Найти в Дзене

"Велга": Бунин, дочка Бодрова, Белое море. К юбилею писателя

22 октября — 155 лет со дня рождения первого Нобелевского лауреата по литературе Ивана Алексеевича Бунина. Они были сверстниками с Александром Куприным, а Куприн часто сравнивал себя с Буниным, отдавая должное его таланту. Я все думала, как мне отметить юбилей? Биографию читать не хотелось, "Окаянные дни" и так прочитаны не один раз, повести "Деревня" или "Суходол" не вызвали желания перечитать. "Темные аллеи"? Бунин считал их вершиной своего творчества. "Холодную осень" очень люблю, а вот другие рассказы этого цикла не так чтобы. Трудный для изучения в 11 классе "Чистый понедельник" вроде бы поняла и приняла, но почему-то проза Бунина не всегда вызывает отклик в моей душе. Хотя спектакли поставлены прекрасны. Театра "Легенда". Спектакль "Бунин: мужчина и женщина". Театр на Литейном. "Митина любовь". Наверное, стоило к юбилею посмотреть что-то новое в театре, но мысль пришла поздно, поэтому решила: пусть будет кино Выбор пал на относительно новый фильм (2022 г), режиссера-дебютанта А

22 октября — 155 лет со дня рождения первого Нобелевского лауреата по литературе Ивана Алексеевича Бунина.

Они были сверстниками с Александром Куприным, а Куприн часто сравнивал себя с Буниным, отдавая должное его таланту.

Я все думала, как мне отметить юбилей? Биографию читать не хотелось, "Окаянные дни" и так прочитаны не один раз, повести "Деревня" или "Суходол" не вызвали желания перечитать. "Темные аллеи"? Бунин считал их вершиной своего творчества. "Холодную осень" очень люблю, а вот другие рассказы этого цикла не так чтобы.

Трудный для изучения в 11 классе "Чистый понедельник" вроде бы поняла и приняла, но почему-то проза Бунина не всегда вызывает отклик в моей душе. Хотя спектакли поставлены прекрасны.

Театра "Легенда". Спектакль "Бунин: мужчина и женщина".

Театр на Литейном. "Митина любовь".

Наверное, стоило к юбилею посмотреть что-то новое в театре, но мысль пришла поздно, поэтому решила: пусть будет кино

Выбор пал на относительно новый фильм (2022 г), режиссера-дебютанта Анастасии Нечаевой с дочкой Сергея Бодрова в главной роли.

Итак, "Велга" (по мотивам рассказа Ивана Бунина).

Я редко ругаю книги, фильмы, спектакли, стараюсь делать это аккуратно, без резких выражений и крайностей. В моём марафоне по странам уже 28 фильмов, но только в этот раз мне хочется очень сильно ругаться. И дело даже не в том, что Бунина здесь нет, это как раз можно пережить, но сам фильм (и без параллели с Буниным) вызвал исключительно отрицательные чувства.

-2

Сюжет достаточно банален: в далекой северной деревне, на берегу пенящегося моря-океана, живет юная Велга (бунинское имя сохранено, больше совпадений в именах не будет). У нее любовь к такому же юному Кириллу. Зная Бунина, можно сразу догадаться, что финал — разбитое сердце, а может, и разбитая жизнь.

В общем-то, все так и есть. К Велге из города приезжает смазливая сестра, Кирилл попадает под её чары (молодость, гормоны), так что Велге остается только быть третьей лишней.

-3

Тут доходим до финала. О концовке фильма надо говорить отдельно.

Перед этим два слова о других персонажах, которых в рассказе Бунина нет.

Алексей Гуськов — отец Велги и Снеги (во имена!), бывший офицер, а теперь рыбак, тоскующий по умершей жене.

-4

Сергей Шакуров — бывший судья, отсидевший в тюрьме и не знающий, куда плыть дальше.

-5

Пожалуй, ради актеров старой школы можно смотреть фильм.

Есть еще шаманка, потерявшая дочь, и друзья Велги.

А, да. Ещё человек с дочкой приехали искать шаманку. Дочка не может забеременеть, а дядя очень хочет внуков.

Зачем включены эти персонажи и какую смысловую нагрузку несут, тут каждый "догадайся сам". Возможно, потеряли смысл жизни, заперли себя в рамках прошлой боли, но тогда эти истории должны бы на Велгу влиять. Она и сама учит судью: надо жить, а не сидеть у окна. Но в финале мы видим, что легко давать советы другим.

Последние 15 мин совсем были тяжкими, потому что одни вопросы:

  • куда и зачем уплыл Кирилл?
  • почему искать его отправилась одна Велга, а не снарядили поисковый отряд?
  • почему при наличии лодки она и он не поплыли назад, а пару дней спали на северных камнях, поросших мхом?
И главное: что стукнуло Велге в голову, что она поступила, как Катерина из "Грозы"?

