Концерт "Танцы народов мира"
Еще в прошлом году хотела посетить данное мероприятие, но не получилось. А как говорится - вижу цель, не вижу препятствий) - и в этом году я таки попала на него🥳
Проходил он в БКЗ "Октябрьский". И по традиции ненадолго окунемся в историю создания этого "шедевра" (я имею ввиду БКЗ).
Никогда бы не подумала, что история такого серого и плоского здания, как БКЗ "Октябрьский" будет очень интересна, по крайней мере мне🤪
До 1961 года на месте, занимаемом сейчас "Октябрьским", находилась Греческая церковь, давшая название Греческой площади и Греческому проспекту.
Греческая церковь Св. великомученика Димитрия Солунского была построена в 1861-1865 годах архитертором Р.И.Кузьминым, при участии архитектора Ф.Б.Нагеля. И была выполнена в византийском стиле.
Церковь до сноса была закрыта, так как в неё во время Великой Отечественной войны упала и не разорвалась бомба.
Большой концертный зал был открыт осенью 1967 года, к 50-летию Октябрьской социалистической революции.
Изначальное название начавшегося в 1959 году строительства - "Центральный киноконцертный зал "Невский"", но из-за долгих сроков постройку решили приурочить к юбилею.
В разработке ансамбля площади - зал и два небольших кассовых павильона - принимали участие архитекторы Валентин Каменский и Евгений Жук. Свою задачу авторы видели в том, чтобы создать новое современное здание, не подавляющее, а оттеняющее историческую застройку, поэтому работа акцентирует горизонтальные, а не вертикальные линии.
"Октябрьский" строился и создавался в некоторой степени подобно Кремлёвскому дворцу съездов и предполагалось, что в нём будут проводить торжественные мероприятия, заседания и кинопоказы.
Современная строительству критика говорила о неудачном расположении здания. Для скрытия градостроительной ошибки, при которой здание слишком велико и практически не видно с различных сторон, предлагалось снести ещё два доходных дома и создать эспланаду (широкое открытое пространство) от Московского вокзала к Неве. Недостаток денежных средств не дал воплатить планы в жизнь. За что можно благодарить провидение, т.к. рядом с БКЗ стоит совершенно очаровательный доходный дом С.И.Пенякова 1912 года постройки.
В основе композиции здания БКЗ - сочетание двух объемов - основного со зрительным залом, и более низкого, охватывающего первый с трех сторон. Второй вмещает фойе и служебные помещения.
БКЗ облицован сааремским известняком и карельским гранитом. Главный фасад почти полностью остеклен и сквозь него можно увидеть обширное фоей (площадь фойе - более 3 000 кв. м.). Над входом расположен барельеф на тему Октябрьского вооружённого восстания, созданный М.К.Аникушиным.
Концертный зал вмещает 4000 человек: 3000 в амфитеатре, 1000 на балконе. Он стал самым вместительным на то время в Ленинграде. Хотя сейчас указывают другое количество мест: вместимость зала - 3727 мест, в том числе 1043 - на балконе.
Сцену оборудовали более 100 механизмами, управляемыми с дистанционного пульта, а также одним из самых больших в СССР киноэкранов.
Перед входом в здание установлена скульптурная группа "Октябрь", созданная еще в 1927 году скульптором А.Т.Матвеевым.
Первая мысль, которая приходит, глядя на этот предмет искусства, почему голые? И как в 1927 году такое разрешили?🤪
В 1927 году Александр Матвеев, известный русский и советский скульптор, создал большую двухметровой высоты гипсовую композицию из трех фигур по заказу Совета народных комиссаров для выставки "10 лет Октября" в Музее революции в Москве. 31 октября того же года в ленинградской "Красной газете" была опубликована статья, в которой нарком просвещения Анатолий Луначарский положительно оценил скульптуру Матвеева, назвав ее "Рабочий, крестьянин и солдат". Но со временем за скульптурой закрепилось название "Октябрь".
В 1934 году гипсовая композиция, которая начинала разрушаться, была передана из Музея революции в Русский музей, сменив московскую прописку на Ленинград.
4 ноября 1967 года Ленгорисполком издал распоряжение об установке матвеевской скульптуры перед зданием только что построенного большого концертного зала "Октябрьский". И там устанавливают отлитую в бронзе для Русского музея в 1958 году скульптуру, т.к. на новый отлив не хватает времени. Заново отлитый "Октябрь" был установлен в апреле 1968 года.
По мнению Надежды Ефремовой, заместителя директора Музея городской скульптуры по научной работе, Матвеев создал романтический образ революции: "Красивые атлетически сложенные тела содержат красивый дух". Именно поэтому уместна буденовка на голове красноармейца, молот в руках рабочего, Земной шар на коленях крестьянина - символ освобожденного труда на земле и надежда на "грядущую мировую революцию".
