Найти в Дзене

Иван Алексеевич Бунин о железных дорогах: «От паровоза белый дым…»

22 октября 2025 года литературный мир отмечает значимую дату — 155-летие со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина (1870–1953). Имя этого русского классика навсегда вписано в историю: в 1933 году он стал первым отечественным писателем, удостоенным высшей литературной награды. Шведская академия в своем решении от 9 ноября указала: «Нобелевская премия за этот год присуждается Ивану Бунину за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер». Прорезая бескрайние просторы, железная дорога навсегда вошла в душу и характер России, став не только двигателем промышленности, но и мощным культурным феноменом. Эти стальные магистрали, словно артерии, связали воедино страну, породив особую, неповторимую романтику пути — романтику ночных перронов, заснеженных полей за окном и бесконечных горизонтов, манящих вдаль. Для Ивана Бунина железная дорога, при всей её мощи как символа технического прогресса, оставалась, прежде всего, уютным миром — миром
Оглавление

22 октября 2025 года литературный мир отмечает значимую дату — 155-летие со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина (1870–1953). Имя этого русского классика навсегда вписано в историю: в 1933 году он стал первым отечественным писателем, удостоенным высшей литературной награды. Шведская академия в своем решении от 9 ноября указала: «Нобелевская премия за этот год присуждается Ивану Бунину за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер».

Прорезая бескрайние просторы, железная дорога навсегда вошла в душу и характер России, став не только двигателем промышленности, но и мощным культурным феноменом. Эти стальные магистрали, словно артерии, связали воедино страну, породив особую, неповторимую романтику пути — романтику ночных перронов, заснеженных полей за окном и бесконечных горизонтов, манящих вдаль.

Для Ивана Бунина железная дорога, при всей её мощи как символа технического прогресса, оставалась, прежде всего, уютным миром — миром с его собственными законами, теплом и неповторимой атмосферой, знакомой ему с детства. С юных лет, будучи завсегдатаем вокзалов и поездов, писатель впитывал их жизнь: он не просто наблюдал за пёстрой толпой пассажиров, но и сквозь стук колес вслушивался в ритмы человеческих судеб, а за окном вагона находил вдохновение для точных поэтических зарисовок русской природы, как, например, в своем стихотворении «В поезде»:

А вот и лес! — И гул идет
Под стук колес в лесу зеленом;
Берез веселых хоровод,
Шумя, встречает нас поклоном.
От паровоза белый дым,
Как хлопья ваты, расползаясь,
Плывет, цепляется по ним,
К земле беспомощно склоняясь...

Мотив железной дороги тонкой, но прочной нитью проходит через многие страницы бунинской прозы. В «Лёгком дыхании», «Кануне», «Первом классе», «Русе» и других произведениях поезд и вокзал — это не просто декорации. Они становятся особым художественным миром, точкой пересечения человеческих судеб.

«Был июньский вечер, накрапывал дождь. Шел поезд по Стрелецкой железной дороге. В сером темнеющем вагоне второго класса сидели разные господа и говорили…».
(«Чаша жизни», Иван Бунин)

Интересный факт!

Железная дорога была для Бунина не только источником вдохновения, но и частью семейной истории. Его родная сестра, Мария, вышла замуж за помощника машиниста паровоза Иосифа Ласкаржевского.

Какое это счастье — этот поезд! В каких вагонах и поездах ездил Бунин?

Маршруты Бунина-пассажира пролегали по конкретным станциям России. Это станция Елец — город, где писатель провел детские годы; небольшая станция Измалково в Орловской губернии, которую он часто упоминал в текстах; маленькие станции Грунин Воргол и Урусово, связанные с его усадьбой и визитами к родственникам.

Фото: Елецкий ДЦС. Источник: газета «Гудок».
Фото: Елецкий ДЦС. Источник: газета «Гудок».

Бывал писатель и на крупных вокзалах, таких как Савёловский вокзал в Москве (именуемый до 1912 года Бутырским).

-3

Железная дорога была для Бунина и пространством творческого общения. Яркое тому подтверждение — воспоминания Александра Куприна об их совместной поездке на поезде в 1908 году: « - Помню, лет пять тому назад мне пришлось с писателями Буниным и Федоровым приехать на один день на Иматру. Назад мы возвращались поздно ночью. Около одиннадцати часов поезд остановился на станции Антреа (ныне Каменногорск), и мы вышли закусить».

Пассажирский поезд. Станция Антреа (Каменногорск). Начало XX века. Из фондов музея.
Пассажирский поезд. Станция Антреа (Каменногорск). Начало XX века. Из фондов музея.

Путешествовал Иван Алексеевич в разных вагонах: от простых и переполненных третьего класса, где, по его наблюдениям, царили теснота, шум, табачный дым и разговоры — отражение «настоящей человеческой жизни», — до более комфортабельных вагонов первого и второго классов дореволюционных железных дорог.

