Российский автомобильный рынок снова столкнулся с дефицитом машин. Но если раньше нехватка автомобилей была вызвана ажиотажным спросом, то теперь причина — глобальная нехватка микрочипов и электронных компонентов, без которых невозможно собрать современные автомобили. Электронные блоки управления двигателем, системы безопасности, мультимедиа, панели приборов, ЭРА-ГЛОНАСС — всё это требует микросхем, которые производители просто не успевают выпускать.
Почему возник дефицит автомобилей
Производство микрочипов — сложный технологический процесс, который занимает более шести месяцев. В период пандемии многие заводы по выпуску микросхем временно остановились, автопроизводители сократили заказы, а производственные мощности переключились на выпуск электроники и бытовой техники. Когда спрос на автомобили снова вырос, автопром оказался не готов к возвращению прежних объёмов производства.
Сегодня российские автозаводы, как и мировые бренды, испытывают нехватку чипов для:
- электронных блоков управления двигателем;
- безопасности и ABS;
- мультимедийных систем и климат-контроля;
- тахографов и панели приборов;
- системы ЭРА-ГЛОНАСС.
Что происходит у дилеров и на складах
Несмотря на заявления чиновников о стабильной ситуации, дилерские центры сообщают обратное. Автомобили в наличии есть, но самые востребованные модели — в дефиците. В очереди на предзаказ россияне ждут от трёх недель до трёх месяцев, особенно если речь идёт о популярных моделях вроде Volkswagen Polo, Skoda Rapid или Lada Vesta.
Проблемы усугубляются тем, что уже заказанные автомобили задерживаются на производстве. Срывы сроков поставок достигают нескольких недель или месяцев. Российские автозаводы также вынуждены приостанавливать сборку из-за нехватки электронных компонентов.
Какие производители признали проблему
- Skoda официально сообщила о задержках из-за дефицита микросхем.
- BMW, Toyota, Nissan и Ford также временно остановили производство отдельных моделей.
- АвтоВАЗ и другие российские производители вынуждены менять комплектации, исключая часть электронных систем.
Как дефицит влияет на цены и рынок
Из-за нехватки автомобилей растут цены на новые машины. Даже в условиях падения спроса дилеры не снижают стоимость, а в некоторых случаях цены растут из-за удорожания комплектующих. В самых популярных комплектациях стали исчезать:
- подогревы сидений;
- системы стабилизации;
- продвинутые мультимедиа;
- ассистенты водителя.
На рынке поддержанных автомобилей спрос также вырос, что подтолкнуло цены вверх. Многие покупатели переходят на вторичный рынок, так как новые автомобили либо слишком дороги, либо недоступны.
Когда восстановится ситуация
По прогнозам экспертов автомобильной отрасли и производителей микросхем:
- массовое восстановление поставок микрочипов возможно не раньше второй половины года;
- стабилизация производства автомобилей в России — в лучшем случае к концу следующего года;
- при сохранении текущих условий дефицит может продлиться дольше, особенно если спрос начнёт восстанавливаться.
Что это значит для автолюбителей
- Покупка автомобиля по прайсовой цене становится редкостью.
- На популярные модели придётся ждать от 1 до 3 месяцев.
- Возможен рост цен на автомобили с высоким уровнем электроники.
- Снижается доступность автокредитов на фоне высоких ставок.
Если материал оказался полезным и вы хотите получать больше актуальных новостей об авто, подписывайтесь на канал. Не забудьте поставить лайк — так статья увидит больше людей. Делитесь своим мнением в комментариях: сталкивались ли вы с дефицитом автомобилей, задержками при заказе или ростом цен? Ваш опыт важен.