Предлагаю вам прогуляться по Казани и погрузиться в авиационную историю нашего города через архитектуру, личности и самолеты. За 6 часов мы с вами узнаем, кто стоял у истоков авиации в Советском Союзе, кто создавал самолеты в Казани и даже сможем посмотреть на эти самолеты вживую!
Авиастроение является неотъемлемой частью Казани. В годы Великой Отечественной войны Советский Союз предпринял грандиозную операцию по перемещению ключевых промышленных предприятий из прифронтовых районов в глубокий тыл. Только с июля по декабрь 1941 года было эвакуировано 2593 предприятия, 226 из которых были направлены в Поволжье, включая Казань. Так, Казань получила статус «режимного города первой категории», и её население резко выросло, почти удвоившись за счёт десятков тысяч рабочих и их семей.
Важнейшим событием для казанского авиастроения стало прибытие в конце 1941 года Московского авиационного завода № 22 имени С.П. Горбунова. Он был объединён с местным Заводом № 124 имени Серго Орджоникидзе, и новое предприятие получило название Казанский авиационный завод № 22 имени С.П. Горбунова. Это слияние создало один из самых мощных авиастроительных центров страны.
Для размещения заводчан и их семей, а также для организации их быта и досуга, был разбит Соцгород, который на тот момент не входил в состав Казани, а был отдельным поселением. Именно сюда я вам и предлагаю отправиться
Парк "Крылья Советов"
Удобнее всего добраться до парка на метро, выйдя на конечной станции "Авиастроительная"
Парк был заложен в 1939 году при комплексном создании микрорайона Соцгород и является одним из старейших парков в Казани. Раньше в парке располагались аттракционы, на которых, как мне кажется, катался каждый ребёнок города! И я - не исключение!
Правда, к 2008 году все они были выведены из эксплуатации, и на их смену пришла большая детская игровая площадка, сохранившая авиационную тематику, и музыкальные фонтаны
А еще здесь воссоздали сцену для проведения мероприятий, стилизованную под ретро-ракушку
Дальше берём облепиховый чай или б/а гоинтвейн в кофейне "Крылья" и хотдог
и отправляемся изучать историю авиационной промышленности на
Аллею Славы,
сооруженную в 1957 году. Она представляет собой монументальный комплекс, включающий в себя памятник В.И. Ленину и восемь бюстов крупнейших русских ученых и летчиков, расположенных попарно с правой и левой сторон аллеи на одинаковых четырехгранных постаментах
Предлагаю устроить небольшой эскурс в историю и кратко рассмотреть самые, на мой взгляд, интересные истории, которые могут рассказать нам эти бюсты
Петр Николаевич Нестеров - русский военный лётчик, штабс-капитан. Основоположник высшего пилотажа. Погиб в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив таран.
"Воздух есть среда вполне однородная во всех направлениях. Он будет удерживать в любом положении самолёт при правильном управлении им, " — писал он.
Для доказательства своей идеи, согласно которой «в воздухе для самолёта всюду опора», 27 августа 1913 года П. Н. Нестеров впервые в мире выполнил на самолёте «Ньюпор—4» с двигателем «Гном Gamma» в 70 л. с. замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Этим манёвром Нестеров положил начало высшему пилотажу.
Чкалов Валерий Павлович - советский лётчик-испытатель, комбриг (1938), Герой Советского Союза (1936). Командир экипажа самолёта, совершившего первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Америку (Ванкувер, штат Вашингтон).
Осенью 1935 года лётчик Г.Ф. Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта.
Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня 1937 года на Щёлковском аэродроме с удлиненной взлётно-посадочной полосы со стартовой горкой, сооружённой специально для полётов на рекордную дальность. Полёт проходил в крайне сложных условиях (отсутствие видимости, обледенение и т. д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в городе Ванкувер, штат Вашингтон, США. Протяжённость перелёта составила 8504 километра.
За этот перелёт весь экипаж был награждён орденами Красного знамени.
Чаплыгин Сергей Алексеевич - русский и советский механик и математик, один из основоположников современной аэромеханики и аэродинамики, академик Академии наук СССР.
В конце 1918 года был привлечён Жуковским к организации ЦАГИ, где стал работать, а после смерти Жуковского занял руководящее положение. В научно-теоретическом семинаре ЦАГИ под руководством С. А. Чаплыгина вырос цвет отечественной механической науки. В последующие годы Чаплыгин руководил созданием крупнейших аэродинамических лабораторий ЦАГИ.
С историей и достижениями других личностей, представленных на Аллее Славы, вы сможете ознакомиться, изучив информационнын справки, расположенные рядом с бюстами.
Ну а мы выходим через левые ворота парка и оказываемся напротив
Заводского дома №8
Здесь раньше располагалась гостиница для важных гостей авиастроительных заводов. Примечательно, что шпиль этого дома выполнен из цветного металла, из которого делают обшивку самолётов, как отсылка к теме авиастроения.
