Найти в Дзене

Тайна «луковичного декора»: что на самом деле изображено на знаменитом фарфоре?

Этот декор фарфоровых сервизов известен во всем мире и за его более чем 280-летнию историю неоднократно копировался. Сам же декор, до сих пор остается символом утонченного вкуса и аристократической роскоши. Вы наверно догадались, что речь пойдет о знаменитом «луковичном декоре». Создателем декора является один из первых художников Майсенской фарфоровой мануфактуры — Иоганн Давид Кретшмар (Johann David Kretschmar; 1697–1765). За несколько лет до создания «луковичного декора» в стенах знаменитой мануфактуры наконец был разработан способ изготовления краски «идеального синего цвета», который лучше всего подходил для росписи фарфора в очень модном в те времена китайском стиле. Именно под эту синюю краску и была придумана знаменитая роспись, за основу которой был взят все тот же модный стиль шинуазри. Иоганн Кретшмар изобразил популярные в Китае бамбук, лотос, хризантему, пион, персики и, конечно же, гранат. Любопытно, что, как и многие художники XVIII века, он никогда не видел этих эк
Оглавление

Что объединяет эту посуду из разного времени и от разных производителей? А объединяет их знаменитый декор.
Что объединяет эту посуду из разного времени и от разных производителей? А объединяет их знаменитый декор.

Этот декор фарфоровых сервизов известен во всем мире и за его более чем 280-летнию историю неоднократно копировался. Сам же декор, до сих пор остается символом утонченного вкуса и аристократической роскоши. Вы наверно догадались, что речь пойдет о знаменитом «луковичном декоре».

Создателем декора является один из первых художников Майсенской фарфоровой мануфактуры — Иоганн Давид Кретшмар (Johann David Kretschmar; 1697–1765).

Немного истории

За несколько лет до создания «луковичного декора» в стенах знаменитой мануфактуры наконец был разработан способ изготовления краски «идеального синего цвета», который лучше всего подходил для росписи фарфора в очень модном в те времена китайском стиле. Именно под эту синюю краску и была придумана знаменитая роспись, за основу которой был взят все тот же модный стиль шинуазри.

Иоганн Кретшмар изобразил популярные в Китае бамбук, лотос, хризантему, пион, персики и, конечно же, гранат.

-2

Любопытно, что, как и многие художники XVIII века, он никогда не видел этих экзотических для Европы растений и фруктов, поэтому передал их в том виде, в каком представляли их себе европейцы.

ZWIEBELMUSTER в деталях

Итак, давайте рассмотрим более детально «луковичный декор».

БАМБУК
БАМБУК

Бамбук, который переплетен растениями похожими на вьюнок или лиану, означает собой единство, жизненную силу, долголетие и изящество.                                                                                          

ЛОТОС
ЛОТОС

Цветок лотоса на Востоке является символом мира, чистоты, духовности и просветления.                                                          

ХРИЗАНТЕМА
ХРИЗАНТЕМА

Хризантема представлена огромным раскрытым цветком и означает совершенство, возвышенное одиночество и способность любоваться красотой мира. 

 

ПИОН
ПИОН

Цветок пиона на Востоке — символ богатства и величия.                    

ПЕРСИК
ПЕРСИК

Персик символизирует бессмертие, вечность, мудрость.   

ГРАНАТ
ГРАНАТ

Этот плод, который внешне напоминает лук, но на самом деле изображает гранат. Именно эта визуальная путаница и дала узору название — «луковичный декор». В китайской символике гранат означает изобилие, плодородие и счастливое, многочисленное потомство.

Интересные факты

  • Официально название «луковичный декор» закрепилось лишь в 1850 году.
  • С 1865 года декор начали украшать золотом.
  • Разные производители экспериментировали с декором, создавая варианты росписи в красном, зеленом и даже черном цветах. Однако ни один из них так и не смог потеснить по популярности классическую кобальтовую роспись.
  •  В качестве доказательства подлинности с 1888 года Meissen стал наносить дополнительную марку «скрещенные мечи» в основании бамбуковых стеблей.
-9
  • Meissen запатентовал «луковичный декор» под названием ZWIEBELMUSTER лишь в 1956 году.
  • Современная версия этого декора, выполненная в стенах Meissen, как и прежде, наносится исключительно вручную.      
Принт скрин с официального сайта Meissen
Принт скрин с официального сайта Meissen

__________________

Всех благодарю за комментарии, 👍, подписку и рекомендацию моего канала.