Найти в Дзене
РБК

Почему я не могу найти работу? 10 неудобных вопросов карьерному эксперту

Оглавление

Рынок труда сегодня сильно штормит. Все потому, что активных кандидатов стало больше, а вакансий — меньше. Самая высокая конкуренция наблюдается среди офисных специалистов, или «белых воротничков»: им сложнее отстроиться от коллег-соискателей и стать заметнее для рекрутеров. Из-за этого поиск работы превращается в мучение: отказы или игнорирование откликов подрывают уверенность в себе. Чтобы вырваться из кадровой «сумеречной зоны», нужно вникнуть в новую реальность рынка труда. Но какие они?

РБК Life задал карьерному эксперту hh.ru Анне Шавериной десять наболевших вопросов по поиску работы. В том числе: как стать заметнее для работодателей, нужно ли указывать возраст в резюме и какими должны быть отклики на вакансии в 2025 году. Все ответы — коротко, по делу и с примерами.

1. Почему мое резюме не смотрят? Есть ли какие-то маркеры, которые сразу отталкивают эйчара?

   freepik / Designed by freepik
freepik / Designed by freepik

Для начала отметим, что в 2025 году есть два вида отбора анкет соискателей:

  • Автоматизированный — когда компания использует ИИ-инструменты для первичного скрининга, например, ATS-системы (Applicant Tracking System). Они за секунды отсеивают сотни анкет и выделяют наиболее подходящих кандидатов. Если соискатель заполнил резюме некорректно или оформил с ошибками, оно просто не дойдет до HR-менеджера;
  • Ручной — когда рекрутер сам изучает резюме.

Чтобы пройти через ATS-системы, нужно использовать в анкете ключевые слова. Причем не просто перечислить их, а логично вписать в свой реальный опыт. Например, не «Навыки: SQL, аналитика», а «Анализировал данные в SQL для отчетов, повысив конверсию на 12%».

Что чаще всего заставляет рекрутера пройти мимо:

  1. Желаемая должность не совпадает с вакансией. Если желаемая позиция в резюме — проектный менеджер, а компания ищет копирайтера, вероятность, что резюме откроют, будет ниже.
  2. Перечисление в одном резюме через запятую разных, несвязанных ролей — например, «Менеджер/копирайтер/продюсер». У резюме должен быть четкий фокус, чтобы рекрутер корректно считал опыт и навыки кандидата.
  3. Слишком общие названия должностей в опыте работы без конкретных функций — вроде «Руководитель» или «Специалист». Размытые формулировки не дают понимания о реальных обязанностях и достижениях.
  4. Опыт работы в компаниях, которые сильно отличаются по масштабу или профилю от работодателя. Например, если ищут человека из корпорации, то, вероятно, кандидата из малого бизнеса даже не откроют, и наоборот. То же касается отрасли — рекрутер может сразу отсеять резюме вне нужного сектора.
  5. Отсутствие фото или снимок, который не соответствует стилю, принятому в компании.

Если из первых строк резюме не очевидно, какие задачи человек умеет решать, рекрутер сразу переключится на следующего кандидата. Поэтому важно, чтобы все пункты в анкете как можно лучше подчеркивали ценность соискателя в конкретной области.

2. Откликаюсь по 20 раз в день, но никто не приглашает на собеседование. Почему так?

   Amnaj Khetsamtip / Shuttherstock / FOTODOM
Amnaj Khetsamtip / Shuttherstock / FOTODOM

Некоторые вакансии висят месяцами не потому, что никого не нанимают, а потому что среди сотен откликов нет подходящих. Часто кандидаты не читают требования или описывают навыки слишком общо. В результате рекрутер просто не видит соответствия и не рассматривает анкету дальше.

Начните с проверки — действительно ли ваш опыт соответствует роли, на которую вы откликаетесь. Чтобы это сделать, сопоставьте требования вакансии со своими навыками.

3. Как часто нужно откликаться? Есть ли «норма»?

   PeopleImages / Shuttherstock / FOTODOM
PeopleImages / Shuttherstock / FOTODOM

Не стоит гнаться за количеством откликов — гораздо важнее их качество. Темп откликов зависит от уровня позиции. Для топ-менеджера или редкого специалиста 100 откликов в неделю — абсурд. Когда руководитель за два месяца отправляет 400 резюме и не получает ни одного приглашения — это неверная стратегия.

