Сегодня незыблемость этого правила кажется аксиомой, однако так было далеко не всегда: привычка начинать рабочую неделю с понедельника – сравнительно недавнее советское нововведение. Веками, как и в большинстве европейских стран, у русского народа первым днем недели считалось воскресенье.
После революционного штурма власти мысли большевиков были заняты решением куда более насущных проблем, нежели реформа календаря. И до 1929 года система дней недели оставалась нетронутой – наследие царской России. Лишь с началом индустриальной гонки старая система летоисчисления была отправлена на слом. Сначала была предпринята попытка разделить год на пятидневные периоды, а затем, с 1931 года, введен шестидневный рабочий цикл с выходными, привязанными к роковым датам: 6, 12, 18, 24 и 30 числам каждого месяца. Советское правительство объясняло эту календарную ломку требованиями промышленного рывка: СССР, одержимый идеей обогнать Запад любой ценой, лихорадочно наращивал мускулы индустрии, что якобы требовало унификации рабочего времени. Однако сквозь призму времени многие исследователи усматривают в этом отказе от традиционного календаря отчетливый антирелигиозный мотив: воскресенье целенаправленно лишали его священного ореола, низводя до уровня обыденного рабочего дня.
Официальной причиной этой реорганизации, по версии советской власти, была жизненная необходимость в форсированном наращивании производства: Союз стремился к невиданным высотам индустриализации, чтобы доказать свое превосходство над западными державами. Это, в свою очередь, диктовало потребность в жесткой стандартизации рабочего графика. Но за ширмой производственной необходимости цепкий взгляд экспертов улавливает все тот же антиклерикальный подтекст: воскресенье, день молитвы и покоя, методично лишалось своего сакрального статуса, становясь лишь одним из серых будней.
Лишь незадолго до того, как над Европой нависла тень Второй мировой войны, советское правительство оставило бесплодные календарные эксперименты и вернуло населению привычную семидневную неделю. Точкой в этом вопросе стал Указ Президиума Верховного Совета от 26 июня 1940 года, зловеще озаглавленный «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Подпись под документом – М. И. Калинин, знаковая фигура той эпохи. Но мало кто сомневался, что истинным инициатором был сам «отец народов» – И. В. Сталин, или, по крайней мере, решение было принято с его неусыпным контролем.
Согласно второму пункту этого монументального указа, все государственные, кооперативные и общественные организации, а также предприятия, переводились с шестидневной рабочей недели на семидневную, где воскресенье вновь обретало статус законного выходного дня. Именно в сталинскую эпоху понедельник был официально закреплен как первый день недели. Вероятной причиной этого, казалось бы, незначительного нововведения было стремление к элементарной унификации учета рабочих дней на необъятных просторах советской экономики. Кроме того, в контексте советской идеологии, где труд возводился в культ, начинать неделю с ударной трудовой деятельности как нельзя лучше соответствовало духу времени.
После выхода указа советские издательства и типографии с несвойственной им оперативностью взялись за внедрение нового формата календарей, где понедельник гордо шествовал во главе недели. Практически все производственные, образовательные и административные учреждения перешли на использование таких табель-календарей. Тем не менее, кое-где еще проскальзывала полиграфическая продукция, по старинке начинавшая неделю с воскресенья. Некоторые организации просто отдавали дань традиции, а в суровые военные и послевоенные годы, очевидно, не до конца утрясли отраслевые распоряжения. Иногда для культурно-массовых учреждений было практичнее начинать отсчет с воскресенья, учитывая их работу в выходные. Например, табель-календарь Московского зоопарка на 1945 год был оформлен именно так. А ленинградская фабрика "Светоч" выпустила один из последних календарей старого образца, рассчитанный на 1949 год.
Со временем становится все сложнее отыскать печатную продукцию, где воскресенье претендует на роль первого дня недели. Однако рукописные настенные календари, вероятно, еще долго хранили верность старым традициям. Как, например, самодельный календарь на 1950 год, замеченный в одном из лагерей ГУЛАГа в Новосибирской области, где неделя начиналась с воскресенья. Впрочем, чему удивляться: любые новшества пробивались за колючую проволоку с огромным опозданием.
И все же, подавляющее большинство исследователей сходятся во мнении, что лишь во времена правления Н. С. Хрущева все советские календари окончательно и бесповоротно стали печататься с понедельника в качестве первого дня недели. Подтверждение этому можно найти в учебнике «Технология брошюровочно-переплетных процессов» (Москва, 1966), созданном советскими учеными Э. Веселовской и Г. Трубниковой. Там указывается, что Госиздат РСФСР начал стандартизацию печатной продукции еще в далеком 1928 году. Однако последующие технические условия ТУПП 59-51, охватывающие все виды изданий, были утверждены лишь в 1952 году. До этого же полиграфические предприятия руководствовались нормами, установленными еще в 30-е годы. Отсутствие четкой технической документации, регламентирующей оформление и печать настенных календарей, приводило к вольной интерпретации. Этим и объясняются разночтения: в одних календарях 40-х годов неделя начинается с понедельника, в других – с воскресенья. И поскольку внедрение новых технических условий в полиграфии началось только с 1953 года, уже после смерти Сталина, окончательный переход к новой нумерации дней недели прочно ассоциируется с периодом правления Хрущева.
Память о том, что воскресенье когда-то открывало неделю, постепенно стиралась из коллективного сознания. Но привычка – вторая натура, и старшее поколение еще долго по инерции могло считать воскресенье за "начало". Однако, взращенные в советской системе дети и внуки уже не знали иного порядка, и для них понедельник прочно ассоциировался с первым рабочим днем, с началом новых свершений и планов.
Любопытно, что смена точки отсчета в недельном цикле нашла отражение и в фольклоре. Если в дореволюционных пословицах и поговорках воскресенье нередко выступало в роли дня отдыха и богослужения, то советский фольклор акцентировал внимание на тяжелом трудовом понедельнике, с которым начинались производственные будни. "Понедельник – день тяжелый" – эта фраза, как нельзя лучше, передавала дух рабочей эпохи, где труд был не просто обязанностью, а идейным долгом каждого гражданина.
Влияние смены первого дня недели ощущалось и в культурной сфере. В литературе и искусстве понедельник постепенно стал символом начала, новых надежд, но одновременно и преодоления трудностей. Появлялись произведения, где понедельник выступал в качестве метафоры начала пути, преодоления препятствий, старта новых проектов. Так, например, повесть братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу" в ироничной форме отображает отношение советского человека к рабочему времени, где труд становится не просто обязанностью, а смыслом жизни.
Таким образом, сравнительно небольшое, на первый взгляд, изменение в порядке дней недели, инициированное советским правительством, оказало заметное влияние на культурный код советского общества. Понедельник, некогда затерянный в середине недели, прочно занял свое место в сознании людей как символ начала, труда и новых свершений, окончательно утвердившись в роли первого дня рабочей недели. Даже сегодня, спустя десятилетия после распада Советского Союза, эта традиция сохраняется во многих странах постсоветского пространства, свидетельствуя о глубоком проникновении советской культуры в повседневную жизнь.