Найти в Дзене
ТурПроСвет

Бабушка празднует Славу (часть 3)

Часть 2 по ссылке. ***** Автомобили мчались по улице. Проехал экипаж. Старушка смотрит вслед экипажу и вспоминает: - Было это в день Святого Николая[1]. Мы накануне с Перо написали список. Сорок две Славы ждали нас. Жили мы тогда в деревне, от двора до двора ходили, не как сейчас, один кум живет на Вождоваце[2], а другой – в Дорчоле[3], но все равно далековато. А в гостях чем богаты, тем и рады. Только мы угощение не ели, сразу в карманы хоронили, чтобы детям принести. Счастливы дети в день Святого Николая, ждали их полные карманы сладостей. На наших сербских платьях карманы были с двух сторон, мы в них всякую мелочь складывали как в кошель. Дети мне наказывали: «Принеси, мама, самое вкусное: пахлаву с орехами». Идем мы так, от усталости шатаемся, сил никаких. Уж не молодые были, а надо долг гостеприимства отдать. Я Перо неустанно напоминаю: «Негодник, не смей пить больше. Столько всего намешал, у одних красное вино пьешь
Иллюстрация взята из сети Интернет.
Иллюстрация взята из сети Интернет.

Часть 2 по ссылке.

*****

Автомобили мчались по улице. Проехал экипаж. Старушка смотрит вслед экипажу и вспоминает:

- Было это в день Святого Николая[1]. Мы накануне с Перо написали список. Сорок две Славы ждали нас. Жили мы тогда в деревне, от двора до двора ходили, не как сейчас, один кум живет на Вождоваце[2], а другой – в Дорчоле[3], но все равно далековато. А в гостях чем богаты, тем и рады. Только мы угощение не ели, сразу в карманы хоронили, чтобы детям принести. Счастливы дети в день Святого Николая, ждали их полные карманы сладостей. На наших сербских платьях карманы были с двух сторон, мы в них всякую мелочь складывали как в кошель. Дети мне наказывали: «Принеси, мама, самое вкусное: пахлаву с орехами». Идем мы так, от усталости шатаемся, сил никаких. Уж не молодые были, а надо долг гостеприимства отдать. Я Перо неустанно напоминаю: «Негодник, не смей пить больше. Столько всего намешал, у одних красное вино пьешь, у других белое, повяжут тебя, ей-богу». Обошли мы двадцать-пять домов, и уж едва на ногах стоим. Дошли до моста, как мой Перо развернулся и рванул как ветер. Перо, кричу ему, куда ты. Не отвечает, безбашенный совсем. Остановился, как сумасшедший, на мосту. Ох, пьяный он, ей-же-ей, напился. Знала ведь, что так будет, потому и упреждала. Побежала за ним. Вдруг вижу, чудо какое. Вскочил мой Перо в экипаж и ко мне едет. «А ну, прыгай, жена, в коляску, будем и мы господами, поедем на Славу. Черт с деньгами, не могу больше пешком…». Села я в экипаж, откинулась на подушки, а на мне новая атласная шубка, вот так мы с Перо на коляске и объехали всех кумов на Славу…

*****

По улице пробежала группка школьников с тамбурами[4]. Они пели, смеялись, играли. Старушка смотрит на них и снова погружается в сладкие воспоминания.

- Как же угощали детей на Славу… наши малыши выросли. Нада замуж вышла, Драгица уже студентка, а Бора заканчивает школу. «Это мой последний год в гимназии, пожалуйста, мам, приготовь вкусное угощение моим друзьям». Я всегда готовила для школьников. Оставляли для них полную миску жита[5]. Перо детей просто обожал, все делал, только чтобы им было хорошо, потчевал вкусненьким. Достанет в городе яблок, сам не съест, все детям принесет. Больно их баловал. Я-то строго с ними держалась, они меня побаивались, но, чтобы детям радость доставить, тут я труда не жалела. Слава – самая большая детская радость, хотелось мне, чтобы у них был праздник. Помню, как сейчас, в тот год, как мой Бора стал выпускником, Перо мне говорит: «Куплю друзьям Боры поросенка, а ты гибаницу[6] им испеки, да поставим в его комнату». Так чудесно мы все справили, поставили большой стол, а на него поросенка, пирог, пирожные, вино… Набилась полная комната гостей, ели, пили, пели, веселились, играли… Мы с нашими гостями в другой комнате, но каждый час Перо заглядывал к ребятам: «Веселитесь, соколы мои?». «Так точно, дядя Перо!», кричали они. Любил он молодежь, хорошо с ними ладил. На следующий день пришел Бора из гимназии счастливый: «Мам, все друзья в гимназии говорят, что нигде так чудесно Славу не справили как у нас».

- И беднякам помогала на Славу. В этот день готовила полный горшок капусты с форелью и отправляла с помощницами бедным. Помню, один праведный старик-протоирей говорил: «Слава, госпожа моя, это колач[7], свеча, жито и то, чем вы поделитесь с бедняками. Все остальное, что вы приготовите, это угощение, и для церкви это не важно». Я всегда следовала этим мудрым речам. Бедного человека в нашем доме привечали также, как и богатого. В наш дом приходили и состоятельные гости, и нищие, и к каждому мы приходили с ответным визитом. Так я и детей учила, любить бедных и со всеми быть приветливыми и гостеприимными.

Часть 4 (продолжение).

[1] Слава в честь Николая Чудотворца празднуется 19 декабря.

[2] Вождовац – муниципалитет в юго-центральной части Белграда.

[3] Дорчол – старейший район Белграда, расположенный на правом берегу Дуная.

[4] Тамбур – национальный музыкальный струнный инструмент, род лютни.

[5] Жито – ритуальное блюдо из вареной пшеницы с орехами и медом.

[6] Гибаница – традиционный сербский слоеный пирог с сыром и яйцами.

[7] Колач – праздничный круглый хлеб с украшениями из теста сверху.

#Сербская_литература #Милица_Мир-Ям #Первый_снег