Найти в Дзене

Что такое товарный знак, и зачем его регистрировать

Слова «бренд», «логотип», «торговая марка» на слуху практически у всех. Что же это такое с точки зрения закона? В законодательстве РФ используется термин «товарный знак». Термин «торговая марка» (trademark) тоже используется, но в иностранных юрисдикциях. Что такое товарный знак Товарный знак — это уникальный знак или обозначение, которое выделяет ваши товары или услуги среди конкурентов. Проще говоря: это то, по чему потребитель узнаёт вас на рынке. Тинькофф, Газпром, OZON — всё это товарные знаки. Многие путают товарный знак с логотипом. Логотип — это графическое изображение названия или символа компании. Он может быть частью товарного знака, но товарный знак шире: он может быть словесным, графическим или комбинированным. Пример: «Золотое яблоко» — словесный товарный знак, а характерный лаймовый цвет компания регистрирует в настоящий момент также в качестве товарного знака. Иными словами: товарный знак — это юридическая защита ваших названия, логотипа, слогана или любых визуальных /

Слова «бренд», «логотип», «торговая марка» на слуху практически у всех. Что же это такое с точки зрения закона?

В законодательстве РФ используется термин «товарный знак». Термин «торговая марка» (trademark) тоже используется, но в иностранных юрисдикциях.

Что такое товарный знак

Товарный знак — это уникальный знак или обозначение, которое выделяет ваши товары или услуги среди конкурентов.

Проще говоря: это то, по чему потребитель узнаёт вас на рынке. Тинькофф, Газпром, OZON — всё это товарные знаки.

Многие путают товарный знак с логотипом. Логотип — это графическое изображение названия или символа компании. Он может быть частью товарного знака, но товарный знак шире: он может быть словесным, графическим или комбинированным.

Пример: «Золотое яблоко» — словесный товарный знак, а характерный лаймовый цвет компания регистрирует в настоящий момент также в качестве товарного знака.

Иными словами: товарный знак — это юридическая защита ваших названия, логотипа, слогана или любых визуальных / словесных / звуковых элементов бренда.

Зачем нужен товарный знак

Регистрация товарного знака открывает бизнесу сразу несколько возможностей:

1️⃣ Инструмент защиты

В случае, если конкуренты будут использовать ваш товарный знак без вашего ведома и разрешения, вы можете пресечь нарушение: потребовать выплатить компенсацию за незаконное использование товарного знака, изъять товар конкурента из оборота.

В то же время, никто не сможет посягнуть на ваши права в отношении товарного знака, что снижает риски предъявления претензий и возникновения убытков для бизнеса.

2️⃣ Нематериальный актив

Зарегистрированный товарный знак можно:

  • оценить
  • поставить на баланс
  • продать
  • предоставлять лицензию на его использование

То есть товарный знак - это коммерчески ценный актив, который не только индивидуализирует бизнес, но и имеет реальную материальную ценность.

3️⃣ Формирование бренда и деловой репутации

Зарегистрированный товарный знак не только защищает ваши права, но и делает бизнес более инвестиционно привлекательным. Если вы планируете выходить на маркетплейсы или запускать франшизу, без товарного знака не обойтись. Это то, что формирует не только интерес инвесторов, но также доверие поставщиков и клиентов. Более того, зарегистрированная в надлежащем порядке интеллектуальная собственность говорит о юридической "чистоте" бизнеса.

⚠️ Важно: без регистрации любые уникальные название / логотип юридически не защищены. Конкуренты могут их скопировать и выдавать за "своё". В этом случае вы лишаетесь возможности защитить свои права.

О том, как зарегистрировать товарный знак, какие виды товарных знаков бывают, разбор кейсов — в следующих статьях.