Идея соединить Россию и Америку по суше снова оказалась в центре внимания. В октябре 2025 года руководитель Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев предложил вернуться к проекту тоннеля под Беринговым проливом и даже символично назвал его «тоннелем Путина — Трампа».
Эта инициатива напомнила о замысле, который имеет не только инженерное, но и миротворческое значение: создании сухопутного моста между континентами — дороги, где встречаются цивилизации.
Идея межконтинентального соединения возникла ещё в конце XIX века.
В 1890-е годы первый губернатор Колорадо Уильям Гилпин предлагал создать «железную дорогу человечества» с переходом под Беринговым проливом. В начале XX века проект рассматривался в России и США на уровне правительственных комиссий. В 1906 году по указу императора Николая II начались предварительные изыскания маршрута, а в 1907-м о нём писала The New York Times.
Во время Второй мировой войны вопрос соединения вновь поднимался на Потсдамской конференции, где Иосиф Сталин обсуждал с президентом Гарри Трумэном возможность транспортного перехода. Позднее, в 1960-е годы, к идее возвращались Никита Хрущёв и Джон Кеннеди — они рассматривали тоннель как символ будущего мирного партнёрства между двумя великими державами.
Но по-настоящему международное освещение и гуманистический смысл проект обрёл в 1981 году, когда основатель Федерации за всеобщий мир д-р Сан Мён Мун представил на Международной конференции за единство народов концепцию «Международного шоссе мира». Он говорил:
«Эти международные шоссе помогут объединить наш мир. Когда они будут построены, вы сможете проехать на машине от африканского мыса Доброй Надежды до чилийского Сантьяго и от Лондона до Нью-Йорка. На этом пути не будет никаких преград: весь мир будет связан между собой подобно системе кровеносных сосудов».
Эта идея превратила инженерный замысел в миротворческую концепцию — инфраструктуру доверия и взаимозависимости между народами.
С начала 1990-х годов в России и США действовали совместные экспертные группы инженеров и экономистов. Одним из ведущих исследователей стал российский экономист и инженер, почётный транспортный строитель России д-р Виктор Николаевич Разбегин, много лет выступающий на международных площадках Федерации за всеобщий мир.
В своём недавнем интервью президенту Федерации за всеобщий мир в России Марии Назаровой он отметил:
«Сегодня человечество снова оказалось в точке, когда нужно искать не то, что разделяет, а то, что связывает. Проект тоннеля через Берингов пролив — редкий пример идеи, в которой технический прогресс сочетается с глубоким гуманистическим смыслом. Это не просто транспортный коридор, а путь сотрудничества народов».
Учёный подчеркнул, что техническая готовность давно доказана:
«Берингов пролив мелководен, глубины 30–40 метров, грунты устойчивы. Техническая возможность строительства тоннеля подтверждена. Главный вопрос — политическая воля и международное партнёрство».
В том же интервью Разбегин добавил, что проект способен стать катализатором развития Севера:
«Он создаёт новую экономику северных регионов, десятки тысяч рабочих мест, развитие энергетики и цифровой инфраструктуры. Этот проект не конкурирует, а дополняет Северный морской путь, связывая мир в единую транспортную систему».
Федерация за всеобщий мир на протяжении многих лет остаётся платформой, где этот проект обсуждается как гуманитарный и научный вызов, а не как политический инструмент. В 2016 году на Международной конференции по лидерству в Токио эксперты из России, Японии, Китая, Кореи и США рассматривали переход через пролив как элемент будущей транспортной системы мира.
В июне 2021 года Федерация стала организатором онлайн-показа документального фильма «Парни из пролива», посвящённого истории и современным инициативам по строительству тоннеля. Фильм посмотрели более 8 000 зрителей из 40 стран. В дискуссии приняли участие режиссёр Рик Минник, инженер Джордж Кумал, консультант Скотт Спенсер и д-р Виктор Разбегин.
Тогда он сказал:
«Фильм Рика — шаг в правильном направлении. Это проект не только инженеров, но и людей доброй воли. Через железную дорогу можно объединить не просто экономики, а человеческие судьбы — Россию, США и весь мир».
В последующих программах Федерации Разбегин неоднократно подчёркивал:
«Если президенты примут решение, проект можно реализовать за семь-восемь лет. История с тоннелем под Ла-Маншем показала: всё решает политическое согласие. И если оно будет, дорога появится быстрее, чем кажется».
Технические расчёты подтверждают: длина тоннеля с подходами составит около 100 километров. Проект предусматривает два уровня — железнодорожный и сервисный, с вентиляцией через острова Диомида. Вдоль трассы возможна интеграция волоконно-оптических линий связи и энергетического перехода, включая приливные электростанции в заливах Камчатки и Якутии. Так тоннель становится транспортным, энергетическим и цифровым мостом между континентами.
В одном из своих выступлений д-р Разбегин образно сказал:
«Когда-то Берингов пролив был сухопутным мостом, по которому шло расселение человечества. Возможно, пришло время построить новый мост — осознанный, технологичный и мирный, чтобы соединить не только материки, но и людей».
Сегодня, когда человечество вновь стоит перед выбором — строить ли стены или дороги, — идея тоннеля под Беринговым проливом становится символом надежды и сотрудничества. Она объединяет науку, экономику и моральное стремление людей к единству — то, о чём говорили основатели Федерации за всеобщий мир.
Как сказала сооснователь Федерации, д-р Хан Хакджа:
«Мир не создаётся декларациями — он начинается там, где люди выбирают путь созидания. Когда мы соединяем континенты, мы соединяем сердца. И в этом — подлинный смысл мира».