Найти в Дзене
Гомон голосов

День Фехнера, День психофизики

22 октября - День Фехнера. Это международное мероприятие посвящено Густаву Теодору Фехнеру, немецкому ученому, философу, психологу-экспериментатору и одному из основоположников психофизики. Современные психофизики считают этот день своим профессиональным праздником. Фехнер известен многими своими достижениями, но главным и наиболее важным из них является “открытие” психофизики, области психологии, изучающей взаимодействие между физическими процессами, которые могут быть объективно измерены и исследованы, и субъективными ощущениями человека. Аналогичные заслуги в этой области приписываются также Эрнсту Генриху Веберу, чьи лекции в Лейпцигском университете Фехнер когда-то посещал. Сегодня психофизика проникла практически во все сферы современной жизни, и именно благодаря Фехнеру были сформулированы ее основные концепции и законы. Считается, что именно 22 октября 1850 года психолог понял, что связь между телом и разумом можно найти, установив количественное соотношение между психологичес

22 октября - День Фехнера. Это международное мероприятие посвящено Густаву Теодору Фехнеру, немецкому ученому, философу, психологу-экспериментатору и одному из основоположников психофизики. Современные психофизики считают этот день своим профессиональным праздником.

Фехнер известен многими своими достижениями, но главным и наиболее важным из них является “открытие” психофизики, области психологии, изучающей взаимодействие между физическими процессами, которые могут быть объективно измерены и исследованы, и субъективными ощущениями человека. Аналогичные заслуги в этой области приписываются также Эрнсту Генриху Веберу, чьи лекции в Лейпцигском университете Фехнер когда-то посещал.

Сегодня психофизика проникла практически во все сферы современной жизни, и именно благодаря Фехнеру были сформулированы ее основные концепции и законы. Считается, что именно 22 октября 1850 года психолог понял, что связь между телом и разумом можно найти, установив количественное соотношение между психологическими ощущениями и материальными процессами.

Густав Теодор Фехнер (19 апреля 1801 – 18 ноября 1887) - немецкий философ, физик и психолог-экспериментатор. Один из первых исследователей в области экспериментальной психологии и основатель психофизики, он вдохновил многих ученых и философов 20-го века. Ему также приписывают демонстрацию нелинейной зависимости между психологическими ощущениями и физической интенсивностью раздражителя/

Фехнер родился в Гросс-Сархене, недалеко от Мускау, в Нижней Лужице, где его отец был пастором. Несмотря на то, что его воспитывал религиозный отец, в дальнейшей жизни Фехнер стал атеистом. Сначала он получил образование в Сорау (ныне Жары на западе Польши).

В 1817 году он изучал медицину в Медицинской академии Карла Густава Каруса в Дрездене, а с 1818 года - в Лейпцигском университете, городе, в котором он провел остаток своей жизни. В 1835 году он защитил докторскую диссертацию в Лейпциге.

В 1834 году он был назначен профессором физики. Но в 1839 году, изучая явления цвета и зрения, он заболел глазным расстройством и, после долгих страданий, подал в отставку. Впоследствии, поправившись, он занялся изучением психики и ее взаимосвязи с телом, читая публичные лекции на темы, затронутые в его книгах. Лежа в постели, Фехнер осознал взаимосвязь между ментальными и материальными ощущениями. Это открытие сыграло важную роль в развитии психологии, поскольку теперь существует количественная взаимосвязь между ментальным и физическим мирами.

Фехнер публиковал статьи по химии и физике, а также переводил с французского химические труды Жан-Батиста Био и Луи Жака Тенара. Иная, но существенная сторона его характера видна в его стихах и юмористических статьях, таких как "Анатомия ангела" (1825), написанная под псевдонимом "доктор Мизес". Мизес - один из самых известных писателей современности.

Эпохальной работой Фехнера стали его "Элементы психофизики" (1860). Он исходит из монистической мысли о том, что телесные и сознательные факты, хотя и не сводимы друг к другу, являются различными сторонами одной реальности. Его оригинальность заключается в попытке найти точное математическое соотношение между ними. Наиболее известным результатом его исследований является закон, известный как закон Вебера–Фехнера, который может быть выражен следующим образом:

"Для того чтобы интенсивность ощущения могла увеличиваться в арифметической прогрессии, стимул должен увеличиваться в геометрической прогрессии".

Несмотря на то, что этот закон действует только в определенных пределах, было признано, что он чрезвычайно полезен. Закон Фехнера подразумевает, что ощущение является логарифмической функцией физической интенсивности, что невозможно из-за сингулярности логарифма, равной нулю; поэтому С. С. Стивенс предложил более математически правдоподобную степенную зависимость ощущения от интенсивности в своей знаменитой статье 1961 года, озаглавленной "В честь Фехнера и отмены его закона".

Общая формула Фехнера для определения количества единиц в любом ощущении такова: S = c log R, где S обозначает ощущение, R - численно оцененный стимул, а c - константа, которая должна быть определена экспериментально в каждом конкретном порядке чувствительности. Рассуждения Фехнера подверглись критике на том основании, что, хотя стимулы являются составными, ощущения - нет. "Каждое ощущение, - говорит Уильям Джеймс, - представляет собой неделимую единицу, и совершенно невозможно найти какой-либо четкий смысл в представлении о том, что они представляют собой множество объединенных единиц".

