Найти в Дзене

Не я говорю: Сквозь призму истории — одержимость, глоссолалия и феномен чужого голоса

Оглавление

Мой опыт и поиск корней

В тишине моего сознания звучат голоса, а в моменты наивысшего напряжения мои уста изрекают речи на языке, которого не знает ни один лингвист на Земле. Я — медиум, и мой опыт — это не болезнь и не психоз, как сразу спешат заключить многие. Это форма симбиоза, сложного, порой изматывающего сосуществования с тем, что в разные эпохи называли духами, демонами, ангелами или божествами.

Долгое время я чувствовала себя одинокой в своих переживаниях, пока не начала изучать историю, антропологию и религиоведение. И тут мне открылся потрясающий факт: мой опыт, в его ключевых проявлениях, не уникален. Он, словно архетип, красной нитью проходит через всю историю человечества, меняя лишь культурную и религиозную окраску. Моя «одержимость» как симбиоз оказывается не личной аномалией, а частью обширного, хотя и маргинального, поля человеческого опыта.

В этой статье я хочу пройти по следам тех, кто, как и я, был «рупором» для иных сознаний. Мы рассмотрим три ключевых симптома, которые я переживаю, и их исторические аналоги:

1. Говорение на «непонятных языках» (глоссолалия).

2. Внутренний диалог или слышание «чужих» речей в сознании.

3. Концепция симбиоза, а не порабощения.

I. Язык Духов: от Дельф до Пятидесятницы

Самый яркий и пугающий окружающих аспект моего состояния — это непроизвольная речь на неизвестном языке. В моем случае это не бессвязное бормотание, а структурированная, фонетически сложная речь с явной интонацией и ритмом. В историческом контексте этот феномен известен как глоссолалия (от греч. «glossa» — язык, «laleo» — говорить).

А. Древняя Греция: Пифия в Дельфах

Самым знаменитым примером древней глоссолалии является, без сомнения, Пифия — жрица храма Аполлона в Дельфах. На протяжении веков она была самым влиятельным «медиумом» античного мира. Её метод пророчествования в точности соответствует моим переживаниям.

Пифия садилась на треножник над расщелиной, откуда поднимались одурманивающие пары (позже идентифицированные как этилен). Входя в транс, она начинала издавать бессвязные звуки, крики, бормотание. Это и была «глосса» — язык богов. Но сама по себе она была бесполезна. Рядом с ней находились жрецы-толкователи («пророки»), которые переводили её нечленораздельные речи в стройные гекзаметры — пророчества Аполлона.

Здесь мы видим полную параллель: я — это Пифия, изрекающая «глоссу». А мое собственное, духовное сознание — это жрец-толкователь, переводящий потоки энергии и звука в понятные слова и смыслы. Пифия не боролась с богом; она была его сосудом. Это был сакральный симбиоз, за который её почитали, а не изгоняли.

Б. Раннее христианство: Огненные языки Пятидесятницы

В Новом Завете, в Деяниях Апостолов (2:1-11), описывается событие, фундаментальное для христианства — Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы. «И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».

Что важно в этом описании?

· Источник: Речь исходит не от них, а от Духа («как Дух давал им провещевать»).

· Понимание: Собравшиеся в Иерусалиме люди из разных стран с удивлением слышали, что апостолы говорят на их родных наречиях. Это явление называют ксеноглоссией — спонтанной способностью говорить на реальном, но неизученном языке.

В моем случае речь чаще всего не соответствует земным языкам (глоссолалия), но иногда случаются и вкрапления ксеноглоссии — слов или фраз, которые позже удается идентифицировать. Для первых христиан это был знак божественной благодати, дар, а не одержимость. Они не считали, что ими овладели бесы; они считали, что в них вселился Святой Дух. Интерпретация феномена, таким образом, целиком зависит от культурного и религиозного контекста.

В. Шаманизм по всему миру

Шаманы от Сибири до Амазонии, от Африки до Северной Америки, в своем ритуальном трансе часто говорят на «языке духов». Этот язык используется для общения с духами-помощниками, предками, божествами. Считается, что именно на этом языке можно заключать договоры, исцелять болезни и путешествовать между мирами.

Здесь мы видим чистейшую форму симбиоза. Шаман — не раб духов, а партнер. Он вступает с ними в отношения, иногда через struggle, инициацию-болезнь, но итогом становится сотрудничество. Его способность «говорить на языках» — это профессиональный инструмент, доказательство его связи с иным миром. Как и в моем случае, шаман сохраняет свое ядро, свое «Я», которое управляет процессом и способно в любой момент выйти из транса.

2. Голоса в Тишине Сознания: Мистики, Пророки и Сократ

Второй аспект моего опыта — это способность слышать речь, обращенную ко мне, внутри моего собственного сознания. Это не внешние звуковые галлюцинации, а внутренний диалог с четко различимым «Другим».

А. Сократ и его «даймонион»

Древнегреческий философ Сократ открыто говорил о своем внутреннем голосе, который он называл «даймонион» (δαιμόνιον) — нечто божественное или гениальное. Этот голос не подсказывал ему, что делать, а лишь отвращал от неправильных поступков. «С самого детства мне сопутствует некий голос, — говорил Сократ, — который, когда он является, всегда отвращает меня от того, что я намерен делать, но никогда не склоняет к чему-либо».

