Осень в этом году была настолько хороша, что, при всей своей любви к усадебным паркам, мы предпочли наслаждаться красотами волжских берегов от Саратова до Нижнего Новгорода. Впрочем, сегодня я всё же хочу позвать вас в подмосковную усадьбу. В северную часть Подмосковья мы заезжаем крайне редко. Это направление сложно вписывается в наши маршруты. Так что поездку в Марфино можно считать неожиданной удачей.
Первое упоминание о находившейся здесь усадьбе, называвшейся Щибрино, относится к середине XVI века, когда ей владел боярин В.П. Головин. С той поры хозяева менялись неоднократно, пока в 1698 году её не приобрёл князь Б.А. Голицын. По одной из версий именно он назвал усадьбу Марфино в память о своей трагически погибшей дочери. Расцвет этих мест с балами и выездами на охоту пришёлся на время, когда усадьбой владел генерал-фельдмаршал, генерал-губернатор Москвы, граф П.С. Салтыков. После смерти последнего из Салтыковых владения перешли к графу В.Г. Орлову. Именно его дочь Софья Панина пригласила для перестройки господского дома архитектора Михаила Быковского. Сегодня в усадьбе расположен санаторий Министерства Обороны "Марфинский". Впрочем, с 2016 года в её садово-парковый ансамбль открыт бесплатный доступ для всех желающих с 10.00 до 18.00 при предъявлении оригинала российского паспорта.
- корпуса псарен
Историческая часть усадьбы началась для нас с двух корпусов псарен - Западного и Восточного. Да, в этих великолепных двухэтажных зданиях с восьмиколонными портиками, построенных в стиле раннего классицизма во второй половине XVIII века, жили слуги, заботившиеся об охотничьих собаках. Салтыков обожал охоту и держал около тысячи собак разных пород, за которыми ухаживали шестьдесят профессиональных псарей. Между этими корпусами была башня, в которой хранились оружейный арсенал и охотничьи трофеи.
- Нижний Малый Марфинский пруд
Все три усадебных пруда были выкопаны вручную крепостными. Для их наполнения специально перегородили реку Учу. Выбранный грунт затем использовался для обустройства дорожек в пейзажном парке. В первом из увиденных нами прудов словно в гладком зеркале отразились главный дом с двумя флигелями, облака и теряющие золотой убор деревья.
- главный усадебный дом
К главному усадебному дому мы подошли с северной стороны парадного двора. Первоначальное здание, построенное во второй половине XVIII века, было разрушено французскими солдатами, захватившими усадьбу в 1812 году. Сегодня мы видим результат работы архитектора и реставратора Михаила Доримедонтовича Быковского. Если внутренняя планировка практически не изменилась, то снаружи дворец был перестроен в стиле николаевской неоготики. По всему периметру здания обозначились зубчатые парапеты, а на южном фасаде появились две башенки с балконом между ними.
"Точно кому-то захотелось поиграть в рыцарскую эпоху, создать здесь, около Москвы, обстановку, созвучную романам Вальтера Скотта." (А.Н. Греч)
Думаю, что первые неоготические дворянские усадьбы-замки XVIII века некоторыми современниками воспринимались с такой же усмешкой, с которой сегодня используют слово "новодел" фыркающие ценители старины, искренне не понимающие, для чего строить замки в XXI веке. К тому же русская неоготика выглядит не мрачно и торжественно, а как-то по-особенному нарядно и даже сказочно.
Все главные усадебные постройки изначально были необычного нежно-розового цвета. Не знаю, из каких соображений после пожара 2005 года главный дом перекрасили в терракотовые тона, а его флигели рядом так и остались розовыми.
- флигели
Два флигеля с северной стороны изначально были построены в 1820-х годах по проекту крепостного архитектора Фёдора Тугарова, а в 1830-х годах их перестроили, соединив колоннадами с главным усадебным домом. В 1948-1950 годах флигели разобрали и отстроили на старом фундаменте заново в том же стиле под руководством архитектора М.В. Дьяконова.
- смотровая площадка и овраг
Может быть, именно то, что на территории сегодня расположен санаторий, добавило нашей прогулке спокойной размеренности. Мы прошли по подъездной дороге, ведущей к мосту, вдоль западного фасада главного дома, неторопливо любуясь окружающей природой.
- подъездные ворота со сторожевой башней
Изначально у въездных ворот было две башни, но до наших дней сохранилась только одна. На этих башнях когда-то стояли музыканты, встречающие гостей. Стоя в проёме ворот я почему-то подумала, что гости здесь въезжали, а мы сегодня, получается, с чёрного входа вошли. Но на территорию усадьбы попасть можно только через КПП санатория и только пешком.
- спуск к пристани
Когда-то парапеты этой величественной лестницы украшали скульптурные группы. Если она кажется вам знакомой, значит, вы смотрели фильм "Мастер и Маргарита" 1994 года. Именно на этих многоярусных ступенях снимали сцену бала у Воланда.
Подпорные стены террас партера были построены в 1830-е годы. А вот вазоны на тумбах появились в 1940-е.
- фонтан
Сегодня на территории нам встретились несколько фонтанов, но этот, у подножия спуска к нижнему пруду, на мой взгляд, самый красивый из всех. Римский фонтан на нижней площадке окружён чугунной решёткой с латинской буквой S в рисунке - начальной буквой имени хозяйки усадьбы Софьи Паниной.
Предполагается, что автором скульптур четырёх детей с дельфинами для фонтана был Джованни Витали (Иван Петрович Витали). Мне показалось, что дельфины больше похожи на каких-то сказочных усатых рыб.
- пристань с грифонами
Белокаменная лодочная пристань с парными фигурами грифонов - хранителей тайн и знаний - строилась одновременно с главным усадебным домом.
