

Коллекция насчитывала около пятнадцати экипажей, но до наших дней сохранились только три кареты. В 1813–1814 годах Западный флигель перестроили под картинную галерею. В 1903 году карету Б. Г. Юсупова показали в журнале «Художественные сокровища России», а в 1904 году А. Н. Бенуа в журнале «Мир искусства» написал о редчайшем собрании экипажей в Архангельском и рассказал о карете-купе княгини И. М. Юсуповой. Мюнхенский искусствовед Генрих Кайзель в 1927 году назвал карету Б. Г. Юсупова одной из самых ценных в России.

В 1934–1935 годах западный и восточный флигели перестроили, добавив третий этаж и закрыв «Каретную галерею». Много лет флигели были санаторскими корпусами военного ведомства, а в середине 1980-х перешли к музею. В 1997 году их передали Министерству культуры. В 2017 году здесь провели реставрацию, вернув флигелям исторический облик в два этажа.

В начале XX века Юсуповскую коллекцию экипажей высоко оценили специалисты. После реставрации в западном флигеле открыли экспозицию «Каретная галерея князей Юсуповых». Здесь можно увидеть три экипажа семьи Юсуповых, парадную сбрую, упряжь, книги, портреты и фотографии, связанные с путешествиями XVIII–XIX веков.

Карета-купе, принадлежавшая И. М. Юсуповой (Зиновьевой) — матери князя Н. Б. Юсупова, — самый ранний экспонат музея. Этот экипаж был создан для представителя знатной фамилии, в гербе которой использовалась эмблема «Lis» — это элемент вертикальная стрела без оперения, направленная остриём вверх, с двумя поперечными рукоятками в виде овального картуша. Этот элемент виден на бронзовых ручках дверей и на пластинах декоративной бронзы в основании кузова.

Карета-купе была изготовлена в Германии в 1720–1725 годах для знатной европейской семьи. Позже её привезли в Россию, где она стала жемчужиной коллекции экипажей благодаря качеству изготовления и роскошной отделке.

Карета украшена рельефной барочной резьбой с маскаронами. Маскароны — это маски, которые играют роль декоративных элементов в виде зверей, мифических существ или мифологических персонажей. Также карета декорирована гирляндами цветов, раковинами и картушами. Резьба обрамляет красочные живописные композиции на дверях и на передней и задней стенках кузова. Кроме того, на кузове виден плотный геометрический узор, образованный полукруглыми выпуклыми шляпками медных позолоченных гвоздей, характерный для экипажей XVII — начала XVIII веков.

Передняя ось кареты оснащена поворотным кругом и соединена с задней осью центральной балкой, проходящей под кузовом. В передней части к этой балке прикреплены две железные дуги, называемые «лебяжьей шейкой». Они соединены с жёсткой рамой и ремнями, на которых подвешен кузов.

На выставке представлена потрясающая карета-купе в стиле барокко. Она украшена мифологической живописью и золочёной резьбой. Изысканное убранство, мягкая обивка, поручни, пуховые подушки, шторки-ролле́ты и подлокотники обеспечивают комфорт в двухместном экипаже. На дверцах кареты расписаны живописные этюды ручной работы, напоминающие современную аэрографию. Выразительность декоративного эффекта с объёмом, плавным переходом цвета и реалистичностью изображения поражает.

Старинная резьба, живопись, золочение деревянных поверхностей и множество других элементов — результат кропотливой работы мастеров того времени. Это позволяет современному обществу ценить уникальность старинных произведений искусства.

В «Каретной галерее» князей Юсуповых особое место занимала парадная карета-купе, созданная в 1770-х годах в России по проекту французского мастера И. К. Букендаля для императрицы Екатерины II. Этот экипаж — один из самых ранних известных образцов его работы. В 1826 году император Николай I подарил карету князю Н. Б. Юсупову во время коронационных торжеств в знак признательности за организацию коронации.

