"Бомбер – это ближе к авиации, чем к дрону"
Сколько длится обучение бомберам? Может ли условный пилот "мавика", управлять бомбером?
Нет, не может. Но легче ли будет пилоту "Мавика" овладеть бомбером? Да. Все, у кого есть опыт полетов на коптерах, справляются быстрее.
Есть модели бомберов, где пилоты между собой говорят: "Летал на мавке? Значит, и тут улетишь". В некоторых случаях управление действительно подобное. Но вообще нет.
Бомбер — это уже ближе к авиации. Это не пульт от "Мавика", а скорее - пилотирование "Боинга". Ты садишься, настраиваешь программу, автопилот, а руками управляешь только во время поражения или когда мешает РЭБ. Поэтому тяжелые бомберы больше похожи на серьезную гражданскую авиацию.
Сколько нужно времени, чтобы стать пилотом?
Это очень индивидуально, и не факт, что получится вообще – это не каждому дано. Тем, кто уже летал на "Мавиках" или FPV-дронах, легче, потому что они умеют ориентироваться и имеют штурманские навыки. Но базово подготовить пилота можно за 30–40 дней.
Я всегда провожу аналогию с авиацией. Мы выпускаем из школы пилота базового уровня, он приходит в боевое подразделение. Там ему говорят: "Начинай с простейших задач и двигайся дальше. Вот программа, вот тренировочные и боевые задачи".
После выполнения тренировочных заданий пилот получает допуск к боевым. Но не все окончившие школу доходят до уровня профи, способных выполнять весь спектр задач.
Мы пытаемся использовать бомберы на максимум. Бывает, другие подразделения говорят: "Мы думали, так нельзя", а мы отвечаем: "Мы тоже так думали, но попробовали и получилось".
Что означает уровень профи?
Это, например, поражение на большом расстоянии: когда в технических характеристиках написан боевой радиус 25 км, а мы поражаем на 57 км. Или поражение цели в движении. Это те моменты, где очень сильно решают навыки и талант пилотов.
Что еще нужно для запуска бомбера, кроме обученного экипажа и дрона?
Все как в авиации: электроника, связь, дистанционное управление. Это не "достал из коробки и улетел". В подразделении обязательно должна быть мастерская, которая проверяет платформы, производит тестовый облет и передает технику в эксплуатацию.
Подразделение имеет свои регламентные процедуры: зарядку, подготовку, чек-листы пилотов, алгоритмы запуска — все это прописано. Каждый дрон имеет бортовой номер, каждый вылет и возврат фиксируется в отчетах, техники проверяют и говорят, когда нужно проводить технические процедуры и проверки.
"Поражение на 50-60 км – это уже регулярная практика"
В какую сторону происходит технологическая эволюция бомберов?
С начала полномасштабного вторжения требования почти неизменны: лететь дальше, нести больший вес и иметь помехоустойчивую связь.
Год назад в статье "Украинской правды" говорилось, что ваши дроны летают на рекордные 20 км. Сейчас вы говорите, что поражали цель на 57 км. Каково сейчас рабочее расстояние дронов?
Тогда мы уничтожили БУК-М3 (ПВО). Это была совершенно недостижимая цифра по расстоянию. Но война постоянно двигает прогресс. Мы заставляем их технику отходить дальше, чтобы избежать поражения. Они уводят ее все глубже и тщательно маскируют.
Если не отведут, то прилетит "Баба Яга", FPV или ударное крыло и уничтожит их. Потому прогресс подталкивает нас летать еще дальше. Сейчас поражение на 50-60 км уже для нас регулярная практика.
Недавнее уничтожение 4 САУ "Коксан" так же произошло на большом расстоянии?
Ну, не будет секретом, если скажу, что "Коксана" поразили на расстоянии его же огневого поражения. Это легко загуглить (САУ "Коксан" в зависимости от боеприпасов способна стрелять на расстояние 40-60 км).
Какая цель для вас самая сложная?
Это прицепная артиллерия: гаубицы и пушки. Это техника очень проста конструктивно, без электроники или навесного оборудования – даже если рядом взрывается снаряд и повсюду обломки, она часто остается рабочей. Они отстрелялись, сняли все прицелы, забежали в укрытие, а гаубица стоит накрытая бревнами или в яме. Поэтому если сбросивший на гаубицу боеприпас летит мимо – с ней ничего не будет и она будет стрелять снова на следующий день. Поэтому это массовая, очень крепкая цель, которую уничтожить еще тот вызов.
