История знаменитого Гжельского фарфорового завода началась в селе Новохаритоново в далёком 1818 году. Как раз тогда Яков Васильевич Кузнецов, родоначальник знаменитой династии, заложил фундамент для будущего уникального художественного промысла.
Это событие стало отправной точкой для развития оригинального художественного промысла, который сегодня известен и любим во всём мире.
Сын Якова Васильевича, Терентий, достойно продолжил эту промышленную династию. В семье Терентия подрастали три наследника — Емельян, Сидор и Анисим, которым предстояло стать следующими хранителями семейного наследия.
В 1918 году завод национализировали. Смена собственника не остановила производство. Предприятие продолжало радовать ценителей изысканным фарфором, сохранились вековые традиции и мастерство, накопленные годами.
1940-е годы стали поистине золотым веком для гжельского фарфора. Именно в этот период производство достигло вершины расцвета, превратив ремесло в настоящее искусство, известное далеко за пределами России.
В 2003 году в селе Речицы произошло важное событие: открытие отдельного цеха, посвященного исключительно изделиям гжельского художественного промысла. Этот шаг позволил превратить цех в самостоятельное предприятие — ЗАО «Гжельский фарфоровый завод».
С тех пор, из небольшого предприятия, завод вырос в крупное производство и сумел сохранить самое ценное: традиции и секреты мастерства, которые бережно передаются из поколения в поколение. Благодаря этому, гжельский фарфор и сегодня остаётся символом русского искусства, везде любимым и узнаваемым.
Гжельские мастера создавали изделия, отличающиеся тонкостью, изяществом и неповторимым стилем. Синий кобальтовый рисунок на белоснежном фоне стал визитной карточкой гжельского фарфора, покоряя сердца ценителей красоты и качества.
По одной из версий, название «Гжель» имеет древние корни. Предполагается, что оно происходит от древнеславянского слова, которое ассоциировалось с огнём и процессом о́бжига — тем, что так характерно для этого места.
Экскурсия началась с музея
В музейной комнате мы погрузились в увлекательный мир гжельского промысла: узнали об истории его возникновения, развитии знаменитого завода, а также восхитились творениями талантливых художников.
Интересный факт
Истоки русского фарфора тесно связаны с гжельской землёй. Когда Дмитрий Иванович Виноградов в 1744 году налаживал производство фарфора в Санкт-Петербурге, он использовал гжельские глины.
Получается, что знаменитая гжельская керамика, известная сине-белыми узорами, дала старт производству русского фарфора.
Как создаются уникальные изделия с ручной кобальтовой росписью
Создание знаменитого гжельского фарфора — искусство, требующее мастерства и терпения.
Весь процесс можно разделить на несколько ключевых этапов, каждый из которых важен для получения того самого, узнаваемого изделия с синими узорами на белом фоне.
Рождение идеи и создание образца
Всё начинается с замысла художника. Он первым создаёт эскиз или лепит первоначальный образец. Это отправная точка, по которой затем будут трудиться мастера.
Каждое новое изделие сначала создаётся в единственном экземпляре и проходит внутренний художественный отбор.
Если изделие получает одобрение и признаётся перспективным, начинается его путь к массовому производству. Для этого изготавливается специальный образец, который послужит основой для создания гипсовых форм. Эти формы, в зависимости от сложности будущего изделия, могут состоять из нескольких частей.
Литьё — формирование формы. Начинается работа с материалом. Специальную фарфоровую массу заливают в гипсовые формы.
Чтобы получить основу для фарфора, тщательно перемешиваются кварцевый песок, доломит, пегматит и каолин. В результате получается однородная, текучая смесь, которую называют шликером — по сути, это жидкая фарфоровая масса.
Шликер заливают в гипсовую форму через отверстие, которое называется ли́тник. Гипс впитывает влагу, и на стенках формы постепенно нарастает слой фарфора. Когда слой достигает нужной толщины, лишнюю массу сливают.
Процесс производства гибок и зависит от конкретного изделия. Там, где полагаются на ручной труд, шликер разливают вручную, а для изготовления отдельных элементов посуды применяются автоматизированные станки, работающие по заданному временному интервалу.
Оправка и зачистка дефектов литья. После того как изделие извлекают из формы, оно ещё сырое и требует доработки. Отлитые изделия подсушивают.
Мастера аккуратно зачищают все неровности, удаляют следы от стыков формы и исправляют мелкие дефекты. На этом этапе изделие приобретает свою окончательную форму.
Первый обжиг — закалка огнём. Заготовку отправляют в печь для первого, ути́льного обжига. При высокой температуре фарфор становится прочным и приобретает характерную белизну.
Фукси́новый контроль. Чтобы выявить скрытые трещины, которые не видны глазу, изделия после первого обжига окунают в специальный раствор с красителем фуксином. Если есть трещинка, она останется белой, потому что в ней содержится воздух, в то же время само изделие окрасится в розовый цвет.
После финального обжига розовый цвет исчезает, а заготовка приобретает технологическую стойкость.
Изделия без брака получают зелёный штамп из окиси хрома, на котором изображена старинная старообрядческая церковь, а 1818 год напоминает о вековых традициях.
В настоящее время каждое изделие промаркировано не только оригинальной печатью, но и голограммой.
Живописный цех — трудоёмкий и ювелирный этап. Изделия, прошедшие контроль и получившие заводское клеймо, отправляются в живописный цех. Представьте себе место, где кисть художника оживляет обычные предметы, превращая их в произведения искусства.
Каждое изделие расписывается вручную. Мастера наносят традиционные гжельские узоры — цветы, птиц и даже целые сюжетные сценки.
Вначале рисунок получается чёрным на розовом фоне, ведь используется специальная чёрно-белая смесь на основе оксида кобальта.
По завершении росписи мастер ставит именную подпись на изделии.
Глазурование. На следующем этапе изделие целиком опускают в большие ёмкости, наполненные жидкой белой глазурью, и рисунок полностью исчезает. Этот процесс необходим, чтобы создать прочное и блестящее покрытие.
Затем изделие ждёт финальный, самый важный этап — обжиг. Его помещают в печь, где температура достигает 1350 градусов.
Под воздействием такого жара происходит волшебство: большинство красок выцветают, но только не кобальт. Он выдерживает испытание огнём и проявляет свой насыщенный синий цвет, а белая глазурь, в свою очередь, становится прозрачной.
Вот почему изделия этого художественного промысла выполнены в синих тонах.
Финальный этап превращает изделие в гжельский шедевр. Теперь оно готово принести красоту и уют в каждый дом.
Попасть на производство можно только с экскурсией.
Мастер-класс «Роспись полуфабриката с последующим обжигом»
Мастер-класс проводила художник Рогова Наталья Владимировна.
Групповые и индивидуальные мастер-классы по росписи надо бронировать на сайте заранее. Продолжительность каждого мастер-класса — 45 минут.
Если выбрать роспись без обжига, готовое изделие можно забрать сразу.
Изделия с обжигом будут готовы через 3-4 недели, процесс проходит без нашего присутствия.
Контакты Гжельского фарфорового завода: +7 (495) 221-77-29, e-mail: info@farfor-gzhel.ru.
На Гжельском фарфоровом заводе было интересно и познавательно. Мы увидели полный процесс создания знаменитых фарфоровых шедевров.
Спасибо мастерам Гжели за то, что бережно хранят традиции народного промысла, любят своё дело и дарят нам столько красоты и радости.
Вот и завершилось ещё одно чудесное путешествие.