На вакансии менеджера по продажам или маркетолога откликов может быть больше, но и здесь важно следить за качеством и релевантностью. Можно повторно откликнуться на вакансию, если в первый раз не ответили, но двух попыток достаточно. Массовые отклики на любые подходящие по формулировке вакансии быстро приводят к выгоранию.

4. Что делать, если в каждой вакансии по 200+ конкурентов?

   Roman Samborskyi / Shuttherstock / FOTODOM
Roman Samborskyi / Shuttherstock / FOTODOM

Конкуренция на рынке сейчас очень высокая. На одну вакансию может приходиться по 200 или больше активных кандидатов. Но зачастую из них под требования подходят не больше 10–15% от общего числа присланных резюме. Как «отстроиться» от конкурентов и попасть в это меньшинство:

  • при описании опыта раскрывайте не только названия компаний, но и их масштаб и сферу деятельности — например, численность штата, оборот, рейтинг, ключевых партнеров. Это поможет работодателю быстрее понять уровень ваших задач;
  • указывайте свои достижения с конкретными результатами: «увеличил продажи на 20%», «сократил расходы отдела на 15%», «оптимизировал процессы — срок обработки заказов снизился с пяти до двух дней»;
  • раздел «Обо мне» используйте как короткое саммари — расскажите, чем вы сильны, в чем экспертны, какие задачи решаете лучше других.

Удержать внимание рекрутера поможет правильное оформление и визуальное «удобство». Используйте блоки, списки, единый стиль. Хорошее фото также добавит доверия. Сейчас его легко сделать на смартфон — достаточно нейтрального фона, дневного света и аккуратного внешнего вида.

При разностороннем опыте лучше создать несколько версий резюме — с акцентами под тип вакансии.

5. Как сделать так, чтобы мое резюме увидело больше работодателей?

   PeopleImages / Shuttherstock / FOTODOM
PeopleImages / Shuttherstock / FOTODOM

Комбинируйте бесплатные и платные инструменты. Бесплатно вы можете:

  • регулярно обновлять резюме, чтобы оно поднималось в поиске;
  • добавлять в резюме ключевые слова, по которым вас могут искать;
  • проверять настройки видимости — возможно, вы сами ограничили круг работодателей.

Из платных сервисов стоит рассмотреть подписку hh PRO, оформить ее можно тут. Она выделяет ваше резюме и автоматически поднимает его в поиске. Поэтому шансы на приглашения увеличатся в 2,3 раза. Подписка будет полезна, если вы чувствуете, что рекрутеры словно не замечают ваше резюме, а поиск работы затянулся.

Как помогает hh PRO

С этой опцией ваше резюме получает сразу несколько преимуществ:

  • Автоподнятие до пять раз в день — вы оказываетесь наверху поиска и в списках откликнувшихся.
  • Подсветка резюме — HR проще заметить вас среди десятков кандидатов.
  • Статистика по вакансиям — вы видите конкурентов, их навыки и зарплатные ожидания, а значит, можете скорректировать свое резюме под требования рынка.
  • Функция «Хочу здесь работать» — позволяет отправить резюме напрямую в конкретную компанию и подчеркнуть интерес именно к ней.
  • Автоотклики и ранние отклики на новые вакансии — экономят время и помогают быть среди первых, кого рассмотрят.

Подписка увеличивает видимость, но не заменяет содержание. Если резюме составлено небрежно, ни один инструмент не поможет. Поэтому сначала нужно проработать структуру и скорректировать личные достижения, а уже после — подключать продвижение hh PRO. Цена подписки — от 199 руб. в неделю.

6. По моей специальности мало вакансий. Почему и что делать?

   freepik/ Designed by freepik
freepik/ Designed by freepik

Некоторые профессии сами по себе нишевые — работодатели ищут специалистов не через массовые площадки, а через агентства или по рекомендациям. Например, личные ассистенты первых лиц, специалисты закрытых рынков, в частности, в нефтегазовой сфере. В таких случаях важно повышать видимость и использовать другие инструменты поиска. Это может быть нетворкинг, профессиональные мероприятия и сообщества, а также личный бренд.

У hh есть социальная сеть для нетворкинга «Сетка» — пространство, где кандидаты делятся опытом и публикуют кейсы. Там можно привлечь внимание рекрутеров и наладить контакты.