Сколько времени проходит между первыми выстрелами гаубицы и ее поражением?
Это очень индивидуальный процесс, иногда бывает, что средство артиллерии стреляет и оно поражается мгновенно, то есть онлайн висит крыло, увидели выход, и ответ уже полетел. А иногда бывает, что у нас есть, скажем так, жалобы от клиентов.
Стоящая в полосе обороны бригада говорит: "нас постоянно обстреливают, исключите арту". Потому что из-за этого невозможно держать нормально оборону, логистика нарушена, эвакуация тоже, поэтому здесь уже используются все ресурсы разведки. Аэроразведка, агентурная разведка, аналитика – куча информации.
К тому же враг постоянно двигается, ведь если будет стоять, прилетит FPV-шка и сожжет их. Поэтому бывает, что крыло только заметило, а оператор уже ждет, чтобы уничтожить цель, а бывает, что это титаническая работа всех звеньев, то есть разведка, планирование, аналитики, дешифровщики, аэроразведчики, средства поражения. И это еще мы не вспоминаем насколько много у них макетов.
Используете ли вы искусственный интеллект (ИИ) для обнаружения и поражения целей?
Да, ИИ применяют, но как инструмент поддержки. Его используют для лучшего отслеживания движущихся целей и для построения траекторий удара.
Для поражения сложных, спрятанных позиций ИИ сам по себе не работает. Нужно привлекать разведку, проверять цель, и ставить точку на карте — дальше ИИ может совершить полет в эту точку и нанести удар. Если в процессе оборвалась связь с бомбером, разведывательный БПЛА подтверждает, было ли попадание.
То есть ИИ полезно для некоторой автоматизации, но конечное решение и координация — за человеком.
Подразделение "Перун" подвешивало 155-мм снаряды на бомберы - вы так поступали? Как это эффективно?
Так делали. Если это помогает уничтожить живую силу или технику, эффективно. Но давайте будем откровенны: это вынужденная мера из-за нехватки стандартизированных боеприпасов для БПЛА. Я снимаю шляпу перед нашими взрывотехниками за их нестандартное мышление, ведь они часто делают из существующих боеприпасов шедевры.
Однако подвеска артиллерийских снарядов — временный выход, требующий дополнительной работы взрывотехники, чтобы сделать заряд безопасным для транспортировки и экипажа. Возможно, это был просто эксперимент, и им нечем было поразить ту же гаубицу и поэтому они решили подвесить снаряд.
В идеале – нужно готовое изделие, которое экипаж просто берет на складе, привозит, вкручивает взрыватель, подвешивает на бомбер, снимает чеку – и летит. Экипаж предпочтет такое готовое решение, а не потому, что нужно перерабатывать.
Сейчас на многих дронах используют для связи оптоволокно, чтобы сделать невозможным влияние враждебного РЭБ. На бомберах оно имеет смысл?
Ну, это исключительно мое мнение, но в этом я не вижу смысла. Я предпочитаю дублированную помехоустойчивую связь. Раньше был ПТУР (противотанковая управляемая ракета) — оператор стреляет, сидит на месте, доводит на цель и попадает. В моем понимании, FPV дрон на оптоволокне — это некий ПТУР. Ты летишь, контролируешь дрон и у тебя расширяется спектр выполнения задач.
Но для бомберов, летающих 20–50 км, нужен соответствующий кабель, а это прибавляет вес, уменьшает полезную нагрузку, а само волокно может сломаться. Есть оптоволокно повышенной прочности, но дорогостоящее и экономически нецелесообразно для массового применения. Возможно, когда-нибудь оно станет доступнее — но пока оптоволокно имеет свою нишу, и это точно не для бомберов.
"Производители должны слушать военных, а не навязывать свои идеи"
На недавнем форуме Brave1 директор БФ "Вернись живым" Тарас Чмут и командир полка К-2 Кирилл Верес, говорили о том, что производители очень часто позиционируют свой продукт как идеальный, а если у него есть проблемы, то сваливают вину на военных. Как вы оцениваете производителей на нашем рынке и их взаимодействие с подразделениями?
Я слышал это интервью, знаю обоих спикеров и считаю, что они все сказали совершенно правильно. Я всегда говорю производителям: у вас должен быть заказчик ваших изделий и технических решений. Проблема в том, что большинство производителей думают, что сами лучше знают, что нужно военным и как это внедрять. Часто они представляют какие-то разработки, но я всегда спрашиваю: "кто это заказывает и для чего?"