Букендаль разработал новую систему стальных рессор, обеспечивающую мягкую подвеску. Карета выполнена в стиле классицизма, отличается изяществом и лёгкостью по сравнению с предыдущей моделью, которую мы рассмотрели выше. Её сиденье деревянное, было покрыто подушками.

Кузов кареты соединён металлическими дрожинами, предохраняющими его от раскачивания. Лёгкий и компактный корпус подвешен на S-образных рессорах и оснащён усовершенствованными коленчатыми пружинами. Для изготовления ходовой части использован прочный дуб, кузова — лёгкий бук и хвойная древесина. Внешняя отделка выполнена из прессованного картона. Боковые стёкла опускаются с помощью ремней и снабжены фанерными шторками.

Императорская корона на крыше кареты указывает на её принадлежность к царствующим особам. На крыше также размещены овальные бронзовые медальоны с вензелем Николая I. На дверцах кареты размещены геральдические изображения: двуглавый орёл с короной и щит с Георгием Победоносцем, поражающим змея копьём.

Парадная двухместная карета-купе с царскими символами, подаренная за выдающиеся заслуги, демонстрирует, что традиция дарить дорогие подарки знаменитым людям в знак уважения и признательности продолжает жить и сегодня.

В каретной галерее также можно увидеть собрание артиллерийских орудий —
однофунтовую пушку, которую
А. А. Аракчеев подарил князю Н. Б. Юсупову, а также две мортирки системы Кугорна, которые раньше принадлежали князю А. Г. Разумовскому и вошли в коллекцию в 1820-х годах.

В усадьбе «Архангельское» бережно хранятся не только два роскошных золоченых парадных купе XVIII века, но и дорожный экипаж 1820-х годов. Подобных ему редко встретишь в европейских музеях.

Дорожная карета-дормез была предназначена для долгих путешествий. В первой половине XIX века такие экипажи пользовались популярностью, но до наших дней дошли лишь немногие. Дормез представлял собой просторную карету для длительных поездок, где можно было спать во весь рост. Название происходит от французского слова «dormeuse», что означает «спящий».

В 1825 году московский купеческий сын Григорий Евдокимов получил заказ на дормез для семьи Юсуповых. На передней стенке кузова установлены свечные фонари. Каждый из них рассчитан на две свечи и оснащен зеркальными отражателями. Свечи помещены в колбы с пружиной внутри. На фотографии можно увидеть багаж из кожаных чемоданов, фонари и кожаные ремни вместо амортизаторов. До революции дормез не входил в коллекцию исторических экипажей.

Мне кажется, дорожная карета-дормез напоминает роскошный автомобиль класса люкс от «Maybach». Удивительно, как форма, текстура, материал, дизайн и детали прошлого века находят отражение в современных технологических машинах. По сути, карета — это тот же шикарный автомобиль, требующий тщательного ухода для длительного срока службы.

Три кареты из Юсуповской коллекции, отражающие различные исторические эпохи, позволяют проследить эволюцию художественных стилей и инженерных решений на протяжении века.

Реконструкция «Каретной галереи» была бы неполной без коллекции старинных предметов конского убранства и вооружения, насчитывающей более ста экспонатов XVII–XIX веков. Эти изделия были созданы в России, Турции и на Кавказе. В экспозиции представлены некоторые из них, чтобы дать полное представление об их составе и художественном уровне.

Театр «Гонзаги» мы не посетили, но слышали о нём много хорошего. Надеемся, в следующий раз сможем увидеть его своими глазами.

А вы бывали в усадьбе Архангельское? Поделитесь своими впечатлениями.

P.S. Автор канала снова возвращается к теме Юсуповского дворца в Санкт-Петербурге. Следите за новыми публикациями.

Благодарю за поддержку и внимание!

Всегда жду Ваши комментарии — и буду рада, если подпишитесь на мой канал!

С вами была Виктория, канал «Вдохновение и творчество»

Усадьба Архангельское. Кареты 4ч.