Он появляется в кадре всего на несколько секунд, но даже это ─ огромная удача. Перед вами – величественный снежный барс.
Запечатлеть этого неуловимого хищника – большое везение. Встретить вживую – практически невозможно. Эти кошки выбрали своим местом обитания холодные территории высоких гор. И большую часть жизни проводят в гордом одиночестве. Учёные наблюдают за ними с помощью фотоловушек. Впервые запечатлеть на Алтае барса удалось Сергею Спицыну в далёком 2011-м году.
«Это были вообще первые кадры для Республики Алтай получены, снежных барсов, которые были сняты с помощью фотоловушки. Это осень 11 года. Я помню, когда со своей собакой подходил, с Риком, и открывал фотоловушку, и когда я стал просматривать кадры и увидел барса, я издал дикий вопль, сплясал танец индейский радости. В общем, это было незабываемое впечатление», – рассказывает учёный, исследователь, старший научный сотрудник Алтайского биосферного заповедника Сергей Спицын.
Учёные назвали барса Хоргай. Хищнику тогда было года 2-3. В 2012 году, там же, на хребте Чихачева, в кадр попала самка, с котятами. По всей видимости, это котята Хоргая. Самку назвали Гута. Уникальные снимки фотоловушек позволили людям хотя бы немного изучить этих благородных хищников.
Всего в России обитает 87 снежных барсов. 54 особи – у нас, на Алтае. И каждого специалисты знают в лицо, точнее в пятнышко. У диких котов свой индивидуальный рисунок на шкуре.
В последний раз эту пару хищников видели на кадрах фотоловушек два года назад. Им было около 14 лет – это максимальный возраст таких зверей в дикой природе. Сейчас учёным о судьбе животных ничего не известно.
Главная добыча снежных барсов – горные бараны, кабарга и козероги. Но нередко снежные барсы сами становятся добычей. Хотя случаев целенаправленной добычи ирбиса на Алтае становится меньше, пока есть спрос на шкуры краснокнижных животных, браконьеры будут пытаться добывать барса.
Зима 2023 года. В Бийске при обыске дома у мужчины нашли шкуру снежного барса. Эксперты предполагают, что животное застрелили. На спине было обнаружено зашитое отверстие.
А из этого краснокнижного «сувенира» браконьер сделал ковёр. Минпророды Алтайского края передало шкуру зоологам Алтайского госуниверситета. Таксидермист – так называют специалистов, которые делают чучел – Дмитрий Рыжков буквально по волоскам реконструировал барса. Удалось восстановить недостающие фрагменты шкуры за счёт использования шкур других животных, таких как рысь и волк.
В негостеприимных горах, где обитают ирбисы, у них только один враг – человек. На звериных тропах браконьеры ставят петли – орудие из троса и проволоки. Когда животное попадает в петлю, петля затягивается. Варварские удавки стоят годами и несут смертельную угрозу для любого зверя, кто передвигается по этой тропе. Немало кошек погибло в ловушках, расставленных не на них.
«Барсов ловят в основном петлями. Они очень лояльны к человеку, не боятся его, не так осторожны, как росомаха или волк. И гораздо чаще попадаются в петли. Пользуются одними и теми же тропами, звериными. Особенно актуально это, когда ловят кабаргу, там заставляют петлями очень много. Петлевой промысел вообще надо запретить, его хотят сейчас легально разрешить в России, он так-то нелегальный сейчас, браконьерским считается. Хотят легально разрешить. Вот этого нельзя тоже допустить», – считает учёный Сергей Спицын.
Весна 2023 года. Сибирь. СМИ облетела новость: «Снежный барс вышел к людям и задрал скот в Тыве». Редкий хищник, включённый в Красные книги всех рангов, пробрался в загон и задавил 47 овец. Пострадавшему хозяйству государство впервые выделило натуральную компенсацию – 47 голов мелкого рогатого скота.
Лето 2023 года. Алтай. Ирбисы загрызли 27 домашних баранов и коз. Самка таким образом учила своих детенышей охотиться, уверены учёные. Сначала они напали на корову, а потом взялись за баранов и коз. Но, как объясняют специалисты, виной всему – сам человек.
В петлях, которые ставят браконьеры, гибнет кабарга. Петельный промысел выбивает кабаргу и сокращает кормовую базу ирбиса.
Добыча этих копытных – тоже очень выгодный бизнес. У перекупщиков мускусная железа (струя) кабарги может стоить до 5 тысяч рублей за грамм. Когда в горах нет пищи, ирбис вынужден спускаться к людям.
Подобный случай был на Алтае и в 2021 году. Тогда один из фермеров обнаружил мертвого барана. Его разодрала самка ирбиса с двумя барсятами.
«Почему это произошло? Нехватка кормовой базы. Это один из моментов. Второй момент – барсиха могла привести своих котят, чтобы обучить охоте. Но это крайний случай. Это крайне редко случается. Барс просто спустился на готовое пиршество, я так думаю», – рассказала заместитель директора по историко-культурному наследию и развитию биосферной территории Алтайского заповедника Сынару Трифанова.