- Нижний Большой Марфинский пруд
Этот пруд действительно большой, с островом и жирными утками, плавающими у берега. Уже в советское время в небольшом отдалении от пристани здесь построили лодочную станцию и даже обустроили незамысловатый пляж.
Я очень люблю водоёмы в старинных усадьбах. Они, вместе с низко нависающими над водой деревьями дают ощущение невероятного простора и, в то же время, уюта.
- двухарочный "рыцарский" мост
Псевдоготический двухарочный мост был построен в 1770-х годах, а в 1837-1839 годы перестроен по проекту архитектора М.Д. Быковского. С того времени он включает в себя две разные по размеру арки, соединённые галереей с двадцатью двумя колоннами, и двумя башнями по краям. Это первый и единственный мостовой проект Быковского. В мире всего около десятка исторических мостов с прогулочной галереей. Когда-то по нему в карете проезжала Екатерина II. Если и он кажется вам знакомым, значит, вы смотрели один из моих любимых фильмов "Стакан воды". Именно по галерее этого моста шла Наталья Белохвостикова в образе королевы Анны.
В 2016 году проход по мосту перекрыли из-за его аварийного состояния и отсутствия средств на его реконструкцию. Мы видели отчаянных любителей фотографий, перебравшихся через довольно простое ограждение, но сами, естественно, этого делать не стали.
- остров любви
При Салтыковых на Большом пруду было обустроено четыре насыпных острова - ожидания, расставаний, встреч и любви. Мы сегодня прошли на единственный сохранившийся из них - остров любви. В середине прошлого века Василий Сталин специально привёз сюда литой мост из Калининграда (Кёнигсберга). Остров использовали как естественную танцплощадку для отдыхавших в санатории военных. Интересно, куда могла исчезнуть такая монументальная конструкция? Сегодня мы переправлялись по весьма банальному и совсем не соответствующему окружению мосту. На острове любви нет ничего кроме дорожки и лавочек. Но отсюда открываются потрясающе красивые виды на усадебный комплекс.
- павильон "Миловида"
В южной части пейзажного парка, спускающейся террасами к пруду, установлен павильон в античном стиле "Миловида". Предполагают, что его спроектировал "гений вкуса" и "русский Леонардо" архитектор Н.А. Львов. "Миловида" в переводе с греческого - "вид из леса", от "милос" - лес и "идея" - вид, образ.
Статую Аполлона Бельведерского поместили в беседку в 1950-х годах. Раньше он украшал один из парковых парапетов. Эту скульптуру привезли из Италии в период с 1844 по 1873 год, когда усадьбой владел граф В.Н. Панин.
- парковая зона с террасами
Регулярный и пейзажный парки были обустроены в усадьбе в конце XVIII века. В Дарьиной роще юго-западной части пейзажного парка был деревянный театр под открытым небом. В 1801 году специально для постановки здесь Н.М. Карамзин написал либретто водевиля "Только для Марфина" и даже сыграл в нём роль Петра Семёновича Салтыкова.
"Содержание, сколько могу припомнить, довольно обыкновенное: деревенская любовь, соперничество, злые люди, которые препятствуют союзу любовников, и нетерпеливо ожидаемый приезд из армии доброго господина, графа Петра Семеновича, который их соединяет, потом великая радость, песни и куплеты оканчивают пьесу..." (Ф.Ф. Вигель)
Представьте себе, что когда-то в этом парке гуляли А.С. Грибоедов, В.Л. Пушкин, А.А. Алябьев, Н.И. Толстой, Осип Бове... Некоторым деревьям здесь больше двухсот лет. Больше восьмидесяти деревьев было здесь уничтожено ураганом в 1953 году. С начала XXI века Дарьина роща находится в частном владении. Есть в усадьбе и регулярный липовый парк с взаимно перпендикулярными аллеями.
- арочные мостики парка
Через ручей, пересекающий парк, переброшено восемь аккуратных кирпичных арочных мостиков.
- Музыкальный павильон
Архитектору Н.А. Львову приписывают создание в 80-х годах XVIII века ещё одного павильона - Музыкального. Иван Петрович Салтыков имел свой оркестр из более чем ста крепостных музыкантов. Его оркестр даже гастролировал в Европе. Он состоял в основном из рожечников, исполнявших классическую музыку. Полуротонда спроектирована таким образом, чтобы исполняемая музыка была слышна по всей усадьбе. Существует легенда, что музыкальный павильон Салтыков построил для своей жены Дарьи Петровны в подарок к годовщине их союза.
Среди усадебных построек когда-то были конный двор, каретный сарай и дом управляющего XVIII века. Сегодня они медленно разрушаются, превращаясь в руины. . Администрация Мытищинского района заблокировала их передачу в пределы территории усадьбы. И на бывшие когда-то усадебными храмы: летнюю церковь Рождества Богородицы (1701-1707 годов, архитектор В,И. Белозёров) и зимнюю церковь Петра и Павла (1770-х годов, архитектор М.Д. Быковский), - мы посмотрели лишь издалека. Сегодня они переданы в ведение Русской Православной Церкви, а из-за перекрытого моста напрямую к ним из усадьбы пройти нельзя. Так что гуляли мы только по той территории, которая фактически является усадебной на настоящий момент.
В выходной день мы встретили здесь на удивление мало гуляющих. А ведь усадьба в Марфино очень хороша...
С чего начну, чем кончу я картину Марфина селенья?
С дворца ль волшебнаго ея, или с террасы-загляденья,
Иль с серебристаго каскада, иль с гротов дивнаго фасада,
Иль с павильонов дорогих, иль с георгинов золотых? (А. Львов)