- Одолел, супостат! – отшельницу Агафью Лыкову из Хакасии осаждает огромный медведь. Зверюга наводит ужас на 80-летнюю старушку еще с весны. А особенно обнаглел в последнее время: не дает и шагу сделать за дверь! Тем не менее убить его нельзя, это заповедник. Недавно Карповне привезли собаку, лайку. Но может ли она прогнать медведя? Об этом рассказал «КП» - Красноярск духовник Агафьи, иерей Игорь Мыльников.
По скользким камешкам идет сама
Хрупкая фигурка в пестром платке торопится навстречу гостям с большой земли. Спускается бережком, по скользким камням перебирается через обмелевшую реку. Не мешают даже грубые резиновые сапоги явно не по размеру. Даже не верится, что в апреле Агафья Карповна разменяла девятый десяток.
- Вот она, наша родненькая! – улыбается отец Игорь. В начале октября он вместе с группой священников (что возглавил сам митрополит Корнилий) навестил отшельницу в лесной глуши.
От ее заимки – которую Агафья именует обителью – до ближайшего жилья километров двести, а то и больше… Добраться можно только по воздуху или по воде, если повезет с погодой.
Меж тем нынешний год выдался для бабушки хлопотным. Большую его часть провела без помощника, обходилась своими силами. Ну а тайга посылала испытание за испытанием. По весне талыми водами смыло кордон заповедника, что неподалеку. Разбушевавшаяся река снесла его, как щепку.
А как без кордона? Там жил инспектор, работал, а заодно приглядывал за отшельницей. В случае чего мог прийти на выручку. И вдруг она остается одна…
Хищники «пасутся» прямо в огороде
Совпадение или нет, но как раз тогда у заимки объявился голодный медведь. Притом такой настырный!
- Склон у Агафьи солнечный, - пояснил корреспонденту «КП» - Красноярск Николай Седов, крестник Карповны. – Как припечет, медведи просыпаются и лезут в ее огород, болтаются там. А она вешает везде железяки, чтобы пугать их.
Обычно помогает, но не в этот раз. Зверь оказался уж очень упорным, никакими «погремушками» не прогнать. Как-то раз он, голодный, опять вломился в огород, был буквально в нескольких метрах.
- Агафья обмерла, побелела, задрожала вся, - вспоминает отец Игорь.
Благо в те дни на заимке гостил священник Владимир Гошкодеря. Он успел схватить ружье, стал палить в воздух. Но хищнику было хоть бы хны – пер вперед буром. Лишь недовольно зыркнул: «Что там еще такое?». И только третий выстрел смог остановить зверюгу! Он опомнился, ринулся в лес.
Но, увы, спустя некоторое время медведь вернулся. Тот же или другой, сказать не беремся. Ясно одно: «хозяин тайги» взял заимку затворницы в настоящую осаду.
- Летом Агафья Карповна звонила, просила петарды, чтобы отпугивать медведя, - сообщил «Комсомолке» директор заповедника «Хакасский» Виктор Непомнящий. – Конечно, мы доставили ей всё необходимое!
Две экспедиции не смогли пробиться к Агафье
Однако совсем отвадить хищника так и не вышло. В конце сентября тревогу забил красноярский журналист Андрей Гришаков, друг отшельницы.
По его словам, огромный медведь поселился неподалеку от избушки Агафьи. Она пыталась прогнать его, бросала петарды. Но раз за разом «супостат» возвращается. Не дает никакой жизни.
- Петарды на исходе, а медведь не пускает Агафью за порог, мешает делать запасы на зиму!
В итоге она почти не выходит из дома, подытожил журналист. Узнав о беде Агафьи Карповны, к ней по воде сразу же отправились две группы.
- Задача была восстановить кордон, - говорит иерей Игорь Мыльников. – Чтобы там мог жить инспектор, помогать. Но ни одна из бригад не пробилась: первая лодка перевернулась, мотор утонул, вторая сломалась. Их на буксире спустили обратно.
Тайга не приняла, но как же теперь Агафья? К счастью, без помощи бабушку не оставили, подключились ее друзья-меценаты, Дмитрий Толоконников и Али Узденов.
Их стараниями в начале октября на заимке высадился «десант» с большой земли, группа священников во главе с митрополитом Русской православной старообрядческой церкви Корнилием. А после еще один «борт» - с провизией и не только.
Собаку загрыз волк, привезли новую
Добирались не без приключений. Из-за непогоды – приближался мощный циклон – полет чуть было не отменили.
- Возле аэропорта Манжерок мы помолились. Подъезжаем к воротам и тут шок – накрылась вся экспедиция! – говорит отец Игорь. - Остановились на постоялом дворе, ждем. И вдруг весточка от Агафьи (у нее есть телефон) – на заимке солнце! Через час нам дали вертолет. И мы с Божьей помощью миновали перевалы, приземлились на Еринате. Там погода тихая, первый снежок. Глядим: хозяйка торопится к нам, обнялись.
Бабушка вся светилась улыбкой. Радовалась гостям, как дитя. Кто знает, чего натерпелась за эти дни!
- Сразу же принялась сетовать: одолел ее медведь. Не дает даже выйти из избы, накормить коз.
Для борьбы с «лиходеем» ей привезли побольше петард. А еще лайку вместе со щенком. Напомним, отшельница лишилась своей собаки этой весной. Ее утащил и загрыз волк (на месте обнаружили клочья серой шерсти).
Вот и рассчитывали: новая питомица будет гавкать, предупреждая хозяйку о приближении зверя. Так медведь не застанет Агафью врасплох. А на деле?
Застрелить никак - только напугать
- На днях звонила мне – опять медведь ее донимает! - разводит руками духовный отец отшельницы. – Она кидает петарды, пока «отстреливается» ими. Защищает ли собака? Пока она жмется поближе к хозяйке.
Как рассказал отец Игорь, зверь дичайший, опасный. Но застрелить его невозможно – это территория заповедника. Медведи у себя дома.
- Это их вотчина: тайга, глушь! Никто не трогает. Здесь они живут: плодятся, ищут пропитание. А у Агафьи то коза заблеет, то еще что-то. Вот и приходят. Медведь-то хитер, чует, Агафья сейчас одна. Был бы на заимке мужик крепкий, близко не подошли, обходили бы стороной. А тут…
Чтобы отшельница не зимовала в одиночку, церковь готовит ей помощника. Вдвоем и веселее, и безопаснее.
- А медведь? Убить его нельзя, остается ждать, когда заляжет в берлогу, - заключает иерей Игорь Мыльников. – Природа свое все равно возьмет!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru
Автор: Ася ЖУКОВА