7. Я все еще работаю, но хочу уволиться. Есть ли смысл искать новую работу сейчас?

   freepik / Designed by freepik
freepik / Designed by freepik

На рынке всегда есть движение: одни компании сокращают бюджеты, другие открывают новые направления. Если искать работу без спешки и продумать шаги заранее, вы не только избежите стресса и финансовых рисков, но и сможете позволить себе выбор — найти место, которое действительно подходит по ценностям. Поэтому, если чувствуете, что на текущем месте не развиваетесь или выгорели, не ждите «лучших времен», начните готовиться заранее:

  • обновите резюме и профили в соцсетях,
  • обновите круг профессиональных контактов,
  • потренируйтесь отвечать на вопросы, которые могут прозвучать на собеседовании.

Можно подключить карьерного консультанта, чтобы выстроить стратегию поиска и переговоров.

8. Есть ли смысл в сопроводительных письмах, если на них все равно не отвечают?

    gpointstudio / Designed by freepik
gpointstudio / Designed by freepik

Да, есть. Иногда именно сопроводительное письмо заставляет рекрутера открыть резюме. Главное — персонализировать текст под конкретную компанию и отразить в нем свою мотивацию. Для этого достаточно емко рассказать:

  • почему вам интересна именно эта компания,
  • чем вы можете быть полезны,
  • как ваш опыт соответствует требованиям.

Одного-двух абзацев хватит, чтобы выделиться среди десятков однотипных откликов.

А вот чего делать точно не надо:

  • отправлять одно и то же шаблонное письмо. Оно выглядит формально и снижает интерес;
  • копировать формулировки из описания вакансии, чтобы понравиться работодателю. Такая уловка быстро считывается и, наоборот, отталкивает;
  • «украшать» письмо такими общими фразами, как «я коммуникабельный» или «люблю работать в команде». HR считывает эти шаблоны мгновенно и не рассматривает отклик.

Важно адаптировать требования в вакансии под свой опыт, использовать их как ключевые слова.

9. Нужно ли указывать возраст, если тебе 50+?

   RossHelen / Shuttherstock / FOTODOM
RossHelen / Shuttherstock / FOTODOM

Все зависит от сферы, уровня и корпоративной культуры компании. В управленческих и экспертных ролях возраст часто воспринимают как преимущество — он показывает зрелость и устойчивость. Особенно это заметно в сферах образования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР), агромпромышленных комплексах (АПК), производстве (в том числе фармацевтическом), бухгалтерии, финансах, здравоохранении и добыче. То есть везде, где мало кандидатов, а опыт и экспертизу невозможно быстро наработать.

Но указывать дату рождения необязательно. Попробуйте провести эксперимент: разместите две версии резюме — с возрастом и без. И сравните, где больше просмотров. Главное — не акцентировать внимание на цифре, а показать опыт, достижения и сильные стороны, которые приобрели с годами.

10. Стоит ли указывать желаемую зарплату?

   Beliakina Ekaterina / Shuttherstock / FOTODOM
Beliakina Ekaterina / Shuttherstock / FOTODOM

Лучше не указывать. Зарплата всегда обсуждается индивидуально: два специалиста на одинаковой позиции могут получать разный доход в зависимости от опыта, задач и уровня ответственности. Кроме того, у компаний тоже разные бюджеты и ожидания.

Гораздо эффективнее подготовить аргументы. Рассказать, какую ценность вы приносите бизнесу и почему ваша работа стоит именно этих денег. Тогда разговор о зарплате будет предметным и честным.

При этом, если на этапе собеседования рекрутер спросит про уровень дохода, не нужно уходить от ответа. Ведь работодателю важно понять порядок цифр и вашу самооценку. Можно назвать примерный диапазон своих ожиданий и сразу объяснить, почему вы стоите этих денег. Например, так: «Мои ожидания — от 150 000 руб. После внедрения автоматизации, которую я произведу, стоимость привлечения клиента снижается на 25%, а ROI компании растет на 40%. При этом затраты на привлечение клиентов останутся прежними».

Поиск работы в 2025 году — это квест не только для начинающих, но и для опытных специалистов. Чтобы устроиться на должность мечты в условиях высокой конкуренции, важно помнить, что резюме — это уже не про тезисное описание опыта. Это ваш шанс отстроиться от конкурентов на этапе отбора. То самое первое впечатление, которое повторно не произвести.

Реклама. Рекламодатель: ООО «Хэдхантер»
erid: 2SDnjcNW7oD

Читайте также:

У Amazon, Snapchat, Zoom и других сервисов произошел глобальный сбой
Зеленский заявил о возможном приближении конца конфликта
Росстат описал среднестатистического россиянина