Мало кто знает, но буквально в соседнем доме, на ул.Лядова, 5, в квартире номер 100, проживал выдающийся ученый, конструктор ракетно-космических систем Сергей Королев. А в соседней 101-ой квартире проживал Валентин Глушко
Рядом с воротами парка расплагается
Дом Культуры им Ленина
Раньше оно относилось к авиастроительному заводу и служило местом сбора заводчан на всех праздниках. Здесь же совсем недавно установили бюст П.В. Дементьева - министра авиационной промышленности СССР
Именно Петр Васильевич организовал эвакуацию 118 авиационных заводов в первые месяцы ВОВ и возглавлял производство боевых самолётов для фронта.
Сейчас здание Дома Культуры принадлежит городу: здесь располагаются детские кружки и проходят различные концерты и мероприятия. А совсем недавно возобновил свою работу кинотеатр, который был здесь в 60-70-ые годы
Дальше перемещаемся в
Сквер имени Туполева
Добраться сюда можно пешком, а можно на любом трамвае по направлению в центр
В центре сквера находится памятник великому советскому авиаконструктору Андрею Николаевичу Туполеву, который стоял у истоков советского самолетостроения. Именно он разработал и внедрил технологию крупносерийного производства легких и тяжелых самолетов.
Еще в этом сквере находится советская стелла "Победа коммунизма неизбежна" созданная в 1970-ые годы, одна из немногих сохранившихся в стране.
Сразу за сквером Туполева начинается
Посёлок Урицкого
- пример первых таун-хаусов в России, построенные для выдающихся работников казанских авиационных заводов пленными немцами. На тот момент иметь свой собственный дом рядом с городом являлось невообразимой роскошью. А жили здесь тогда преимущественно инженеры и ведущие специалисты авиазаводов. В этом можно прочесть, на сколько высоко страна ценила работников авиационной промышленности!
Ну а если выйти из сквера со стороны улицы Гагарина, мы сможем рассмотреть во всей красе
"Ворота в город"
- два жилых дома на пересечении улиц Декабристов и Гагарина, которые были построены в 1955 году для сотрудников авиастроительного завода №22.
Не многие знают, что когда-то именно отсюда начиналась Казань, и это был парадный въезд в город.
И да, соцгород тогда тоже не был районом Казани, а был самостоятельным поселением, разбитым специально для рабочих эвакуированных авиастрительных заводов и членов их семей.
На обед
предлагаю переместиться на обновленный Московский рынок
Добраться сюда можно либо пешком, либо проехав 2 остановки на любом трамвае в направлении к центру города
Здесь расположился большой фудкорт модных заведений Казани, и можно поесть на балкончике с видом на самую высокую сталинку Казани - жилой дом для работников Мелькомбината, построенный в 1949 году.
Примечательно, что это был один из первых в Казани домов, оборудованных лифтом
Дальше от Московского рынка мы поднимаемся по улице Водгоградской вверх и попадаем в
Парк Победы
Здесь на центральной площади находится выставка авиатехники под открытым небом.
Выставка включает в себя самолеты: МиГ-27К, Су-7Б, По-2, Л-29, МиГ-17 и Пе-2. Примечательно, что самолеты По-2 и Пе-2 производились в Казани на местных авиазаводах.
И еще один настоящий самолет можно увидеть около здания КАИ
Самолет ТУ-144
Добраться сюда можно либо пешком, либо проехав 2 остановки на 33 или 60 автобусах
Ту-144 - это первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет, который был разработан КБ Туполева в 1960-ые годы. В России осталось всего несколько таких самолетов. Наш борт 77107 был машиной для летных испытаний, серийного образца. Он честно отслужил свое, выполнил все поставленные перед ним задачи и с 1982 года был на хранении в Летно-исследовательском институте имени Громова. Затем был передан Казанскому авиационному институту как учебное пособие, и 29 марта 1985 года совершил свой заключительный полет в Казань на заводской аэродром КАПО им. Горбунова. Сначала самолет находился рядом с 6 учебным зданием КАИ, а в 2017 году его перевезли к новому корпусу на улице Четаева.
Кстати, когда он находился в Авиастрительном районе, мы были на нем с экскурсией, так как учились в лицее при КАИ
Но после того, как Ту-144 перевезли на Четаева, его закрыли для посещения и сейчас из него делают авиационный музей.
Кстати, еще один сохранившийся Ту-144 можно встретить в музее авиации в Ульяновске - там мне тоже посчастливилось побывать и внутри, и на крыле самолёта
А еще, прогулявшись по дворику КАИ, можно ознакомиться с плакатами, посвященными развития авиации в Казани
Ну, а дальше можно предлагаю переместиться в кафе "Стекляшка" на ул. Козина, 9, чтобы поужинать и уложить свои впечатления с видом на панно "Авиаторы"
Вот такой у нас с вами получился маршрут: насыщенный, разнообразный и очень красивый! Вообще с авиацией связана вся моя семья: мои бабушка и дедушка, свекр, мама и папа всю свою жизнь проработали на казанских авиазаводах. А сейчас уже мой муж перехватил эстафету и, закончив, Казанский авиационной институт, трудится начальником авиационного производства. И уже смог заразить этой стратью полетов нашего маленького сына
И хоть я сама далека от авиации, но я тоже прониклась этим трепетным чувством к небу и самолетам, и очень захотела поделиться им с вами!
#самолеты #самолетостроение #историяавиации #промышленныйтуризм #экскурсияпоказани