Найти в Дзене
Книжный слушатель

Тот самый художник Фонвизин, один из трех на букву «Ф»

«И вот он говорит в своей книге, что в 1950-е годы в Москве было только три настоящих художника, причем фамилии у всех троих начинались на букву «ф». Это Фальк, Фаворский и Фонвизин», – так я пересказывала подруге отрывок из аудиокниги «Эрик Булатов рассказывает», которая вышла пару месяцев назад. Но если творчество Роберта Фалька и Владимира Фаворского знакомо многим, то имя Артура Фонвизина было мне неизвестно. Я даже собралась в Новую Третьяковку, чтобы поискать его картины в залах с живописью XX века. Неожиданно мне повезло: оказалось, что выставка с портретами, созданными Фонвизиным, будет работать в галерее «Открытый клуб» (ул. Спиридоновка, дом 9/2) во второй половине октября. И я, конечно же, отправилась на выставку. В двух небольших залах – около полусотни акварельных портретов, на них в основном актрисы и балерины. Никаких резких силуэтов, пятна акварели словно расплываются, создавая ощущение нежности и воздушности, а иногда даже небрежности. Но характеры все-таки проступают
Артур Фонвизин, "Автопортрет"(1955)
Артур Фонвизин, "Автопортрет"(1955)

«И вот он говорит в своей книге, что в 1950-е годы в Москве было только три настоящих художника, причем фамилии у всех троих начинались на букву «ф». Это Фальк, Фаворский и Фонвизин», – так я пересказывала подруге отрывок из аудиокниги «Эрик Булатов рассказывает», которая вышла пару месяцев назад.

Но если творчество Роберта Фалька и Владимира Фаворского знакомо многим, то имя Артура Фонвизина было мне неизвестно. Я даже собралась в Новую Третьяковку, чтобы поискать его картины в залах с живописью XX века. Неожиданно мне повезло: оказалось, что выставка с портретами, созданными Фонвизиным, будет работать в галерее «Открытый клуб» (ул. Спиридоновка, дом 9/2) во второй половине октября. И я, конечно же, отправилась на выставку.

Артур Фонвизин, "Галина Вишневская в партии Наташи Ростовой"(1960-1962)
Артур Фонвизин, "Галина Вишневская в партии Наташи Ростовой"(1960-1962)

В двух небольших залах – около полусотни акварельных портретов, на них в основном актрисы и балерины. Никаких резких силуэтов, пятна акварели словно расплываются, создавая ощущение нежности и воздушности, а иногда даже небрежности. Но характеры все-таки проступают в повороте головы, в осанке, в направлении взгляда. Сочетания цветов дополняют образ, передавая оттенки настроения.

Артур Фонвизин, "Портрет балерины И. Левитиной"(1950-е) и "Портрет балерины Н. В. Чистовой"(1950-е)
Артур Фонвизин, "Портрет балерины И. Левитиной"(1950-е) и "Портрет балерины Н. В. Чистовой"(1950-е)
«Фонвизин воплощал артистизм, эту великую свободу, не нуждающуюся ни в разуме, ни в этике, опирающуюся исключительно на себя, на особое состояние ощущений, которое уже само по себе дает право на все. И все, что делает художник в этом состоянии, ничего не зная, ни о чем не ведая и ни за что не отвечая, как бы это не выглядело случайно и небрежно, всегда безошибочно, всегда единственно верно. Художником, владевшим абсолютной тайной, этой детской свободой, был для нас Артур Владимирович Фонвизин», –цитата из воспоминаний Эрика Булатова поясняет главную ценность работ Фонвизина.
Артур Фонвизин, "Портрет актрисы Е. Н. Гоголевой в пьесе "Стакан воды"(1933)
Артур Фонвизин, "Портрет актрисы Е. Н. Гоголевой в пьесе "Стакан воды"(1933)

Возможно, Артур Фонвизин брался именно за портреты актрис и балерин потому, что его творческая манера была сродни их натурам. В переливах акварели – изящество, непринужденность, необъяснимая красота. И немного загадочности, которая необходима для того, чтобы включилось воображение.