Разработка единой методологии оценки защищенности объектов позволит бизнесу экономить на страховых взносах за счет понижающих коэффициентов и получать утвержденные сценарии обороны
Стоимость страховых полисов от атак беспилотников для промышленных компаний целесообразно привязать к уровню их антидроновой защиты. С такой инициативой выступил основатель сервиса безопасности полетов и сертификации RunAvia Андрей Патраков на форуме Expo.UAV 2025. По его мнению, разработка единой методологии оценки защищенности объектов позволит бизнесу экономить на страховых взносах за счет понижающих коэффициентов и получать утвержденные сценарии обороны, пишет «Коммерсантъ».
История вопроса:
Андрей Патраков провел аналогию с каско от угона автомобиля, где стоимость полиса значительно снижается для владельцев, установивших одобренные противоугонные системы или использующих охраняемые стоянки. Таким образом, предприятие, где вся защита построена на выдаче охраннику антидронового ружья, получит экономический стимул усилить ее более эффективными методами. Эксперт подчеркивает, что риски противоправного применения дронов против гражданской инфраструктуры в мире будут расти независимо от конфликта в Украине. «Это новая реальность, к которой необходимо быть готовым», – заключил он. За сентябрь, по данным Минобороны, в России перехватили более 2,7 тысячи дронов, а объем рынка страхования от таких атак в 2025 году оценивается в 25-40 млрд рублей.
Идея находит отклик у части страхового сообщества, однако эксперты указывают на ряд системных сложностей. Директор департамента страхования промышленных рисков «Росгосстраха» Кирилл Попов считает инициативу в целом реализуемой, но отмечает, что основная проблема – неготовность самих страхователей раскрывать страховщикам детали своих систем защиты. При этом в «Росгосстрахе» уже учитывают усилия клиента по обеспечению защиты от БПЛА при расчете цены полиса. Представитель другой страховой компании добавляет, что сама разработка типологии по степени защищенности может сделать слабо защищенные объекты более уязвимыми в случае утечек такой информации.
Всероссийский союз страховщиков (ВСС) подтверждает, что размер страховой премии по любому виду страхования традиционно зависит от степени риска, и страховщик учитывает меры, принятые страхователем для снижения вероятности страхового случая. Однако страхование имущества предприятий является добровольным и не отрегулировано законодательно настолько детально, поэтому оценку факторов риска каждый страховщик проводит самостоятельно. В компании ВСК сообщили, что уже анализируют достаточность мер по защите от ударов БПЛА при страховании рисков терроризма и диверсии, в том числе для определения лимитов ответственности. На тарифы также влияют расположение предприятия, статистика прилетов, потенциальный размер ущерба и вид деятельности. При этом источник в одной из крупных страховых компаний констатирует, что зависимость цены полиса от защищенности объекта пока не сформирована, поскольку большинство застрахованных предприятий, за исключением части ТЭК, не имеют вообще никаких специализированных защитных устройств.
Большинство крупных промышленных компаний уже проработали собственные программы защиты с моделями угроз, отмечает Наталия Котляр, замдиректора по развитию бизнеса НИИ «Вектор». Эти документы включают структурированное описание угроз, возможных последствий, оценку уязвимостей и мер защиты. Источник «Ъ» на одном из предприятий ТЭК подтвердил наличие такого документа, но отметил, что при оценке стоимости страхования их комплекс защитных средств пока не учитывается.
Собеседник «Ъ» в экспертном сообществе полагает, что разделить предприятия по степени защищенности до завершения боевых действий на Украине вряд ли получится. Однако идея единой методологии оценки не лишена смысла для минимизации экономической нагрузки на бизнес, хотя такой подход, скорее всего, выработается постепенно, накопленной практикой самого рынка.
Отдельную позицию занимает президент ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев. Он считает, что аэропорты не должны оплачивать риски ущерба от атак дронов – эта ответственность и страховые разбирательства должны быть возложены на Минобороны и другие уполномоченные органы. «Аэропорты могут добровольно устанавливать антидроновые комплексы, но, не будучи специалистами в этой сфере, не могут и не должны нести риски материальной и уголовной ответственности», – говорит Горбачев.
Напомним, крупные транспортные компании все чаще отказываются принимать грузы к перевозке без оформления страхового полиса. Наиболее востребованным у клиентов транспортных компаний в период с января по август 2025 года оставалось классическое страхование грузов от повреждений, утраты или кражи. Значительно реже оформляются полисы, покрывающие убытки от таких событий, как порча тары, пожары или дорожно-транспортные происшествия. Географически на Московскую область приходится 66% всех заключаемых договоров страхования грузов. В пятерку ключевых регионов также входят Краснодарский и Приморский края, Ростовская область и Республика Татарстан. LR