— Это как называется? — спросил Билл.
— Хворост, — лучезарно улыбнулась Нина.
— Хво-рост, — радостно повторил Бузыкин.
— Очень вкусно, — вынес свой вердикт Билл.
— Нина прекрасная кулинарка! — добавил Бузыкин.
— Не напрягайся, дорогой, — съязвила Нина.
«Ленинград — маленький город, Андрей Палыч»
В квартире Бузыкиных давно царит «нежилая атмосфера». Их единственная дочь вышла замуж и не стремится навещать родителей. Андрей изменяет жене и пытается это скрывать, но в курсе друзья, коллеги, догадывается дочь, знает и Нина, потому что: «Ленинград — маленький город, Андрей Палыч…».
И, кажется, лишь датский профессор Билл Хансен со своим трогательным, иногда по-детски наивным стремлением больше узнать о России, способен ненадолго растопить лед этого дома, собрать всех за столом и заставить улыбнуться.
Мадам Бузыкиной не позавидуешь
Когда в 1980 году фильм «Осенний марафон» вышел на экраны, многие женщины узнали в героине Гундаревой себя. Ее Нина Евлампиевна — сложный, глубоко страдающий от одиночества человек. В душе героини — боль от предательства и настоящая буря противоречий. В образе Бузыкиной — трагедия современной русской женщины. Она не умеет жить для себя, крушение семьи для нее — катастрофа. Нина прекрасно осознает измену мужа, но никогда не сможет заставить себя разорвать эти отношения.
Этой женщине не позавидуешь, как ни крути. Однако есть в фильме одна деталь, на которую обратили внимание многие советские домохозяйки, и она указывает на то, что Бузыкины — состоятельная семья.
Если уж страдать, то в достатке
Нина и Андрей — представители ленинградской интеллигенции. И их беспокоит, что единственная дочь не стремится соответствовать этому статусу: «бросила институт, дома не появляется и муж у нее какой-то обормот».
Согласитесь, ведь не каждая семья в Советском Союзе, ежедневно принимала у себя в квартире иностранного профессора — зашедшего, как бы между прочим, после утренней пробежки выпить чашечку кофе. Да и чашечка-то весьма интересная. О сервизе «Кобальтовая сетка» в те годы мечтали многие. Наличие его в доме говорило о достатке и успехе.
«Кобальтовая сетка» в кино
Говорят, что по истории фарфора можно читать историю России, но иногда предмет домашнего быта в кино — это просто реквизит и ничего более. Та же «Кобальтовая сетка» промелькнула в фильме «Россия молодая» и мало кто заметил, что посуда умеет путешествовать во времени. Ведь события из этой картины происходили за 250 лет до создания сервиза.
Хочется верить, что выбор этого предмета быта в «Осеннем марафоне» не случаен.
Сделано в Ленинграде
«Кобальтовая сетка» тоже родом из Ленинграда, это своеобразный символ стойкости и мужества блокадного города.
Рисунок был создан в 1944 году на Ленинградском (ныне — Императорском) фарфоровом заводе Анной Адамовной Яцкевич — художницей, пережившей все 872 дня блокады. Эксперты утверждают, что вдохновил ее узор на старинном сервизе императрицы Елизаветы Петровны, но для самой Анны это была еще и глубоко личная история.
Мать и сестра Анны умерли от голода и холода в первые месяцы блокады, сама она отказалась эвакуироваться и провела оставшееся время в городе. Работала на своем заводе, спасла его библиотеку, занималась камуфляжем кораблей при помощи обычных красок, в морозы долбила прорубь на Неве, чтобы в случае пожара под рукой была вода. Трещины на льду, золотые снежинки мерцающие на солнце, скрещенные лучи прожекторов в ночном небе, заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов — все это сложилось в ее воображении в единый узор-надежду. Так была создана «Кобальтовая сетка» — необычная памятка о блокадных днях Ленинграда.
Международное признание
За свой труд во время блокады Анна Адамовна была награждена боевым орденом Красной звезды, но суровые годы войны подорвали ее здоровье. Она ушла очень рано — в 48 лет, не дожив до мирового признания своей работы. В 1958 году ее сине-золотой узор получил высшую награду на Всемирной выставке в Брюсселе.
С того момента за сервизом началась настоящая охота. Этот рисунок сохраняет свою актуальность и по сей день. В 2016 году «Кобальтовая сетка» удостоена награды «Гордость отечества», а совсем недавно зрители заметили такую чашку у героини Сары Джессики Паркер в продолжении «Секса в большом городе».