Моему деду 72 года. Всю свою сознательную жизнь он проездил на старенькой «копейке» 1978 года выпуска, которую получил еще по талону на заводе. Эту машину он холил и лелеял, как родную. Знал в ней каждый винтик, каждую скрипучую пружинку в сиденье. Но годы берут свое, и «копейка», несмотря на всю любовь, окончательно превратилась в недвижимый памятник советской эпохе, ржавеющий в гараже. И вот, на большом семейном совете, мы, дети и внуки, решили сделать деду главный подарок - купить новую машину.
Задача была простой и понятной. Нужна была машина без всяких новомодных «свистелок» и сенсорных экранов, в которых дед все равно бы не разобрался. Простая, надежная, максимально утилитарная «рабочая лошадка», чтобы ездить летом на дачу, а зимой - в поликлинику. Идеальным и, по сути, единственным кандидатом, конечно же, стала Lada Granta.
Деду не нужен ни кондиционер, ни мультимедиа с навигацией. Он всю жизнь ездил с открытым окном и прекрасно ориентировался по солнцу. Поэтому мы нацелились на самую базовую, самую дешевую комплектацию - Standard. Я открыл официальный сайт Lada, нашел прайс-лист, который вы мне прислали, и увидел заветную, почти мифическую цифру - 749 900 рублей. Отлично, то что нужно!
Понимая, что такие машины - товар штучный, я начал методичный обзвон официальных дилеров. Первые два салона сразу остудили мой пыл: «Таких машин нет, и не заказывайте, их завод почти не производит». Я уже было отчаялся, но вот в третьем, крупном и известном дилерском центре на другом конце города, мне внезапно повезло. Вежливый и очень энергичный менеджер по имени Алексей бодро отрапортовал в трубку: «Да, Lada Granta Standard в белом цвете есть в наличии! Просто чудо, одна осталась на складе, видимо, вас ждала. Приезжайте, оформляйте, сегодня же и уедете. Только поторопитесь, предложение уникальное!».
На следующий день мы с дедом, собрав всю сумму наличными в аккуратную пачку, поехали за его новой машиной. Дед волновался, как мальчишка перед первым свиданием. Он надел свой лучший, еще советский, пиджак с орденской планкой, и всю дорогу рассказывал мне, как будет аккуратно обкатывать новый мотор и что первым делом постелет в салон газетки, чтобы не пачкать обивку. Мы и представить себе не могли, каким горьким разочарованием и унижением обернется этот долгожданный день.
Момент истины
В автосалоне нас встретил тот самый Алексей. Улыбчивый, обходительный, он источал уверенность и дружелюбие. Он провел нас к блестящим «Грантам», стоящим в центре зала.
«Вот, смотрите, - сказал он, картинно взмахнув рукой в сторону машины в красивом синем цвете, - отличный вариант, комплектация #CLUB Enjoy, 106-сильный мотор, литые диски, мультимедиа с Яндекс.Авто, камера заднего вида»
«Постойте, Алексей, - вежливо, но настойчиво прервал я его. - Мы приехали за конкретной машиной. Базовая версия Standard за 749 900. Вы же вчера сказали, что она в наличии».
Улыбка на лице Алексея на секунду дрогнула и стала чуть менее искренней, более натянутой. «Ах, Standard, да-да, конечно. Понимаете, какая неприятная ситуация. Буквально за час до вас приехала семья, увидела ее и тут же внесла залог. Ушла ваша машинка, прямо из-под носа. Сам расстроился, честное слово».
Я почувствовал, как внутри все начинает закипать от этой неприкрытой, наглой лжи. Дед, стоявший рядом, расстроенно вздохнул и как-то сник. «Ну как же так, - говорю я, стараясь сохранять спокойствие. - Вы же мне лично по телефону подтвердили наличие! Мы проехали через весь город, привезли пожилого человека»
«Я все понимаю, - затараторил менеджер, переходя на сочувствующий тон. - Рынок сейчас очень живой, машины разлетаются как пирожки. Но вы не расстраивайтесь! Подумайте сами, зачем вам эта пустая комплектация? В ней же нет вообще ничего! Это же машина для врага, а не для уважаемого дедушки! Ни усилителя руля - руки отвалятся крутить, ни стеклоподъемников. А я могу предложить вам отличную, просто великолепную альтернативу! Вот, например, комплектация Classic с кондиционером за 1 047 000 рублей. Или еще лучше, просто топ за свои деньги - Comfort за 1 080 000. Тут уже и подогрев сидений, и подушка безопасности пассажира. Разница в цене, если в кредит, небольшая, а комфорта и безопасности - на порядок больше!»
Классическая схема «серого» дилера
И в этот момент пелена спала. Нас просто держали за идиотов. Никакой базовой «Гранты» у них, скорее всего, и в помине не было. Это была классическая, насквозь прогнившая схема заманивания, которую годами практиковали «серые» дилеры из подворотен, но от которой я никак не ожидал столкнуться в большом, красивом официальном салоне Lada.
- Приманка. По телефону тебе сладко поют про наличие самой дешевой машины из прайс-листа, чтобы ты, облизываясь на низкую цену, просто приехал в салон.
- Обработка. Когда ты приезжаешь, оказывается, что «твою» машину только что, вот буквально пять минут назад, продали. Какая жалость!
- Навязывание. Тебе начинают активно «впаривать» более дорогие комплектации и ненужные дополнительные опции, рассчитывая, что ты, раз уж проделал такой путь, не захочешь уходить с пустыми руками и, махнув рукой, согласишься на их грабительские условия.
Разница в цене, которую этот ушлый менеджер назвал «небольшой»,ненужные опции.
Это не просто обман. Это позор. Позор для дилера и для всего бренда Lada. Мы обязательно купим деду «Гранту». Но уже в другом месте. И всем своим знакомым я теперь буду рассказывать эту историю, чтобы они знали, как на самом деле «заботятся» о своих клиентах в некоторых официальных автосалонах.
А вы сталкивались с подобным обманом у официальных дилеров? Делитесь своими историями в комментариях.