22 октября 2025 года литературный мир отмечает значимую дату — 155-летие со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина (1870–1953). Имя этого русского классика навсегда вписано в историю: в 1933 году он стал первым отечественным писателем, удостоенным высшей литературной награды. Шведская академия в своем решении от 9 ноября указала: «Нобелевская премия за этот год присуждается Ивану Бунину за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер».
Прорезая бескрайние просторы, железная дорога навсегда вошла в душу и характер России, став не только двигателем промышленности, но и мощным культурным феноменом. Эти стальные магистрали, словно артерии, связали воедино страну, породив особую, неповторимую романтику пути — романтику ночных перронов, заснеженных полей за окном и бесконечных горизонтов, манящих вдаль.
Для Ивана Бунина железная дорога, при всей её мощи как символа технического прогресса, оставалась, прежде всего, уютным миром — миром с его собственными законами, теплом и неповторимой атмосферой, знакомой ему с детства. С юных лет, будучи завсегдатаем вокзалов и поездов, писатель впитывал их жизнь: он не просто наблюдал за пёстрой толпой пассажиров, но и сквозь стук колес вслушивался в ритмы человеческих судеб, а за окном вагона находил вдохновение для точных поэтических зарисовок русской природы, как, например, в своем стихотворении «В поезде»:
А вот и лес! — И гул идет
Под стук колес в лесу зеленом;
Берез веселых хоровод,
Шумя, встречает нас поклоном.
От паровоза белый дым,
Как хлопья ваты, расползаясь,
Плывет, цепляется по ним,
К земле беспомощно склоняясь...
Мотив железной дороги тонкой, но прочной нитью проходит через многие страницы бунинской прозы. В «Лёгком дыхании», «Кануне», «Первом классе», «Русе» и других произведениях поезд и вокзал — это не просто декорации. Они становятся особым художественным миром, точкой пересечения человеческих судеб.
«Был июньский вечер, накрапывал дождь. Шел поезд по Стрелецкой железной дороге. В сером темнеющем вагоне второго класса сидели разные господа и говорили…».
(«Чаша жизни», Иван Бунин)
Интересный факт!
Железная дорога была для Бунина не только источником вдохновения, но и частью семейной истории. Его родная сестра, Мария, вышла замуж за помощника машиниста паровоза Иосифа Ласкаржевского.
Какое это счастье — этот поезд! В каких вагонах и поездах ездил Бунин?
Маршруты Бунина-пассажира пролегали по конкретным станциям России. Это станция Елец — город, где писатель провел детские годы; небольшая станция Измалково в Орловской губернии, которую он часто упоминал в текстах; маленькие станции Грунин Воргол и Урусово, связанные с его усадьбой и визитами к родственникам.
Бывал писатель и на крупных вокзалах, таких как Савёловский вокзал в Москве (именуемый до 1912 года Бутырским).
Железная дорога была для Бунина и пространством творческого общения. Яркое тому подтверждение — воспоминания Александра Куприна об их совместной поездке на поезде в 1908 году: « - Помню, лет пять тому назад мне пришлось с писателями Буниным и Федоровым приехать на один день на Иматру. Назад мы возвращались поздно ночью. Около одиннадцати часов поезд остановился на станции Антреа (ныне Каменногорск), и мы вышли закусить».
Путешествовал Иван Алексеевич в разных вагонах: от простых и переполненных третьего класса, где, по его наблюдениям, царили теснота, шум, табачный дым и разговоры — отражение «настоящей человеческой жизни», — до более комфортабельных вагонов первого и второго классов дореволюционных железных дорог.
Ощутить атмосферу железнодорожных путешествий начала XX века можно сегодня в Музее железных дорог России. Например, посетив пассажирский вагон III класса Р.О.3249.
В нашем музее есть и вагон II класса — вагон под номером 207, который был построен для Рязанско-Уральской железной дороги Коломенским заводом в 1899 году. Этот подлинный экспонат, доставленный к нам из Токсово, хранит истории тысяч километров и многих пассажиров.
