А вот какой случай произошёл со мной однажды в Либерии. Возвращались мы как-то с моим кенийским коллегой по миссии ООН в Гринвилль из командировки в штаб сектора. Дело происходило в сезон дождей, и дороги, как всегда в это время года, находились в плачевном состоянии. Поэтому не удивительно, что один раз мы застряли сами (из грязи сами и вылезли), и пару раз останавливались надолго из-за возникавших дорожных заторов.
В итоге мы подъезжали к нашей базе в темноте. До города оставалось совсем ничего, как вдруг в свете фар мелькнула странная фигура с горбом на спине. Мелькнула и скрылась в придорожных кустах. Мы остановились, вышли из машины. А из кустов нам навстречу выскочила молодая либерийка с детьми, возвращавшаяся домой из гостей. Спросили у неё, далеко ли ей до дома. На что она ответила, что у них всё в порядке, и они уже почти дома. Мы попрощались с ней и поехали дальше. А что нам показалось сначала странным, я сообщу вам, мои уважаемые читатели, в конце этого рассказа…
Сам же рассказ я решил посвятить одной интересной традиции, сложившейся в странах Африки. Речь пойдет о культуре переноски африканскими мамами (и не только ими) своих малышей. Следует заметить, что переноска детей — это культурная традиция, которая широко распространена во всем мире. На протяжении многих веков она позволяла взрослым держать своих детей рядом с собой и в безопасности.
В Египте на стене одной из гробниц местечка Шейх Абд эль-Курна Фиванского некрополя имеются фрески с изображением женщин с маленькими детьми за спиной, завернутыми в ткань. Построена эта гробница была 3500 лет назад во времена XVIII династии фараонов Среднего царства. Уже в те времена женщины с помощью куска ткани приторачивали своих малышей на спину таким образом, чтобы они всегда были под рукой и при этом не мешали им заниматься хозяйственной деятельностью.
В этой культурной традиции мало что изменилось с тех пор. Ну разве только качество, текстура ткани и применяемых красителей, орнамент и характер рисунка. Первые легкие переноски для младенцев из ткани, которые назывались «канга», когда-то появились в Бенине и юго-западной Нигерии. Теперь они встречаются по всей Африке. Канга представляет собой большой квадратный кусок ткани, богато украшенный рисунками по краям. Крупный рисунок на фоне ритмичного узора и веселая надпись на суахили – вот классический вариант канги. Мамы оборачивают кангу вокруг тела, пристраивая детей на спине. Ткань завязывается на несколько узлов на груди, и ребенок всегда пребывает в безопасности. Впоследствии, когда малыш начинает делать первые шаги и в маминой спине больше не нуждается, старую добрую кангу не выбрасывают. Хорошая хозяйка всегда может её переделать в полотенце, фартук или любую другую полезную вещицу.
В Танзании и Кении младенцев также заворачивают в кангу и носят как на спине, так и спереди или сбоку, т.е. ткань набрасывают на одно плечо и, пропуская под другое, завязывают для удобства переноски. В Мозамбике матери традиционно носят своих детей в яркой ткани из хлопка, которая называется «капулана». По преданиям, капуланы, украшенные яркими цветами и узорами, были завезены в Африку торговцами аж из самой Индии. Кроме того, капулана считается прекрасным подарком для молодой матери. И их (этих капулан) у мозамбикских женщин довольно много, ведь эта вещь может использоваться ими как юбка, шаль или вуаль. В Гане мамы (и папы тоже) также часто носят младенцев на спине, закрепив ткань вокруг тела и обеспечивая тем самым свободу движений рук.
В зависимости от региона, ткань может быть завязана на теле узлом или просто заправлена внутрь, чтобы фиксировать ребенка в безопасной позиции. На западе Африки, в той же Нигерии для ношения младенцев используется красивая ткань йоруба. Великолепная хлопчатобумажная йоруба изготавливается из однотонной ткани с бахромой по краям, и это лишний раз доказывает, что какими бы культурными традициями не были богаты страны черного континента, все они демонстрируют доброе отношение общества к материнству и глубокую привязанность к детям.
Итак, суммируя все плюсы и минусы вышеупомянутой культурной традиции народов Африки, можно сказать следующее: минусов у нее нет. А плюсы? Их можно пересчитать по пальцам, они очевидны и остаются актуальными по сей день, несмотря на то что традиция существует уже несколько тысячелетий. Простой, но прочный кусок ткани – канга, капулана, йоруба – продолжает оставаться незаменимой вещью для миллионов африканских матерей. С его помощью переноска детей стала важным инструментом воспитания, позволяющим матерям держать своих малышей рядом, не забывая при этом о других детях, работая или путешествуя по своим делам.
Переноска детей на спине развивает привязанность между ребенком и родителем, обеспечивает постоянный физический контакт, регулирующий (вы не поверите!) сердцебиение, температуру и дыхание младенца. Стук сердца матери и ритм ее движений являются привычными и успокаивающими, уменьшают плач и способствуют появлению чувства безопасности у малыша, которому просто комфортно находиться на спине у неё – он не только завернут в ткань, но и может обнимать свою маму. Наконец, такая переноска младенцев способствует формированию их тазобедренных суставов, развитию у них речи и полезна для психического здоровья как их, так и их родителей. Ну а ткань, используемая при переноске и украшенная ритмичными узорами и яркими цветами, с самого начала жизни ребенка наилучшим образом выражает культурную самобытность…
Но это ещё не всё.
Есть ещё одна африканская традиция, мимо которой трудно пройти мимо европейцу. Речь идет о ношении на голове абсолютно всем населением этого жаркого континента от малых детей до взрослых женщин и мужчин (стариков за этим занятием никогда не наблюдал) различных предметов разной величины, веса и степени полезности. Кстати, очень часто у женщины, несущей тот или иной груз на голове, из-за спины торчит ещё и головенка «упрятанного» в кангу малыша.
Эта традиция может показаться странной, однако если взглянуть на это дело со стороны, то походку женщины с грузом на голове можно назвать грациозной и даже вполне себе привлекательной. Кроме того, традиция эта, по сути, такая же древняя как переноска малышей на спине. В том же Египте на стенах внутренних помещений пирамид и в гробницах фараонов можно найти фрески с изображением женщин со всевозможными предметами на голове.
Ученые подтверждают, что такой способ переноски вещей является физиологичным для человека. Так, в зависимости от натренированности человек может установить на голову и нести без малейшего вреда для своего здоровья (груз) до 70 процентов собственного веса. Африканки, приученные с детства к такому переносу грузов на голове, когда нагрузка по позвоночнику распределяется равномерно, не испытывают проблем с осанкой и болями в спине.
Нет у них и проблем с нагрузкой на голову, поскольку для переноски тяжелой ноши используется специальный тюрбан, снимающий с неё часть давления. Естественно, эта многовековая традиция продолжает жить в основном в удаленных сельских районах большинства африканских стран, где транспортная инфраструктура недостаточно развита. Её сохранению также способствуют и национальные факторы, поскольку в культурах целого ряда стран Африки сама эта традиция ассоциируется с силой, гибкостью и выносливостью человека…
Помните начало рассказа? Я рассказывал о том, как мы с кенийским капитаном Киманом, возвращаясь поздним вечером на базу из долгой поездки, встретили на дороге пешеходов, фигура одного из которых выглядела при свете фар довольно странно. Настолько, что притормозили и остановились, чтобы выяснить для себя, с чем мы столкнулись на этот раз. И вот что мы увидели👀: