Найти в Дзене
Живая Средняя Азия

Как казнили в Древней Греции?

Первую половину классической античности Эллада напоминала конгломерат независимых городов-государств, внутреннее устройство которых полностью отличалось. Вторую половину ее собрали в единое целое железные легионы Рима, но империя никогда не лезла во внутренние дела своих подданных. Поэтому способы казни в Древней Греции сильно отличались от времени, места, текущей моды, статуса осужденного и совершенного им деяния. Иными словами, в Афинах 4-го века до н.э. свободного гражданина, виновного в поджигательстве могли отправить на небо совершенно иным путем, чем в Коринфе 1-го века это бы сделали с рабом, поднявшим руку на собственного хозяина. Но какие-то общие моменты все равно были, о чем мы сегодня и поговорим. В Греции, как и во всех цивилизациях прошлого, использовались глашатаи. Они публично объявляли принятые законы, чтоб ни один человек не отговаривался их незнанием. С распространением грамотности они стали записываться – их вырезали на дереве и камне, выставляя на всеобщее обозрени

Первую половину классической античности Эллада напоминала конгломерат независимых городов-государств, внутреннее устройство которых полностью отличалось. Вторую половину ее собрали в единое целое железные легионы Рима, но империя никогда не лезла во внутренние дела своих подданных.

Поэтому способы казни в Древней Греции сильно отличались от времени, места, текущей моды, статуса осужденного и совершенного им деяния. Иными словами, в Афинах 4-го века до н.э. свободного гражданина, виновного в поджигательстве могли отправить на небо совершенно иным путем, чем в Коринфе 1-го века это бы сделали с рабом, поднявшим руку на собственного хозяина.

Но какие-то общие моменты все равно были, о чем мы сегодня и поговорим.

В Греции, как и во всех цивилизациях прошлого, использовались глашатаи. Они публично объявляли принятые законы, чтоб ни один человек не отговаривался их незнанием. С распространением грамотности они стали записываться – их вырезали на дереве и камне, выставляя на всеобщее обозрение.

Проблема состоит в том, что в случае даже самых прославленных греческих полисах нам хорошо известно об отдельных казнях, но плохо о законодательстве, как системе. Например, тот же Плутарх утверждал, что афинский законодатель Драконт ввел в действие исключительно суровые наказания и практически каждое деяние каралось смертью (отсюда выражения «драконовские законы»). Однако, этот историк, скажем так, любил немного приврать. К тому же, по логике вещей, вряд ли человека потащат на виселицу, если он виновен, например, в краже яблок.

Итак, смертная казнь считалась самой суровой мерой и назначалась только тем людям, что совершили умышленные тяжкие преступления. К последним относились деяния, направленные против жизни, какие-то политические злодеяния или же богохульство. Зато при непреднамеренном убийстве виновник мог примириться с родственниками потерпевшего или уйти в изгнание, ежели примирение не достигнуто.

-2

Есть еще один интересный момент. На способы, которыми злодеев лишали жизни, значительно влияли религиозные верования. Греки считали, что палач, судьи, присяжные и даже простые зрители, пришедшие на судилище, будут в духовном смысле осквернены, несмотря на справедливость приговора.

Поэтому так были распространены косвенные способы умерщвления. В понимании того времени, человек уходил из жизни сам естественным путем. И в таком случае божественная кара для исполнителей наказания не наступала. Поэтому, по крайней мере, в Афинах, ни повешение, ни обезглавливание, ни что-то подобное не применялось. Хотя в других странах за пределами Греции эти способы лишения жизни были наиболее популярны за счет своей простоты.

Итак, в Афинах существовало три главных способа отправить человека на аудиенцию к Аиду. И первым из них являлось сбрасывание со скалы. Причем, это наказание имело собственное имя Баратрон – по названию ущелья на западной стороне холма Нимф.

Второй способ назывался тимпанион, и напоминал римское распятие. Осужденного привязывали к доске, вкопанной в землю, после чего давали ему возможность тихо отойти в мир иной от голода и жажды. Правда, в отличие от подхода квиритов, асфиксия из-за усталости плечевых и иных мышц здесь не наступала. И агония могла длиться достаточно долго.

-3

Третий способ состоял в преподнесении злоумышленнику чаши с цикутой – так греки называли растение, известное нам, как болиголов. Предполагается, что это наказание предназначалось, в первую очередь, для «политических» или просто высокопоставленных и знатных людей.

Например, таким образом ушел в мир иной философ Сократ, обвиненный в богохульстве и развращении нравов молодежи. Кроме этого, в год тридцати тиранов, когда Спарта назначила Афинам выгодное для себя правительство после окончания Пелопонесской войны, именно с помощью цикуты коллаборационисты избавлялись от своих соперников.

Правда, все эти наказания были предназначены исключительно для афинских граждан, обвиненных в преступлениях против афинских граждан. Зато если свободный афинянин лишал жизни иностранца или раба, все могло ограничиться только уплатой штрафа. В первом случае он доставался родственнику, во втором хозяину.

И напротив, если, метек или раб поднимал руку на свободного, от него могли избавиться сурово и весьма изобретательно. К сожалению, насчет этого нам мало что известно. Античных афинян не слишком интересовали «говорящие орудия» и чужаки. Но понятно, что жалеть их никто не собирался.

-4

Что касается других греческих городов-государств, то на их счет наши знания весьма неполные и фрагментарные. Но известно, что и там соблюдался принцип косвенного умерщвления. Так, например, в Сицилии придумали и популяризировали знаменитого медного быка, в которого помещали негодяя, а затем зажигали костер. А в Спарте придумали то, что в средние века называли «железной девой», то есть, специальный аппарат с гвоздями.