Найти в Дзене

БЫСТРЕЕ КОПАЙТЕ

Метростроителей попросили ускориться

Перспективы строительства метро в Минске, судя по большому количеству просмотров информационных материалов на эту тему в интернет-ресурсах, вызывают большой интерес у жителей столицы и не только. Тем более что появляются новые поводы, а предметное изучение конкретных факторов, влияющих на геометрию и продление линий, расположение и количество будущих станций, заставляет вносить некоторые коррективы в былые планы развития минского метро.

Монтаж режущей части механизированного тоннелепроходческого комплекса производится с помощью мощной крановой техники
Монтаж режущей части механизированного тоннелепроходческого комплекса производится с помощью мощной крановой техники

Интерес также обоснован тем, что более трети горожан, пользующихся изо дня в день городским пассажирским общественным транспортом, выбирают подземку для перемещения по мегаполису. А с вводом в строй новых станций пассажиропотоки в метрополитене поступательно увеличиваются. Вот столичный микрорайон Минск-Мир буквально «вздохнул» после запуска «Аэродромной» – с января по август нынешнего года пассажиропоток на этой станции увеличился на 37%.

В июне 2025 года ТПМК взял курс по прокладке тоннеля от площади Бангалор
В июне 2025 года ТПМК взял курс по прокладке тоннеля от площади Бангалор

Градостроительные и инженерно-геологические условия территорий Минска для прокладывания подземки квалифицируются как сложные и очень сложные, чему причиной плотная городская застройка, насыщенная сеть инженерных коммуникаций, неустойчивые и сильно обводненные грунты: строительство в таких условиях требует нестандартных решений и передовых технологий. Поэтому Мингорисполком приобрел второй тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК), поставка которого ожидается до конца года. По мнению зампредседателя Мингорисполкома Александра Черникова, с учетом проектирования будущей кольцевой линии метро и перехода к ее строительству наверняка придется приобретать третий и четвертый аналогичные комплексы.

Так выглядят изнутри механизированный тоннелепроходческий комплекс и работа метростроителей во время забора грунта при прокладке тоннеля
Так выглядят изнутри механизированный тоннелепроходческий комплекс и работа метростроителей во время забора грунта при прокладке тоннеля

Проект четвертой кольцевой линии метрополитена еще дорабатывается. Северный и западный участки обрели уже достаточно точную геометрию, а восточный и южный пока еще нет. Судя по всему, линия не будет жестко привязана ко второму транспортному кольцу, как предполагалось ранее. Например, сейчас прорабатываются вопросы, связанные с планируемым строительством большого микрорайона Зеленый Бор. Безусловно, городские власти хотят создать хорошую транспортную логистику его будущим жителям и обеспечить доступ к метро в максимально возможной близости. (Кстати, по утверждению Александра Черникова, в Зеленом Бору не будет коммерческих жилых домов. В этом микрорайоне предусмотрено строительство около 4,5 млн кв. метров жилья сугубо для нуждающихся в улучшении жилищных условий.)

Вице-мэр столицы предложил метростроителям активнее выносить на рассмотрение и внедрять перспективные рационализаторские предложения. Например, по оптимизации процессов переноса сетей при строительстве метро – это влечет за собой солидные финансовые и временные затраты. Сократив их, можно добиться и более ощутимых темпов строительства.

Ныне строительство новых станций третьей линии недавно перешло в подземную практическую плоскость. В начале лета тоннелепроходческий механизированный комплекс «Алеся» стартовал от площади Бангалор и уже проложил более 400 метров тоннеля. При благополучной геологии ТПМК может пройти в месяц до 250 метров. Кстати, скоро метростроители могут выйти на знаковую цифру – через пару сотен метров общая проходка «Алеси» за все время ее работы составит 10 тыс. метров.

На будущей станции «Парк Дружбы народов» сейчас сооружаются монолитные бетонные и железобетонные конструкции комплекса. На «Комаровской» завершаются вынос коммуникаций в зоне возведения станционного комплекса и обустройство объездов, а на «Переспе» ведутся работы по перекладке наружных инженерных сетей и обустройству объезда. Разработка котлованов и возведение конструкций станций «Комаровская» и «Переспа» стартуют после того, как «Алеся» завершит прохождение одного из перегонных тоннелей.

Как уже ранее сообщалось, на очередном участке Зеленолужской линии будет не четыре, а три станционных комплекса. Строительство станции «Профсоюзная» на пересечении улицы Мельникайте и проспекта Победителей оказалось нерациональным. После анализа пассажиропотока и пропускной способности специалисты пришли к выводу, что соседние «Немига» и «Фрунзенская» справляются с нагрузкой.

Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена