Найти в Дзене
Losty

Феномен «Порнофильмов»: Почему резко оппозиционная панк-группа оставалась легальной в России?

Существование группы «Порнофильмы» на российской музыкальной сцене на протяжении более чем десятилетия — это своего рода парадокс. Коллектив, чьи тексты изобилуют ненормативной лексикой и откровенной критикой в адрес государственной системы, политиков и силовых структур, долгое время избегал официального запрета. Причины этого упираются в сложный коктейль из правовых нюансов, стратегического позиционирования группы и изменяющейся политической конъюнктуры. В российском законодательстве нет прямого закона, криминализирующего «неприличные песни» или «общую критику власти» как таковую. Для запрета деятельности группы или признания ее материалов экстремистскими требуются конкретные, доказуемые составы правонарушений. Власти могли привлекать группу к ответственности лишь по ограниченным статьям: Таким образом, группа мастерски существовала в этой «серой зоне»: их деятельность была достаточно маргинальной, чтобы не вызывать тотального запрета, но достаточно провокационной, чтобы оставаться в
Оглавление

Существование группы «Порнофильмы» на российской музыкальной сцене на протяжении более чем десятилетия — это своего рода парадокс. Коллектив, чьи тексты изобилуют ненормативной лексикой и откровенной критикой в адрес государственной системы, политиков и силовых структур, долгое время избегал официального запрета. Причины этого упираются в сложный коктейль из правовых нюансов, стратегического позиционирования группы и изменяющейся политической конъюнктуры.

1. Правовые рамки: Искусство находиться в «серой зоне»

В российском законодательстве нет прямого закона, криминализирующего «неприличные песни» или «общую критику власти» как таковую. Для запрета деятельности группы или признания ее материалов экстремистскими требуются конкретные, доказуемые составы правонарушений. Власти могли привлекать группу к ответственности лишь по ограниченным статьям:

  • Статья 20.1 КоАП РФ («Мелкое хулиганство»): Эта статья карает за публичное использование нецензурной брани. Именно по ней группу и ее лидера Юрия Музыченко (Хоя) чаще всего привлекали к ответственности, выписывая штрафы после концертов. Однако штраф за мат — это не запрет группы, а скорее административная издержка, которую коллектив был готов нести.
  • Статья 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды»): Это более серьезное обвинение, но для его применения необходимо доказать, что тексты призывают к насилию против конкретной социальной, национальной или религиозной группы. Тексты «Порнофильмов», при всей их ярости, чаще всего являются тотальным отрицанием и сарказмом, направленным на абстрактную «систему», «власть» или «ментов». Это обличающее, но часто безличное отчаяние, что юридически сложно подвести под экстремизм.

Таким образом, группа мастерски существовала в этой «серой зоне»: их деятельность была достаточно маргинальной, чтобы не вызывать тотального запрета, но достаточно провокационной, чтобы оставаться в поле зрения.

2. Стратегия андеграунда: Контролируемая оппозиционность

«Порнофильмы» изначально были продуктом андеграундной панк-сцены. Их аудитория — это в основном молодежь из определенных субкультурных кругов. Государственные структуры часто расценивают такие нишевые явления как не представляющие серьезной угрозы. Более того, репрессии против маргинального искусства часто приводят к обратному эффекту — эффекту Стрейзанд: запрет лишь многократно увеличивает интерес к группе, превращая ее из музыкального коллектива в символ сопротивления.

Властям могло быть тактически выгодно позволять таким группам существовать в качестве «клапана», выпускающего пар социального недовольства в контролируемом культурном гетто. Пока протест выражается в форме панк-концертов в клубах, а не массовых уличных акций, он воспринимается как менее опасный.

3. Имитация плюрализма: Демонстрация «свободы слова»

Существование резко критически настроенных артистов может использоваться властью как доказательство наличия в стране свободы слова и плюрализма мнений. Фраза «а вот группа "Порнофильмы" до сих пор поет, и их никто не трогает» долгое время была распространенным аргументом в информационных войнах. Это создавало видимость толерантности, пока критика оставалась в рамках определенных, не массовых медиа.

4. Коренной перелом: Война и крах старой модели

Однако после февраля 2022 года и начала полномасштабной войны в Украине правила игры радикально изменились. Правовое поле резко сузилось с введением законов о «фейках» об армии и ее «дискредитации». Любая прямая критика государственной политики, даже в художественной форме, стала крайне рискованной.

-2

В этой новой реальности модель существования «Порнофильмов» стала юридически невозможной. Лидер группы Юрий Музыченко уехал из России, а в октябре 2023 года Министерство юстиции РФ внесло его в реестр «иноагентов». Это поставило крест на легальной деятельности группы в России: любое сотрудничество с «иноагентом» стало сопряжено с огромными рисками для организаторов концертов, лейблов и СМИ.

Заключение: Почему не запретили тогда?

Подводя итог, можно сказать, что «Порнофильмы» долгое время избегали запрета благодаря сочетанию факторов: они существовали в узких рамках закона, их аудитория считалась ограниченной и неопасной, а их наличие было тактически удобно для имиджа России как страны с свободами. Группа была своего рода «громоотводом». Но с ужесточением политического курса эта ниша исчезла. Их не запрещали в прошлом, потому что в этом не было острой необходимости с точки зрения системы. Когда же необходимость возникла, группа была нейтрализована не прямым запретом, а путем включения в реестр «иноагентов», что оказалось еще более эффективным инструментом подавления.