Мне приехали часы от Рашида Цороева - одного из настоящих независимых часовщиков России.
Чем отличается Цороев от многих других наших часовщиков? Наверное, тем, что работает один и является настоящим «трудягой». Мне это немного напоминает великого Филиппа Дюфура (который тоже работает много, руками и в одиночку), чью цитату и хотелось бы привести: «сделать идеальные часы просто и не требует слишком много искусства: нужно крайне много непрерывного труда и работы, но современные часовщики не хотят много трудиться, для них главный момент - отдать часы поскорее клиенту». Конечно, тут Филипп поскромничал: в его часах есть много искусства, но цитата больше про непрерывный часовой труд.
Рашид - тоже именно трудится, и делает это очень талантливо. В его часах - ручная работа: циферблат, стрелки, ручной финиш корпуса, кастомный ротор. Все в одиночку и руками, долгая и кропотливая работа над каждыми часами: всего примерно одни часы за месяц работы:
Показал эти часы другу - ювелиру из Кубачей. И друг сказал: «Рашид - реально очень большой Мастер».
И я согласен - человек своим стремлением и трудом стал большим Мастером (кстати, начинал Рашид самостоятельно, с ремонта и реставрации часов, как Джордж Дэниелс, да и многие другие независимые часовщики). Я считаю, что таких Мастеров очень мало в российском часовом мире: могу назвать Чайкина, Суханова, Сушкова, Цороева, Волкова.
Интересно, что на конкурсе «Лучшие российские часы 2025» из Мастеров участвовал только Волков, да и то, по его словам, в последний раз.
А люди, знающие и любящие часы, все поймут даже по фото и особенно по фотографиям с микроскопа: у Цороева получились часы фактически идеальные, причем со своим индивидуальным творческим почерком (трембляж, стрелки, метки) - и невероятной игрой света на циферблате.
Это реально - живая картина. Свет переливается по золоту и создает всегда «разный» цифер:
Под микроскопом видно, насколько серьезно часовщик подошел к делу: ноль царапин на стрелках, идеально мелкий и ровный трембляж (кто не знает - это работа чеканом, точнее - разными чеканами, каждая «точка» на циферблате - это удар вручную чеканом; долгая работа требующая большого напряжения и мастерства).
Стрелки, вороненые в фиолетовый - тут все зависит от температуры, которую трудно подобрать, чтобы цвет был ровный и однотонный, особенно на таких тонких стрелках. Как сказал сам Рашид: «Стрелки - это то еще испытание». И испытание пройдено: стрелки идеальные. У меня под микроскопом бывали различные часы; могу сказать, что стрелки на часах Цороева сделаны аккуратнее, чем стрелки на серийных Брайтлинге и Омеге.
Мне даже не хочется писать ТТХ этих часов: искусство не ценится по характеристикам, да и в принципе - бесценно. Но, да, часы совсем не дешевые, их всего 30 штук, заказ на Arrow Evo закрыт и повторяться не будет; тем, кто успел заказать - ждать часы долго, механизм LJP G-100.
Еще раз приведу цитату Дюфура «часы - это очень много труда». Мастера ручного труда - такие как Цороев - создают настоящие шедевры, для них каждые часы - как ребенок, а для нас - живая картина. Это не сравнить с конвейерным производством и наляпанными наспех циферблатами. Чтобы понять разницу, нам, часовым, к счастью не нужно «много трудиться»: достаточно «всего лишь» уметь смотреть на часы и любить их.