И эта жертва непонятна зрителям, вот от слова "совсем".

Современный молодой человек такую ерунду и смотреть не станет и не поверит ни в чувства, ни в поступки. Что уж говорить о людях более старшего возраста.

Ольга Бодрова в роли Велги (в других ролях я ее не видела) не произвела никакого впечатления. Впрочем, и ее отец (при всей моей симпатии к нему), прямо скажем, выдающимся актером-то и не был. Но глаза отца.

-6

Отзывы положительные у фильма есть. Особенно выделяют красоты Белого моря (съемки проходили в Мурманской области), но ради этого фильм смотреть точно не стоит.

***

После фильма (заранее не хотела) прочитала рассказ Бунина.

"... разрастается буря, - глубокими и величавыми вздохами разносится вместе с криками чайки...

...быстро спускается темная бурная ночь; чаще и чаще мелькают в море седые космы пены. Шум прибоя растет, ледяной ветер вздымает и бешено срывает волны, разнося по воздуху брызги и резкий запах моря".

После такой пейзажной зарисовки нам предлагают послушать ЛЕГЕНДУ (жанр важен!)

Велга, выросшая у моря, спавшая в мягком гагачьем пуху, проводит время с сестрой Снеггар и юношей Ирвальдом. Велге —14, Ирвальду —16. Снеггар, веселая и пышная, притягивает юношу, а Велге остается только провожать его в море и ждать возвращения.

Она поет "звонкие песни сквозь слезы. А когда с ней встречались подруги, она замолкала, и лицо ее становилось сурово и гордо". Она не пела и не смеялась.

Море, любимое море, так стихийно действует на девушку, что она решает

нельзя ему любить Снеггар, если Велга не может жить без него.

Ирвальд дает ей понять, что ему мила Снеггар, что никакого общего будущего с Велгой у них нет. Но Велга продолжает мечтать и даже строить планы:

«Скоро вернется Ирвальд, - думала Велга, сладостная горечь обиды томительно вливалась в ее сердце. - Я убью его, а потом и сама успокоюсь в могиле».

Все меняет гадание "на кишках гагары", из которого вещая Чарна видит, что буря унесла Ирвальда на дикие острова Ледяного моря и разбила его лодку. Он один теперь в море и ждет смерти от холода, голода и толстых клювов морских птиц.

Та же Чарна предупреждает, что Велга может спасти возлюбленного, на тогда ей придется превратиться в чайку.

Море, чайка, безответная любовь, жертвенность (так много о ней говорят, но никто не спрашивает, кто о ней просил) — вечные мотивы и образы русской литературы.

Несмотря на язык Бунина, такие сюжеты: реальные или нереальные - кажутся мне совсем далекими от читателя.

Жалко ли Велгу и в легенде или в фильме?

Увы, нет. Для меня всегда любовь - это про созидание.

Уйдя из жизни в фильме, Велга обрекла на муки совести сестру (хотя она не причина), на страдания— отца. Её жертва (если это жертва) абсолютно напрасна.

А своими эмоциями нужно владеть.

В легенде это выглядит, конечно, красиво, но легенда — это же не про жизнь.

Закончить хочу словами моего подписчика Дмитрия. Эти слова он написал в статье о Куприне:

"Вспомнилось, как в мои молодые годы на зачёте по русской литературе конца 19- начала 20 века профессор Аверин напоследок спросил меня, кто по моему мнению внес больший вклад в эту самую литературу- Бунин или Куприн. Я, т.к. примерно посещал лекции профессора, прекрасно понимал, какого ответа он ждет от меня: о Бунине говорилось ну очень много, чувствовалось, что нобелевский лауреат- явный фаворит Аверина. Я постарался дипломатично вывернуться. Сказал, что вклад обоих велик, но слез на глазах, которые вызвали у меня, подростка, строки последнего письма Желткова, адресованного княгине Вере, ни одно из произведений Бунина у меня не вызвало. Сейчас я понимаю более отчётливо причину моих предпочтений: высокомерие, самолюбование и непомерная гордыня Бунина сквозят не только в его многочисленных дошедших до нас высказываниях, но и чувствуются в его творениях. А вот у Куприна этого нет: есть ощущение, что он глубоко сопереживает и обитательницам Ямы, и мальчику с дедушкой, едва не потерявшим пуделя по прихоти избалованного барчука, и Сашке из Гамбринуса. Последняя повесть, имхо, просто обязательна для прочтения в наше время. Куприн очень ярко показал в ней и т.н. русскую идею, и моральный облик её носителей. И нынешнее второе пришествие т.н. георгиевской ленточки становится вполне понятным".

***

А кто вам ближе: Куприн или Бунин?

Этим летом побывали в Ельце. В маленьком музее Бунина я была одна. А единственный работник ходила со мной по музею и отвечала на мои вопросы. Душевно.

Спасибо за внимание!