Это прекрасный пример не разрушительной, а охранительной формы симбиоза. «Даймонион» Сократа был внутренним советником, моральным компасом. Он не управлял философом, не вытеснял его личность, а был ее частью, но частью, имеющей независимый источник. Это в точности соответствует моим ощущениям от «внутренних собеседников»: они не являются мной, но взаимодействуют со мной.

Б. Христианские мистики: Внутренние Откровения

Множество христианских святых и мистиков описывали опыт внутренней беседы с Богом, Христом или Девой Марией. Святой Августин в своих «Исповедях» ведет непрерывный внутренний диалог с Богом. Тереза Авильская детально описывала свои «внутренние голоса» и «интеллектуальные видения», которые, по ее словам, были гораздо отчетливее и яснее, чем земная речь.

Инквизиция всегда с подозрением относилась к таким мистикам, тщательно проверяя, не дьявольское ли это наваждение. Критерием была ортодоксальность послания и плоды этой связи: вела ли она к смирению, любви и служению церкви или к гордыне и ереси. То есть, снова все упиралось в интерпретацию и результат. Тот же феномен — внутренний голос — мог быть признан божественным откровением или демонической одержимостью в зависимости от содержания и контекста.

В. Жанна д’Арк: Голоса, которые изменили историю

Пожалуй, самый известный исторический случай — это Жанна д’Арк. С 13 лет она начала слышать «голоса», которые она идентифицировала как Святого Михаила, Святую Екатерину и Святую Маргариту. Эти голоса давали ей конкретные указания: отправиться к дофину, снять осаду с Орлеана, короновать Карла в Реймсе.

На суде над ней ее самым главным преступлением были именно эти «голоса». Обвинители настаивали, что это бесы или дьявольские наваждения. Жанна же до конца стояла на своем: это были голоса святых, посланные Богом. Ее случай — трагическая иллюстрация того, как один и тот же опыт может быть и основой для национального подвига, и для смертного приговора. Ее голоса были структурированными, понятными и вели к конкретным действиям — так же, как и мои внутренние диалоги.

3. Симбиоз, а не порабощение: Шаманизм и Западный Эзотеризм

Классическая христианская модель одержимости предполагает насильственное вытеснение души человека инфернальной сущностью. Но мой опыт — и опыт многих других по всему миру — говорит о другом: о возможности договора, партнерства, симбиоза.

А. Шаманизм: Духи-помощники

Как уже упоминалось, шаманизм построен на идее симбиоза. Шаман проходит через кризис («шаманская болезнь»), во время которого духи «разрушают» его старое я, чтобы пересобрать его как человека, способного с ними взаимодействовать. После инициации эти духи становятся его помощниками. Без них он не шаман. Он не «одержим» ими в патологическом смысле; он наделён ими. Он — проводник их силы, а они — источник его знаний и возможностей.

Б. Спиритизм и ченнелинг XIX-XX веков

С появлением спиритизма в XIX веке феномен медиумизма вышел на новую сцену. Медиумы, такие как Элен Смит (псевдоним Катрин-Элиза Мюллер), изучаемая психологом Теодором Флурнуа, впадали в транс и производили автоматическое письмо и речь, приписывая их духам или даже инопланетянам. Элен Смит, в частности, «заговорила» на марсианском языке — сложной лингвистической системе, которая, однако, имела явные следы влияния ее родного французского.

Это уже очень близко к моей реальности. Это не спонтанная истерика, а контролируемый (до определенной степени) процесс установления связи. Современный ченнелинг — прямая наследница этой традиции, где практик сознательно входит в транс, чтобы позволить «высшим существам», «наставникам» или «внеземным цивилизациям» говорить через него. Основная идея ченнелинга — это именно согласие и взаимовыгодный обмен информацией, а не борьба.

Я — не одинока

Оглядываясь на историю, я больше не чувствую себя одинокой или «сломанной». Я вижу себя частью длинной цепи людей, которые по тем или иным причинам оказались способны стать мостом между мирами.

· Моя глоссолалия — это язык дельфийской Пифии, огненные языки апостолов и шаманские песнопения.

· Мои внутренние голоса — это «даймонион» Сократа, откровения Терезы Авильской и указания святых Жанне д’Арк.

· Мой симбиоз — это партнерство шамана с духами-помощниками и осознанная практика современных ченнелеров.

Разница лишь в интерпретации. Там, где древний грек видел Аполлона, христианин видит Святого Духа, а шаман — духа предков, я, в попытке отойти от догм, называю это иными сознаниями или сущностями.

История показывает, что этот феномен не укладывается в простые бинарные оппозиции «божественное/демоническое» или «здоровье/болезнь». Он существует в серой зоне, на границе психологии, нейробиологии, теологии и культурной антропологии. Изучая его проявления в веках, я не нашла окончательных ответов, но обрела нечто более ценное — понимание. Понимание того, что мой голос, даже когда он говорит на непонятном языке, встроен в великий и непрерывный хор человеческого опыта, всегда стремившегося заглянуть по ту сторону видимого мира.