Ощутить атмосферу железнодорожных путешествий начала XX века можно сегодня в Музее железных дорог России. Например, посетив пассажирский вагон III класса Р.О.3249.

-5

В нашем музее есть и вагон II класса — вагон под номером 207, который был построен для Рязанско-Уральской железной дороги Коломенским заводом в 1899 году. Этот подлинный экспонат, доставленный к нам из Токсово, хранит истории тысяч километров и многих пассажиров.

-6

Оживляли стальные магистрали России и паровозы, хорошо знакомые Бунину — серий Ов, С.

Паровоз серии С

Паровозы серии С выпускались с 1910 по 1919 год на четырех заводах: Сормовском, Невском, Харьковском и Луганском. Общий объем выпуска составил немногим менее 700 единиц. Развитием серии С стали Св и Су, которые, несмотря на схожесть в обозначении, чаще расцениваются как отдельные серии.

Паровоз С.68 в музейной коллекции

Паровоз с заводским номером 2289 был построен на Невском судостроительном и механическом заводе летом 1917 года. Первоначально предназначенный для Николаевской железной дороги, он был направлен на Северные железные дороги, а в дальнейшем эксплуатировался на Ленинградской и Октябрьской магистралях. С 1960 года использовался в качестве котельной установки на одном из московских заводов. В 1970-х годах был обнаружен энтузиастами, и в 1997 году занял свое место в музейной экспозиции.

3 факта о паровозе С.68 и история его спасения — в нашей статье.
Паровоз С.68 в Музее железных дорог России
Паровоз С.68 в Музее железных дорог России

Паровоз серии Ов

Паровозы серии Ов, с прозвищем «овечка», строились до 1920-х годов, а общее количество составил около 8 000 экземпляров.

Паровоз Ов 6640 из музейной коллекции был выпущен Путиловским заводом в 1902 году. Своё обозначение он получил в 1914 году во время работы на Юго-Западных железных дорогах. После окончания Гражданской войны локомотив был отправлен на Екатерининскую железную дорогу, где в 30-е годы служил маневровым локомотивом на станции Киев-Петровка. На постоянное хранение в музей паровоз был передан в 1998 году из Калининградского локомотивного депо.

Товарный паровоз Ов 6640 в Музее железных дорог России.
Товарный паровоз Ов 6640 в Музее железных дорог России.

Железная дорога — место встречи разных судеб

В художественном мире Бунина железная дорога предстаёт пространством, где пересекаются человеческие судьбы и сталкиваются разные уклады жизни. Здесь неторопливый ритм провинции встречается с динамичной энергией столицы. Наиболее полно этот образ раскрывается в романе «Жизнь Арсеньева», где железная дорога становится олицетворением особого, замкнутого уюта — мира тепла, покоя и убаюкивающего ритма движения, который создает контраст с зимней стихией за окном вагона.

«Ах, эти заносы, Россия, ночь, мятель и железная дорога! Какое это счастье — этот весь убеленный снежной пылью поезд, это жаркое вагонное тепло, уют, постукиванье каких-то молоточков в раскаленной топке, а снаружи мороз и непроглядная вьюга, потом звонки, огни и голоса на какой-то станции, едва видной из-за крутящегося снизу и с крыш снежного дыма, а там опять отчаянный крик паровоза куда-то во тьму, в бурную даль, в неизвестность и первый толчок вновь двинувшегося вагона, по мерзлым, играющим бриллиантами окнам которого проходит удаляющийся свет платформы — и снова ночь, глушь, буран, рев ветра в вентиляторе, а у тебя покой, тепло, полусвет фонаря за синей занавеской, и все растущий, качающий, убаюкивающий на бархатном пружинном диване бег и все шире мотающаяся на вешалке перед дремотными глазами шуба!»
В. Г. Казанцев. На полустанке. Зимнее утро на Уральской железной дороге. 1891 год.
В. Г. Казанцев. На полустанке. Зимнее утро на Уральской железной дороге. 1891 год.

Страницы романа оживляют воспоминания писателя о его путешествиях в Орёл, Харьков, Крым. Бунина завораживала сама возможность, дарованная стальными магистралями, — стремительно перенестись в незнакомые края, вдохнуть их воздух и пережить новые чувства, столь необходимыми для чуткой души творца.

Память об Иване Алексеевиче Бунине

Память о глубокой связи Ивана Бунина с железной дорогой продолжает жить не только на страницах его произведений. В 2010 году, к 140-летию классика, на станции Ефремов Тульского отделения Московской железной дороги был торжественно открыт памятник, ставший зримым воплощением этой неразрывной связи между писателем и миром стальных магистралей.

Материал ОАО «РЖД»
Материал ОАО «РЖД»

Чтобы глубже погрузиться в удивительный мир, где литература встречается с историей железных дорог, посетите залы нашего музея, а также воспользуйтесь мобильным приложением с экскурсиями, медиатекой и архивными материалами: