Найти в Дзене
МИР ИСТОРИИ - WOH

Новое ограбление Лувра: похищены сокровища Наполеона

Утром 19 октября 2025 года в Лувре произошло ограбление. Трое неизвестных проникли в здание со стороны набережной Сены, воспользовавшись зоной, где велись ремонтные работы. Через подъёмный механизм они поднялись к Галерее Аполлона, разбили витрины и похитили девять предметов из коллекции драгоценностей, связанных с эпохой Наполеона. Всё заняло не более семи минут. Министр культуры Франции Рашида Дати подтвердила: "Ограбление произошло сегодня утром в Лувре. Пострадавших нет. Я нахожусь на месте вместе с сотрудниками музея и полицией". Эта новость потрясла общественность и уже сравнивается журналистами с сюжетом голливудского триллера – неожиданным «ограблением века» в самом сердце Парижа. Похищенные объекты входят в состав коллекции французских драгоценностей. В частности, речь идёт о ювелирных изделиях времён Первой и Второй империи. Среди них украшения, принадлежавшие императрице Жозефине, супруге Наполеона I, и императрице Евгении, супруге Наполеона III. Эти изделия представляют не
Оглавление

Утром 19 октября 2025 года в Лувре произошло ограбление. Трое неизвестных проникли в здание со стороны набережной Сены, воспользовавшись зоной, где велись ремонтные работы. Через подъёмный механизм они поднялись к Галерее Аполлона, разбили витрины и похитили девять предметов из коллекции драгоценностей, связанных с эпохой Наполеона. Всё заняло не более семи минут.

Министр культуры Франции Рашида Дати подтвердила:

"Ограбление произошло сегодня утром в Лувре. Пострадавших нет. Я нахожусь на месте вместе с сотрудниками музея и полицией".

Эта новость потрясла общественность и уже сравнивается журналистами с сюжетом голливудского триллера – неожиданным «ограблением века» в самом сердце Парижа.

Что именно похитили?

Похищенные объекты входят в состав коллекции французских драгоценностей. В частности, речь идёт о ювелирных изделиях времён Первой и Второй империи. Среди них украшения, принадлежавшие императрице Жозефине, супруге Наполеона I, и императрице Евгении, супруге Наполеона III.

Эти изделия представляют не только художественную, но и историческую ценность. Например, корона императрицы Евгении. Парадоксально, но именно её грабители впоследствии потеряли при бегстве: служба безопасности музея обнаружила разбитую корону неподалёку от Лувра.

Эта корона принадлежала супруге Наполеона III – императрице Евгении де Монтихо – и украшена бриллиантами и изумрудами. Похитители, по всей видимости, уронили и бросили её, возможно, посчитав повреждённый объект бесполезным для продажи.

Корона императрицы Евгении, которая была найдена разбитой на улице / Сделана ювелиром Александром-Габриэлем Лемонье / collections.louvre.fr
Корона императрицы Евгении, которая была найдена разбитой на улице / Сделана ювелиром Александром-Габриэлем Лемонье / collections.louvre.fr

Тем не менее остальные восемь бесценных артефактов исчезли вместе с преступниками. Среди них, по имеющимся данным, были украшения самой Жозефины, жены Наполеона I, а также другие императорские регалии XIX века.

Коллекция, ставшая целью ограбления, действительно уникальна. А вообще Галерея Аполлона в Лувре — место, где хранится часть Драгоценности французской короны. Здесь выставлены короны, диадемы, парадные украшения, принадлежавшие французским монархам и их семьям, а также знаменитые исторические камни.

К счастью, самый легендарный из них – бриллиант «Регент» весом 140 карат – не был похищен: этот крупнейший алмаз французской короны остался нетронутым в витрине. «Регент» – камень с удивительной судьбой, который некогда украшал меч Наполеона Бонапарта при его коронации. Возможно, грабители просто не успели добраться до него или сознательно избегали наиболее опознаваемых сокровищ.

Драгоценности французской короны / louvre.fr
Драгоценности французской короны / louvre.fr

В любом случае, похищенные драгоценности предметы колоссальной исторической ценности, символы имперской эпохи. Их суммарная стоимость на чёрном рынке даже приблизительно определить сложно, ведь для Франции они «имеют подлинно неоценимое значение», как подчеркнул министр Нуньес

После провозглашения Третьей республики в 1870-х годах часть коронных драгоценностей была распродана на аукционе. Только малая часть сохранилась в национальных музеях. Галерея Аполлона в Лувре как раз и стала местом их экспонирования.

История повторяется

Кражи из музеев — не редкость, и Лувр имеет печальный опыт. В 1911 году исчезла "Мона Лиза". Её похитил Винченцо Перуджа, бывший работник музея, убеждённый, что картина должна быть возвращена Италии. Полотно было обнаружено спустя два года. Этот случай стал первым крупным культурным скандалом во Франции XX века и в каком-то смысле определил подход к музейной безопасности.

В 1983 году из Лувра были похищены элементы доспехов XV века. Эти предметы удалось вернуть только в 2021 году. Периодически происходят ограбления в других музеях Европы, например, в 2019 году в Дрездене из музея Зеленые своды вынесли бриллиантовую коллекцию курфюрста Саксонии.

Насколько же культурное наследие уязвимо. Даже при высоком уровне охраны и технической оснащённости музеи остаются открытыми не только для публики, но и для грабителей.

Возвращение "Моны Лизы" в январе 1914 года в Париж / commons.wikimedia.org
Возвращение "Моны Лизы" в январе 1914 года в Париж / commons.wikimedia.org

Стоит отметить, что и в последние годы во Франции зафиксирован ряд резонансных случаев. В 2024 году четверо налётчиков с топорами ворвались в небольшой парижский музей Коньяк-Жэ и похитили несколько старинных табакерок XVIII века на глазах у посетителей. А буквально месяц назад, в сентябре 2025-го, неизвестные украли драгоценные образцы золота из парижского Музея естественной истории.

На этом фоне ограбление Лувра выглядит частью тревожной тенденции. Тем не менее воров, похитивших коронационные украшения Наполеона, ждёт непростая задача: предметы всемирно известны, и продать их легально невозможно. Каждая бриллиантовая брошь или диадема описана в каталогах, имеет клейма и особые приметы, а историческую ценность не спрячешь под новой огранкой.

Российские музеи, к сожалению, тоже не понаслышке знают о такой проблеме, и печальная хроника краж продолжается десятилетиями. Так, картина «Святой Лука» Франца Хальса была похищена из Пушкинского музея ещё в 1965 году.

Методы грабителей варьировались от банального разбития окна, как это случилось в 1999 году в Русском музее с картинами Перова «Гитарист-бобыль» и эскизом к «Тройке», до дерзких краж из закрытых фондов — в 2001 году из Эрмитажа таким образом пропало полотно Жерома «Бассейн в гареме».

Жан-Леон Жером «Бассейн в гареме» (повреждённая картина) / Эрмитаж, Санкт-Петербург / commons.wikimedia.org
Жан-Леон Жером «Бассейн в гареме» (повреждённая картина) / Эрмитаж, Санкт-Петербург / commons.wikimedia.org

В новом тысячелетии волна краж продолжилась: в 2013 году из Вязниковского музея похитили работы Шишкина, Коровина и Жуковского, годом позже пять полотен Левитана исчезли из Плесского музея-заповедника, а в 2015 году тарусская галерея лишилась картин Айвазовского, Поленова и старинного «Распятия».

Как им это удалось?

Многие задаются вопросом: как преступникам удалось вынести сокровища из одного из самых охраняемых музеев мира? Лувр оснащён новейшими системами безопасности, но грабители тщательно спланировали операцию, воспользовавшись временной уязвимостью – строительными работами. Они провели разведку, вычислили слабые места (леса и лифты снаружи здания) и ударили молниеносно. Французская полиция уже возбудила дело по статьям об организованной краже и преступном сговоре.

Эксперты не исключают, что похищение могло быть заказным – для частного коллекционера, либо же драгоценности попытаются разобрать на камни и распродать по отдельности. Тем временем в Париже объявлен план «перехват»: власти изучают записи уличных камер, ищут свидетелей и возможные следы преступников.

Ограбление Лувра невольно заставляет задуматься о самих похищенных ценностях и их бурной истории. Наполеон Бонапарт, чьи регалии стали добычей преступников, при жизни славился не только военными победами, но и масштабным вывозом трофеев из покорённых городов.

Виктор Дюваль «Интерьер галереи Аполлона в Лувре» / Музей Лувр, Франция / commons.wikimedia.org
Виктор Дюваль «Интерьер галереи Аполлона в Лувре» / Музей Лувр, Франция / commons.wikimedia.org

Многие произведения искусства в коллекции Лувра – от античных статуй до полотен старых мастеров – были собраны именно в эпоху Наполеона, порой спорными методами.

Ирония судьбы: через два столетия уже сокровища самого Наполеона стали чьим-то трофеем. Французские комментаторы отмечают символизм случившегося – мол, император когда-то разграбил пол-Европы, а сегодня кто-то ограбил его.

Конечно, эта аллюзия не делает преступление менее серьёзным. Наоборот, она подчёркивает, что исторические артефакты всегда находятся под угрозой – будь то в эпоху войн и революций или в наше мирное время, где орудуют ловкие грабители.

Какое будущее ждет музеи в свете последних событий? Стоит ли ужесточать меры безопасности, или это бесполезная борьба? Не превратятся ли залы в пространство для голограмм и искусных реплик, а подлинники навсегда скроются в хранилищах? И здесь возникает главный вопрос: насколько для нас важно видеть именно оригинал, или же высочайшее качество копии может его заменить?