В 1838 году он также изучал все еще загадочную иллюзию восприятия, которая до сих пор называется цветовым эффектом Фехнера, при котором цвета воспринимаются в движущемся черно-белом узоре. Английский журналист и ученый-любитель Чарльз Бенхэм в 1894 году позволил англоговорящим людям узнать об этом эффекте, изобретя волчок, который носит его имя. Встречались ли когда-либо Фехнер и Бенхэм лицом к лицу по какой-либо причине, неизвестно.

В 1878 году Фехнер опубликовал статью, в которой развил понятие медианы. Позже он углубился в экспериментальную эстетику и решил определить формы и размеры эстетически привлекательных объектов. В качестве базы данных он в основном использовал размеры картин. В своей работе "Высшая школа эстетики" (1876) он использовал метод крайних рангов для субъективных оценок.

В 1871 году Фехнер сообщил о первом эмпирическом исследовании фотизмов цветных букв среди 73 синестетов. В 1880-х годах за его работой последовал Фрэнсис Гальтон.

Одно из предположений Фехнера о сознании касалось мозга. В его время было известно, что мозг двусторонне симметричен и что существует глубокое разделение между двумя половинами, которые связаны связующей полосой волокон, называемой мозолистым телом. Фехнер предположил, что если бы мозолистое тело было разделено, то в результате возникли бы два отдельных потока сознания - разум стал бы раздвоенным. Однако Фехнер полагал, что его теория никогда не будет проверена; он был неправ. В середине двадцатого века Роджер Сперри и Майкл Газзанига работали с пациентами, страдающими эпилепсией, у которых мозолистое тело было разделено на части, и пришли к выводу, что идея Фехнера верна.

Фехнер сконструировал десять прямоугольников с различным соотношением ширины к длине и попросил многочисленных наблюдателей выбрать "наилучшую" и "наихудшую" форму прямоугольника. Его интересовала визуальная привлекательность прямоугольников с разными пропорциями. Участникам было недвусмысленно дано указание не обращать внимания на любые ассоциации, которые у них возникают с прямоугольниками, например, с объектами схожего соотношения. Соотношение прямоугольников, выбранных как "лучшие" наибольшим числом участников и как "худшие" наименьшим числом участников, составило 0,62 (21:34). Это соотношение известно как "золотое сечение" (или golden ratio) и относится к наиболее привлекательному для глаз соотношению ширины прямоугольника к его длине. Карл Штумпф был участником этого исследования.

Однако по поводу самого эксперимента продолжались споры, поскольку стал известен тот факт, что Фехнер намеренно отказался от результатов исследования, которые не соответствовали его потребностям, и многие математики, включая Марио Ливио, опровергли результат эксперимента.

В своем посмертно опубликованном "Коллективном массовом исследовании" (1897) Фехнер ввел принцип Гаусса, или нормальное распределение из двух частей, чтобы учесть асимметрию, которую он наблюдал в эмпирических распределениях частот во многих областях. Этот дистрибутив был независимо заново открыт несколькими авторами, работающими в разных областях.

Фехнер, наряду с Вильгельмом Вундтом и Германом фон Гельмгольцем, признан одним из основателей современной экспериментальной психологии. Его самым ярким вкладом стала демонстрация того, что, поскольку психика поддается измерению и математической обработке, у психологии есть потенциал стать наукой о количественных показателях. Такие теоретики, как Иммануил Кант, уже давно заявляли, что это невозможно, и что, следовательно, невозможна и такая наука, как психология.

Хотя он оказал огромное влияние на психофизику, настоящих последователей его общей философии было немного. Эрнст Мах был вдохновлен его работами по психофизике. Уильям Джеймс также восхищался его работой: в 1904 году он написал восторженное предисловие к английскому переводу книги Фехнера "Маленькая книга о жизни после смерти". Кроме того, он оказал влияние на Зигмунда Фрейда, который ссылается на Фехнера, когда вводит концепцию психической локальности в своей книге "Толкование сновидений", которую он иллюстрирует метафорой микроскопа..

Концепция мира Фехнера была в высшей степени анимистической. Он ощущал трепет жизни повсюду: в растениях, на земле, на звездах, во всей Вселенной. Человек находится на полпути между душами растений и душами звезд, которые являются ангелами. Бог, душа Вселенной, должен восприниматься как существо, существующее по аналогии с людьми. Законы природы - это всего лишь способы проявления Божьего совершенства. В своей последней работе Фехнер, постаревший, но полный надежд, противопоставляет этот радостный "дневной взгляд" на мир мертвому, унылому "ночному взгляду" материализма. Работы Фехнера в области эстетики также важны. Он провел эксперименты, чтобы показать, что определенные абстрактные формы и пропорции естественным образом приятны нашим органам чувств, и привел несколько новых примеров работы эстетических ассоциаций. Чарльз Хартшорн видел в нем предшественника в своей философии и философии Альфреда Норта Уайтхеда и сожалел, что философские работы Фехнера так долго оставались без внимания.

Позиция Фехнера по отношению к предшественникам и современникам не очень четко определена. Он был отдаленным учеником Шеллинга, многому научился у Баруха Спинозы, Г. В. Лейбница, Иоганна Фридриха Гербарта, Артура Шопенгауэра и Кристиана Германа Вайссе и решительно отвергал Г. В. Ф. Гегеля и монадизм Рудольфа Германа Лотце.