Оживляли стальные магистрали России и паровозы, хорошо знакомые Бунину — серий Ов, С.
Паровоз серии С
Паровозы серии С выпускались с 1910 по 1919 год на четырех заводах: Сормовском, Невском, Харьковском и Луганском. Общий объем выпуска составил немногим менее 700 единиц. Развитием серии С стали Св и Су, которые, несмотря на схожесть в обозначении, чаще расцениваются как отдельные серии.
Паровоз С.68 в музейной коллекции
Паровоз с заводским номером 2289 был построен на Невском судостроительном и механическом заводе летом 1917 года. Первоначально предназначенный для Николаевской железной дороги, он был направлен на Северные железные дороги, а в дальнейшем эксплуатировался на Ленинградской и Октябрьской магистралях. С 1960 года использовался в качестве котельной установки на одном из московских заводов. В 1970-х годах был обнаружен энтузиастами, и в 1997 году занял свое место в музейной экспозиции.
3 факта о паровозе С.68 и история его спасения — в нашей статье.
Паровоз серии Ов
Паровозы серии Ов, с прозвищем «овечка», строились до 1920-х годов, а общее количество составил около 8 000 экземпляров.
Паровоз Ов 6640 из музейной коллекции был выпущен Путиловским заводом в 1902 году. Своё обозначение он получил в 1914 году во время работы на Юго-Западных железных дорогах. После окончания Гражданской войны локомотив был отправлен на Екатерининскую железную дорогу, где в 30-е годы служил маневровым локомотивом на станции Киев-Петровка. На постоянное хранение в музей паровоз был передан в 1998 году из Калининградского локомотивного депо.
Железная дорога — место встречи разных судеб
В художественном мире Бунина железная дорога предстаёт пространством, где пересекаются человеческие судьбы и сталкиваются разные уклады жизни. Здесь неторопливый ритм провинции встречается с динамичной энергией столицы. Наиболее полно этот образ раскрывается в романе «Жизнь Арсеньева», где железная дорога становится олицетворением особого, замкнутого уюта — мира тепла, покоя и убаюкивающего ритма движения, который создает контраст с зимней стихией за окном вагона.
«Ах, эти заносы, Россия, ночь, мятель и железная дорога! Какое это счастье — этот весь убеленный снежной пылью поезд, это жаркое вагонное тепло, уют, постукиванье каких-то молоточков в раскаленной топке, а снаружи мороз и непроглядная вьюга, потом звонки, огни и голоса на какой-то станции, едва видной из-за крутящегося снизу и с крыш снежного дыма, а там опять отчаянный крик паровоза куда-то во тьму, в бурную даль, в неизвестность и первый толчок вновь двинувшегося вагона, по мерзлым, играющим бриллиантами окнам которого проходит удаляющийся свет платформы — и снова ночь, глушь, буран, рев ветра в вентиляторе, а у тебя покой, тепло, полусвет фонаря за синей занавеской, и все растущий, качающий, убаюкивающий на бархатном пружинном диване бег и все шире мотающаяся на вешалке перед дремотными глазами шуба!»
Страницы романа оживляют воспоминания писателя о его путешествиях в Орёл, Харьков, Крым. Бунина завораживала сама возможность, дарованная стальными магистралями, — стремительно перенестись в незнакомые края, вдохнуть их воздух и пережить новые чувства, столь необходимыми для чуткой души творца.
Память об Иване Алексеевиче Бунине
Память о глубокой связи Ивана Бунина с железной дорогой продолжает жить не только на страницах его произведений. В 2010 году, к 140-летию классика, на станции Ефремов Тульского отделения Московской железной дороги был торжественно открыт памятник, ставший зримым воплощением этой неразрывной связи между писателем и миром стальных магистралей.
Чтобы глубже погрузиться в удивительный мир, где литература встречается с историей железных дорог, посетите залы нашего музея, а также воспользуйтесь мобильным приложением с экскурсиями, медиатекой и архивными материалами: