Легендарная комедия Леонида Гайдая «Не может быть!», снятая по сатирическим рассказам Михаила Зощенко, и сегодня смотрится на одном дыхании.
Фильм, высмеивающий человеческие пороки нэповских времен, удивительным образом остается актуальным. Но за блестящей игрой актеров и искрометным юмором скрывается немало драматичных историй и неожиданных фактов.
Давайте заглянем за кулисы съемок и узнаем тайны, которые хранит этот шедевр советского кино.
От Зощенко к Гайдаю. Рождение замысла и первые трудности
После оглушительного успеха «Ивана Васильевича» Леонид Гайдай вновь обратился к классике, выбрав на этот раз Михаила Зощенко. Изначально режиссер хотел осовременить сюжеты, перенеся действие в 70-е годы XX века.
Рабочее название картины было «Тайна, покрытая лаком». Однако, как вспоминает кинокритик Александр Шпагин, Гайдаю настоятельно рекомендовали отказаться от этой идеи:
«Было четко рекомендовано, что не надо современность. Ну, могут быть аллюзии определенные, и это слишком жёстко».
Гайдай решил не рисковать и оставил героев в эпохе 20-30-х годов, что, возможно, и стало одной из причин долголетия фильма. Сценарий переименовали в «Не может быть!», и работа закипела.
Обида Мастера. Почему Никулин так и не сыграл у Гайдая?
Не все поклонники творчества Гайдая знают, что кастинг на одну из ключевых фигур первой новеллы «Преступление и наказание» мог сложиться иначе.
Леонид Иович изначально видел в образе папаши Горбушкина не кого иного, как великого Юрия Никулина. Уверенность режиссера была настолько велика, что он даже организовал специальные фотопробы с актером, снимки с которых и по сей день хранятся в архивах киностудии «Мосфильм».
Однако Юрий Владимирович от предложения отказался. Ситуацию усугубляло то, что это был уже второй подряд отказ Никулина режиссеру – первым был его отказ от роли в легендарном «Иване Васильевиче». Гайдай воспринял это крайне болезненно, он обиделся не на шутку.
Последствия этого конфликта оказались значительными. Во-первых, роль папаши в итоге досталась другому гениальному комику – Георгию Вицину, который исполнил ее блестяще.
А Юрия Никулина после этой ссоры Леонид Гайдай больше никогда не приглашал в свои картины.
Так размолвка двух титанов советского кино навсегда изменила актерский состав фильмов Гайдая.
Звезды и их капризы. Михаил Светин и «звёздная болезнь»
Роль соседа Виталия Борисовича стала для Михаила Светина пропуском в большое кино. Слава пришла к нему поздно, в 45 лет, и, как признавался сам актер, не обошлось без «звездной болезни».
Трудный характер и гениальные находки
Взрывной характер и склонность к импровизации порой приводили к конфликтам. Светин умудрился поссориться не только с Гайдаем, но и с Георгием Данелия, и с Эльдаром Рязановым.
Михаил Светин:
«Меня заносит всегда куда-то, чёрт его знает. Не нужно обращать внимание на мои слова».
Однако именно его импровизации часто становились изюминками фильмов. Знаменитую сцену с примеркой костюма, где герой Невинного зажимает пиджак Светина прищепками, придумал именно Михаил Семенович. Он вспоминал, как волновался на съемках, боясь показаться несмешным, и как родилась эта идея:
Михаил Светин:
«Невинный брал так за шиворот. Я говорю: "Стоп, стоп. Давайте, знаете что? Не шиворот". Не вот так вот сжимать. "Давайте прищепки сделаем". <...> Гайдай подумал и сказал: "Несите прищепки, найдите!" И принесли прищепки, которые стало в картине одной из самых таких смешных мест».
Интересно, что Светин – это псевдоним. Настоящая фамилия актера – Гольцман, но из-за трудностей с поступлением в театральные вузы он взял фамилию в честь своей дочери Светланы.
Путь к славе был долгим: работа в театре Аркадия Райкина, переезд в Ленинград… И лишь «Не может быть!» сделал его всесоюзно известным. К сожалению, помириться с Гайдаем Светин так и не успел, о чем жалел до конца жизни.
Женские судьбы. Трагедии, камбэки и эмиграция
Фильм «Не может быть!» стал важной вехой в судьбах многих актрис.
Светлана Харитонова. Возвращение из небытия
Судьба Светланы Харитоновой – готовый сценарий для драмы. Блистательная актриса, мастер эпизода, в начале 70-х она попала в страшную аварию – сбила насмерть пешехода. Последовали суд и условный срок с высылкой за 101-й километр, в город Покров.
Казалось, карьера закончена. Харитонова работала на заводе железобетонных изделий, играла в местном театре самодеятельности. Валентина Щербакова, тогдашний режиссер театра, вспоминает, как актриса сама пришла в Дом культуры.
Но Леонид Гайдай не забыл талантливую актрису. Он не побоялся пригласить ее, «осужденную», в свой новый фильм на роль разбитной подружки невесты в новелле «Свадебное происшествие».
Это было настоящее, как говорила сама Харитонова, «фееричное» возвращение на экран. К сожалению, личная жизнь актрисы так и не сложилась, последние годы она жила очень скромно и ушла из жизни в 2012 году.
Лариса Ерёмина. Звезда, уехавшая в Америку
Для красавицы Ларисы Ерёминой роль Софочки, подруги героини Светланы Крючковой во второй новелле, стала заметной работой. Съёмки у Гайдая открыли ей дорогу в кинематограф.
Лариса Ерёмина:
«Съёмки у Гайдая очень повлияли на мою жизнь. <...> Работать с таким режиссёром, как Гайдай, — это счастье для актёра».
Однако на пике популярности актриса вышла замуж за американского музыканта и эмигрировала в США.
Там она не потерялась: вела русскоязычное телевидение, руководила Русским культурным центром, став, по ее словам, «проводником русской культуры в Америке».
Нина Гребешкова. Не просто жена режиссера
Для супруги Леонида Гайдая, Нины Гребешковой, фильм стал особенным. Впервые муж доверил ей не эпизод, а большую главную роль Анны Васильевны в первой новелле.
И актриса блестяще справилась, создав яркий и запоминающийся образ.
Нина Гребешкова:
«Ну, была роль. Ну, по-моему, она неплохая и сыграна неплохо. Особенно мне нравится, она говорит: "Ну если они не хотят, чего его принуждать?"»
Яркие эпизоды и незабываемые образы
Гайдай был мастером подбора актеров даже на самые крошечные роли.
Наталья Крачковская. Муза Гайдая и опасный трюк
Наталья Крачковская считала Гайдая своим «крестным отцом» в кино.
Наталья Крачковская: «Меня сделал Гайдай».
В «Не может быть!» она сыграла колоритную покупательницу картин. Знаменитое черное платье, в котором снималась актриса, до сих пор хранится в костюмерной «Мосфильма».
Съемки эпизода, где ее героиня падает навзничь, разбив картину, были непростыми и даже болезненными.
Наталья Крачковская:
«Я падаю. Но я падаю на булыжник! Этого я не забуду! Больно было очень! <...> Но самое интересное, Игорёш, когда ты меня поднимал! Поднимал, поднимал, поднять не можешь!»
- вспоминала она со смехом в разговоре с Игорем Ясуловичем, сыгравшим ее мужа.
Эве Киви: жертвы ради роли
Эстонскую красавицу Эве Киви Гайдай мечтал снять давно, даже рассматривал на роль Анны Сергеевны в «Бриллиантовой руке». В «Не может быть!» она наконец получила роль роковой блондинки в третьей новелле.
Но ради этого ей пришлось пойти на жертвы – набрать вес!
Эве Киви:
«У него была <...> одна единственная такое <...> пожелание, <...> что ему нужна пухленькая блондинка. <...> Будешь есть эклеры, две штучки каждое утро».
Усилия не пропали даром: ее страстный танец с героем Савелия Крамарова стал одним из самых запоминающихся моментов фильма.
Места съемок. Путешествие во времени
Гайдай мастерски умел выбирать натуру.
Астрахань. Первая новелла снималась именно здесь. Старинные улочки, брусчатка, колоритные дворики идеально подошли для воссоздания атмосферы 20-30-х годов. Местные жители до сих пор помнят те съемки.
Анатолий Тимофеев, тогда 11-летний мальчишка, не только наблюдал за процессом, но и сам снялся в эпизоде с поросёнком.
А хозяйка знаменитого дома, Александра Селина, вспоминает, как киношники временно «передвинули» ее забор на улицу, чтобы двор казался больше.
Покров. Этот городок во Владимирской области связан с историей Светланы Харитоновой.
Именно сюда ее выслали после суда.
Наследие фильма
Несмотря на неоднозначную реакцию критиков, которые посчитали «Не может быть!» последним настоящим хитом Гайдая, фильм занял второе место в прокате 1975 года, уступив лишь «Афоне».
Картину посмотрели более 50 миллионов зрителей, а фразы героев мгновенно ушли в народ. И сегодня эта блестящая комедия, собравшая целое созвездие любимых актеров, продолжает дарить смех и радость, напоминая о великом таланте Леонида Гайдая.
А вам нравится фильм «Не может быть!»? Какие моменты и актеры запомнились больше всего?
Делитесь своими впечатлениями в комментариях, ставьте лайк, если статья была интересной, и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории о любимом кино!