У производителей могут быть свои заказчики с узкими запросами, но этого недостаточно. Нужно работать с разными, особенно неудобными подразделениями, потому что именно они формируют реальные задачи и требования.
Это, по сути, маркетинговое исследование рынка, только военного: надо спрашивать, что нужно, что не нужно, какие сценарии применения, какие проблемы возникают.
Потому что получается так: производитель приходит и говорит - "Вот мы сделали новую версию, государство закупило 100 тысяч дронов". А мы отвечаем: "Зачем? В предыдущей все работало лучше". Если производители хотят быть полезны, им нужно слушать военных, а не навязывать свои идеи.
У вас нет впечатления, что рынок перенасыщен? На каждой выставке появляются новые изготовители бомберов. Нужно ли нам столько производителей?
Нет, такого ощущения нет. Перенасыщение означало бы, что у меня не хватает людей для применения имеющихся дронов, а у нас пока наоборот — дронов меньше количества людей.
Нужно ли такое количество производителей? Я очень спокоен в этом и считаю, что рынок все отрегулирует. Если изделие качественное, то оно найдет своего пользователя и заменит некачественное изделие. Если изделие некачественное, то оно просто не зайдет на рынок.
Конкуренция держит компании в тонусе – множество производителей двигает рынок вперед и дает выбор заказчику. Опять же проблема не в количестве производителей, а в их ресурсах R&D и производственных мощностях – многим не хватает ресурсов, чтобы делать не одну-две, а три-пять разных моделей под разные задачи.
Какова должна быть идеальная линейка бомберов под разные задачи?
Должны существовать разные категории: простые недорогие дроны с большой полезной нагрузкой для минирования переднего края; дальние "ударники" для поражения целей на больших дистанциях; или кому-нибудь нужны промежуточные платформы для поражения артиллерии или подъема тяжелых боеприпасов.
Я уверен, что производители хотели бы расширять номенклатуру, но пока первоочередная задача – стабильно обеспечивать потребности войска.
Военные говорят о том, что до фронта часто доходят устаревшие FPV дроны, которые нужно переделывать, чтобы работать на них. С бомберами тоже?
Бомберы в целом дольше сохраняют актуальность, чем FPV. У FPV-дронов основная переменная связь: частоты меняются часто, и государство не успевает за этим, поэтому их нужно перерабатывать чаще. Но всем производителям бомберов нужно закладывать возможность апгрейда — чтобы производитель или мастерская подразделения могли обновлять дрон и доводить до нужд фронта. В целом, производители должны уметь работать с подразделениями и поддерживать технику в боеспособном состоянии.
"Бомберы смогут эвакуировать раненых"
Насколько расширились задачи, выполняемые дрон-бомбером? Вы уже говорили о доставке и уничтожении целей, а что ещё?
Ну, о том, что можно рассказать уже давно всем известно: поражение, разведка, логистика, инженерно-саперные работы. Я помню свои годы в пехоте, и как в 2022-23 годах говорили: "здесь наши позиции, здесь впереди должны быть противотанковые мины, здесь противопехотные, здесь сделать препятствие".
И кто это делает? Саперы, вручную расставлявшие мины на переднем крае. Сегодня это слишком рискованная задача, поэтому дроны взяли на себя часть таких задач: минирование, подвоз боеприпасов, подготовка штурмов. Некоторые модели по ТТХ лучше подходят для определенных операций – это их постоянная задача.
Были разговоры, что в силах обороны тестируют эвакуацию раненых тяжелыми дронами. Насколько это реалистично?
Это совершенно реалистично. Есть заказчик и определенные исполнители – процесс уже движется к практической реализации. Эвакуация очень рискованная: если раньше угрозой были артобстрелы, то ключевые риски — дроны. Однако, если бомбер подготовить и приспособить для подъема раненого, он может быстро эвакуировать человека. Так, конечно, есть риски перехвата, но вероятность эвакуации — реальная.
А какой должен быть такой дрон, какие характеристики?
Ну тот, кто этим занимается, знает, каким он должен быть. Теоретически, эвакуация с переднего края относительно проста, если не считать вес человека, и размеры дрона. Борт не летит на большие дистанции, связь лучше, расстояния меньше. Конечно, если задача кого эвакуировать в 50 км от линии столкновения, тогда это вызов. Но если эвакуация с переднего края, то теоретически она не элементарна, но гораздо проще.
