Во многих источниках можно встретить утверждение, что Москвич-401 в народе был прозван «слоном» якобы за форму кузова и самый распространённый серый цвет. Возможно, но так часто ли видели советские граждане живых слонов, но наверняка многие знали, что слон – это очень большое и сильное животное.
Наш «слон» особой мощью не отличался – всего 23 лошадиных силы (со временем их стало 26), а объём двигателя всего 1,1 литра. Даже для слонёнка маловато.
Кстати, полное имя (с отчеством и фамилией) у первого Москвича 401-420 – первые три цифры модель двигателя, вторые три – кузова. Но советские Москвичи не штамповались так часто и разнообразно, как BMW, поэтому нашу малолитражку звали просто четыреста первый Москвич.
А вот действительно народным первый Москвич стал. Хотя, изначально в частные руки должен был продаваться КИМ 10, но война изменила все планы. Из-за неё же (из-за войны) и по горькой иронии судьбы немецкий Opel-Kadett и стал первым народным автомобилем. У «слона» ещё и корни немецкие…
Сегодня Москвич 401 – не самый редкий экспонат в коллекциях музеев и у частников – любителей ретро автомобилей. Хотя, и не сказать, что очень распространённый. Волгу 21-ую можно встретить, конечно, чаще. Но мне помнится один случай, когда в Чебоксарах на одном фестивале мне довелось встретиться с одним пенсионером из Ульяновска, который вот уже более сорока лет (а на сегодняшний день уже лет 50 прошло) пользовался Москвичом 401 именно как повседневным автомобилем. В своё время он выменял его на свой мотоцикл, правда получил машину в мешках. Пришлось самому собирать этот пазл. Этот рассказа можно посмотреть у нас на канале: https://rutube.ru/video/b7f0300af4516ab4b5a30a1b3fc460c3/?r=wd
А в Казани мне как-то даже предлагали купить на выбор либо сам оригинал Opel-Kadett, либо его советскую копию Москвчи-401.
Но я бы в наше время не решился ездить на такой машине. Разве что хранить его как экспонат. Смотреть, радоваться и пыль смахивать.