О как! оно оказывается🤔😁
Одноэтажные остеклённые кассы БКЗ "Октябрьский" находились в северной части Греческой площади и были построены одновременно с самим зданием БКЗ в 1967 году.
В 2012 году на месте касс начали строить бизнес-центр, для чего между БКЗ и стройплощадкой возвели временное шестигранное здание для касс.
В 2014 году бизнес-центр ввели в эксплуатацию, а концертному залу передали помещения под кассы, гримуборные и комнаты отдыха артистов. Только я не поняла, зачем гримерные устраивать не в БКЗ, а в другом здании?🤔
В сентябре 2013 года рядом с БКЗ был установлен Поклонный крест в память о том, что ранее здесь стояла церковь Димитрия Солунского. Хоть крест был установлен самовольно, городские власти не собирались его убирать, чтобы не провоцировать конфликт на религиозной почве. Но в мае 2023 года вандалы сломали крест. Постамент некоторое время стоял пустым, сегодня и его уже нет.
В 2025 году здание концертного зала попало в число обсуждаемых в контексте сохранения советской архитектуры Петербурга. Но Комитет по охране памятников (КГИОП) не увидел в нем признаков объекта культурного наследия и соответствующий проект распоряжения об отказе во включении в реестр памятников опубликован 9 апреля 2025 года на сайте Смольного.
Со зданием разобралась, теперь об ансамбле.
Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева (ГААНТ). Это первый в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира.
Основатель ансамбля - Игорь Александрович Моисеев.
Танцу будущий хореограф начал учиться почти случайно: отец-юрист отдал его в студию бывшей балерины Большого театра Веры Мосоловой только для того, чтобы отвлечь от улицы. Но подросток стал делать такие успехи, что Мосолова привела его в хореографическую школу при Большом театре и Моисеева взял в свой класс Александр Горский, главный балетмейстер театра.
Позже Игорь увлеченно изучал народные танцы - объездил весь Памир, Белоруссию, Украину, Кавказ, собирая образы танцевального фольклора. В 1936 году он был назначен заведующим хореографической частью только что созданного Театра народного творчества и вскоре осуществил постановку I Всесоюзного фестиваля народного танца. Успех этих начинаний и подготовил почву для создания первого в стране профессионального ансамбля народного танца. Первая репетиция дебютной программы ансамбля ("Танцы народов СССР") состоялась 10 февраля 1937 года.
Первоначально ансамбль состоял из 30 танцоров и небольшого оркестра народных инструментов.
Постановки Моисеева нравились самому Сталину. На одном из приемов Моисеев пожаловался вождю, что у ансамбля нет помещения. На другой день Игорю Александровичу предложили выбрать любое место в городе, и он указал на разрушенное здание театра имени Мейерхольда (ныне Концертный зал имени Чайковского). Через три месяца оно было восстановлено.
Во время войны ансамбль гастролировал по Сибири, Забайкалью, Дальнему Востоку, Монголии. На концертах ансамбль собрал около полутора миллионов рублей. На эти деньги построили танк - "ГАНТ СССР".
Ансамбль неоднократно побывал более чем в шестидесяти странах мира.
В репертуаре моисеевцев несколько сотен народных танцев. Но главное - Моисеев создал новый зрелищный жанр - театр народного танца. Его программы - это мини-спектакли.
После кончины художественного руководителя в 2007 году ансамбль стал носить его имя. Своей главной задачей сегодня коллектив считает сохранение наследия хореографа.
Впервые я видела, чтобы в БКЗ все билеты были проданы, хотя концерт не звезды шоубиза, но гения танца!
Вечер пролетел на одном дыхании, задорно, с огонньком и даже с юмором😁 Только лично мне не хватало декораций, хоть какого-нибудь заднего фона, соответствующего стране, родом из которой танец.
Такие легкие, пластичные движения - какая титаническая работа стоит за этим!
Особенно мне понравились групповые танцы, где удовольствие получаешь не только от пластики движений, но и от их синхронности.
Хочется отметить очень теплый прием ансамбля зрителями - после каждого танца овации, а после легендарного "Яблочка" просто шквал рукоплесканий, восторженных возгласов! И ответом благодарных танцоров был выход на бис) Я не ожидала. Думала, будет все чинно, благородно, академично, а тут такое, аж мурашки)
Очень красивые женские костюмы. Струящиеся, летящие юбки завораживают.
Жаль в программе не был представлен Гопак🙁
И всё-таки нет ничего красивее русского танца😍 а сегодняшний концерт пробудил во мне желание сходить на концерт ансамбля "Березка" и полностью погрузиться в родную русскую культуру.