Вы сказали, что уже есть заказчик.
Да — насколько известно, от государства есть заказчик и есть исполнители, предлагающие решения. Некоторые производители уже говорят: "У нас есть техническая возможность и мы готовы тестировать". Я думаю, что в любом случае мы к этому придем.
"Там, где присутствует российский "Рубикон" – это ощутимо"
Сейчас многие военные говорят об увеличении потерь наших бомберов из-за российских дронов-перехватчиков. Соответственно, один дрон совершает меньшее количество вылетов. Правда ли это?
Перехват — это эволюция противодействия, поэтому такой вызов с враждебными перехватчиками есть. Мы к этому пришли раньше, чем они, и применяли и адаптировали разные дроны для перехвата.
Но теперь противник сделал то же самое. Это вызов, который следует обходить: изменять тактику, технические подходы и планирование применения. Мы уже проходили схожий путь с "Шахедами": сначала сбивали ракетами, потом были мобильные группы, авиация, дроны-перехватчики. Сейчас противник повторяет эти эволюционные шаги.
Особенно много слышно о российском подразделении "Рубикон", занимающемся перехватом. Как они мешают вам?
Они проблемны. Там, где они находятся, это ощутимо: скоро обучаются, адаптируют технологии, работают с техническим прогрессом. Это прогрессивное, креативное подразделение, но не какой-то удивительный феномен — просто они оперативнее применяют новые технологии.
Физика одинакова для всех: чтобы найти БПЛА в воздухе, одного оптического поиска маловато. Существует радиолокационное поле – любое поднятое в воздух средство "светится" на радаре в зависимости от антенны и мощности. У них появились маленькие радары, станции, сети подсветки, и это дает картину воздушной обстановки, предупреждения и наведения перехватчиков. Для нас в этом ничего принципиально нового нет — все, что у нас появляется, рано или поздно повторяется у них.
А какое противодействие такому?
Единственный эффективный ответ – уничтожать их экипажи.
"Бомберов в армии недостаточно"
Справляется ли государство с восполнением потерь бомберов после развертывания врагом их перехвата?
Я надеюсь, что она делает все, что может. Но, по моему мнению, бомберов в армии недостаточно. Если бы у меня их было столько, что даже личного состава не хватало на их применение, тогда я бы сказал, что государство справляется с задачей. Сейчас такого нет, потому хотелось бы больше.
Вы чувствуете рост количества поступающих средств? Если сравнить с прошлым годом.
Я скажу так, производители подняли темпы и поступает больше средств. Но мы как полк этого не чувствуем, потому что тоже растем, по количеству экипажей. Поэтому хотя в абсолютных числах поступления растут, мы все равно не можем покрыть наши потребности.
Сейчас для закупки дронов появляются государственные маркетплейсы DOT-chain Defence и Brave1 market для ускорения поставок оружия в армию. Вам нравится эта идея?
Использовали Brave1 Market. Скажу так, нравится ли сама идея военного маркетплейса? Да, мне очень нравится. Мы постоянно стараемся закупать там оружие. Хороша ли эта идея? Да.
Есть ли возможность закупить там все, что нам нужно? Нет, нет возможности.
Что не так?
Ну вот представьте, что вы заходите на "Розетку", где есть куча товаров, которые хотите купить и видите "временно нет в наличии". Возможно, спрос превышает предложение или производителям нужно больше присутствия на платформе.
Но принципиально – это хорошая идея. Мы за любые цифровые решения, где можно сократить человеческое общение и перевести все в программу – это классно.
Каким может быть дальнейшее развитие бомберов?
Вызовы те же: летать дальше, нести больше, быть помехой. Бомберы имеют большое будущее — это отдельное направление вооруженных сил любой страны, которое будет широко применяться.
Я знаю, что наши западные партнеры тоже заинтересованы этим оружием. Мы общаемся с ними – многие партнеры еще в начале пути в понимании специфики современной войны. Иногда мне кажется, что некоторые мои гражданские друзья задают более профессиональные вопросы, чем партнеры.
Они не все понимают, но мы объясняем: забудьте о войне танками и флотом – сегодня дроны диктуют правила игры.
Источник: 14.10.2025 https://oboronka.mezha.ua/bomberi-abo-baba-yaga-yak-pracyuyut-ukrajinski-vazhki-kopteri-305559/