В России вновь обсуждается идея увеличения школьного обучения до 12 лет с началом в 6 лет. Это предложение вызвало широкий резонанс среди педагогов, родителей и экспертов в сфере образования.
Советник директора по воспитанию барнаульского лицея №73 Наталья Смарыгина выступает против идеи раннего и длительного обучения: «Детство — не гонка за знаниями, а время становления личности. В 5-6 лет ребёнок должен играть, творить и познавать мир, а не сидеть за партой. Вместо увеличения срока учёбы лучше совершенствовать существующие механизмы образования». Как наставник и мама, она подчёркивает ценность естественного взросления и необходимости сохранения беззаботного детства.
Преподаватель английского языка из Читинского педагогического колледжа Елена Батоева обращает внимание на риски такой реформы: «У детей, поступающих в школу в 6 лет, часто не хватает готовности, особенно в развитии речи. Недостаток специалистов в детских садах не позволяет вовремя устранять эти проблемы, а дополнительные занятия доступны не всем».
Директор Калужского техникума электронных приборов Галина Баранова отмечает, что современные дети быстро развиваются и осваивают технологии, но при этом важно сохранить их право на полноценное детство: «Физиологически это слишком рано, а 12 лет обучения — слишком долго в условиях стремительных изменений. В младшем возрасте приоритет — игровая практика и формирование ценностей».
Эксперт в области образования и здоровья ребёнка, директор Института развития, здоровья и адаптации ребёнка Елена Приступа напоминает, что начало школьного обучения с 6 лет 6 месяцев закреплено в законодательстве с учетом психофизиологических особенностей детей. «Эффективность 11-летнего образования подтверждается высокими достижениями наших школьников на международных конкурсах. Главное — не растягивать обучение, а повышать его качество».
Инициатор идеи — заместитель секретаря Общественной палаты, академик РАО Владислав Гриб — уверен, что российские школы должны адаптироваться к современным вызовам и перейти на 12-летнюю систему с началом обучения в 6 лет. Он приводит пример развитых стран с подобной практикой и подчёркивает рост объёмов учебной информации и сложность школьных программ: «Сегодня в ряде стран с ранних классов вводятся новые дисциплины, например, искусственный интеллект. Наши дети часто начинают заниматься ещё до школы, но не все имеют такие возможности. Поэтому стандартная школа должна стать основой качественной подготовки».
Владислав Гриб отметил, что многочисленные исследования и эксперименты подтверждают возможность успешного раннего старта обучения. Он считает, что качественные курсы профессиональной переподготовки и повышение квалификации педагогов помогут сделать переход плавным и эффективным. «Да, программа требует пересмотра, нужны дополнительные финансовые ресурсы, а также заявления о новых конкурсах для учителей, педагогов и воспитателей, направленных на поддержку аттестации и профессионального роста. Однако без современных стандартов и повышения качества образования невозможно обеспечить технологический суверенитет страны», — подытожил эксперт.
Обсуждение реформы продолжается, и именно вовлечение профессионального сообщества через курсы повышения квалификации и конкурсы для педагогов станет залогом успешной модернизации отечественного школьного образования.
📰 Новости | 🎓 Курсы | 🏆 Конкурсы | 👤 Личный кабинет