Чтобы помочь вымирающим горным кошкам не обязательно быть учёным. Алтайский художник Никола Питерский на берегу Катуни изобразил картину. Прямо на снегу вытоптал большого серебристого кота – Хоргая. Эскизов для картины не было – рисовал, ориентируясь только на внутреннее восприятие. Картина растаяла с наступлением тепла, но стала наброском для будущей работы мастера.
Новая работа – 1,2 м на 2,2 м. Выполнена на дереве. С драгоценными камнями и серебром. Серебра – 3 кг. Бриллиантов – 168 штук. На ней – уже знакомые нам Хоргай и Гута. В картине объединились художественное и ювелирное искусство. Впервые в мире, как утверждают создатели произведения.
«Цель этой картины благая. Часть денег с продажи этой картины пойдёт на покупку фотоловушек, на поддержание снежных барсов на Алтае и в Сибири», – говорит Никола Питерский.
Дизайнер из Санкт-Петербурга Ольга Болкунова. Стала инициатором создания серии видеоуроков про снежных барсов и их охрану. В планах – создать на Алтае музей снежного барса.
«Эти видеоуроки – это ценный материал, который создан искренне, передан их первых рук, из уст добровольцев, да ещё и в рамках работы полевой. Сейчас в Республике Алтай создаётся образовательная концепция до 2030 года. И по моим данным, наш проект войдёт в эту концепцию. Школьники Горного Алтая будут в обязательном порядке заниматься по этим пяти урокам по сохранению барса», – рассказала Ольга Болкунова.
Врач-физиотерапевт Вячеслав Заметня живёт в Санкт-Петербурге. Помогает не только людям: вместе с добровольцами выступает с инициативой создать особо охраняемую природную территорию федерального значения на Алтае.
«Нас поддержали в создании особо охраняемой природной территории федерального значения на хребте Чихачёва. Мы эту инициативу продвигаем с 2017 года. И только в прошлом году правительство Российской Федерации в лице вице-премьера Виктории Валерьевны Абрамченко поддержало нас, и по осени прошлого года этот процесс был запущен. Территория хребта Чихачёва в Республике Алтай войдёт в состав Сайлюгемский. И станет особо охраняемой природной территорией федерального значения. Данная территория сейчас будет полностью защищена от браконьерства. Местные жители никоим образом не будут ограничены в своих правах. Это очень важно, потому что многие люди боятся того, что закроют эту территорию для доступа. Местные жители могут спокойно на данной территории пасти свой скот. Также жители Кош-Агачского района будут иметь доступ к своим сакральным источникам и к своим природным богатствам», – объяснил Вячеслав Заметня.
Вывести проблему сохранения ключевой группировки снежного барса на хребте Чихачёва на федеральный уровень удалось с помощью межрегиональной ассоциации «Ирбис». С 2021 года она поддерживает научные исследования, охрану территорий обитания снежного барса и проекты по экологическому просвещению. В прошлом году в свет вышел документальный фильм «Хозяин алтайских гор», снятый ассоциацией. Картину озвучили Николай Дроздов и Константин Хабенский.
Игорь Паутов живёт и работает в Новосибирске. Совместно с Сергеем Спицыным основал добровольческую экспедицию «По следам снежного барса». И вот уже девять лет люди со всей России приезжают на Алтай, чтобы исследовать места обитания этих горных кошек. А начиналось всё вот как: в 2015 году путешествуя в заснеженных горах Алтая, Игорь наткнулся на следы. Решил, что их оставил их ирбис…
«Сфотографировали эти следы и спустились вниз. Вечером на базе отдыха я рассказал эту историю родным, и мы решили, что эта находка может оказаться полезной для зоологов. Тогда я нашёл в интернете информацию про Сергея Спицына.Там говорилось, что он является первым и главным экспертом по изучению снежного барса. Я позвонил в Алтайский заповедник, выслал для него информацию о фотографии следов, и недели две ответа не было, так как Сергей Владимирович был без связи. За эти две недели я всё время думал о снежных барсах и нашей находке. Прочитал увлекательные рассказы Евгения Веселовского, напарника и друга Сергея Спицына, об экспедициях с ним. Ну и с нетерпением стал ждать ответа. Когда он позвонил мне, я уже горел желанием побывать вместе с ним в экспедиции. И даже то, что, оказывается, сфотографировал я следы росомахи, не расстроило меня, а только подстегнуло интерес увидеть настоящие следы снежного барса», – вспоминает Игорь Паутов.
С тех пор прошло уже 9 лет, за это время больше 100 добровольцев со всей России приняли участие в 18 экспедициях. Предприниматели, врачи, IT-специалисты, ветеринары, дизайнеры, инженеры, экономисты, учителя, мультипликаторы, маркетологи. Людей разных профессий объединяет одно – желание помочь в важном деле: сохранении редких видов животных.
Весной и осенью добровольцы поднимаются на хребет Чихачёва на Алтае. Меняют батарейки в фотоловушках и проверяют исправность устройства. А после – несколько месяцев кропотливо изучают ценные кадры, помогают учёным разобрать огромные объёмы данных.
По итогам 18-й экспедиции, старейшего самца по кличке Хоргай камеры на алтайской стороне хребта в текущем году не зафиксировали. Самка также не попала в объектив работавших камер. Вероятно, они погибли.