Найти в Дзене

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: Москва - Третий Рим, Подмосковье - Новый Иерусалим?!

Воскресенский Ново - Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь стал самым масштабным, загадочным и знаковым проектом одного из наиболее влиятельных и противоречивых патриархов в истории Русской Православной Церкви - патриарха Никона (в миру Никита Минин, 1605-1681 гг.).

"Русская Палестина", "Пространственная икона Святой Земли", "Топографический образ Библейских Святынь"...

-2

Было ли это попыткой облегчить участь простых русских богомольцев и дать им возможность прикоснуться к ключевым христианским ценностям, не покидая пределов Московии, или же святейший патриарх, носивший титул "Великого Государя", планировал создать всемирный центр православия в Подмосковье?!

-3

Шанс приблизиться к разгадке этого исторического ребуса даёт посещение как самого монастыря, так и находящегося поблизости, за рекой Иордан (она же - Истра), музея "Новый Иерусалим"!

-4

Здесь есть русская Кувуклия - часовня над Гробом Господним, Голгофа, библейские горы, Гефсиманский сад с четырёхэтажной отходной Богоявленской пустынью, где проводил посты святейший патриарх Никон...

-5

-6

-7

-8

В музее представлены сохранившиеся личные вещи "собинного друга" царя.

Панагия и чётки
Панагия и чётки

Клобук
Клобук

Патриаршая епитрахиль, наглядно свидетельствует о выдающемся росте главы церкви - около 2 метров!
Патриаршая епитрахиль, наглядно свидетельствует о выдающемся росте главы церкви - около 2 метров!

Копия 6,5 килограммовых вериг патриарха
Копия 6,5 килограммовых вериг патриарха

Патриаршая карета западного образца
Патриаршая карета западного образца

Декоративный элемент кареты патриарха
Декоративный элемент кареты патриарха

Кипарисовый разборный макет Иерусалимского храма Воскресения Господня, подаренный Иерусалимским патриархом
Кипарисовый разборный макет Иерусалимского храма Воскресения Господня, подаренный Иерусалимским патриархом

-16

Побывав в этом необыкновенном месте, думается, что колоссальный проект имел в середине XVII века для обоих участников тандема - царя и патриарха - как сугубо церковный, так и несомненно геополитический подтекст. Ведь в соборе за 12-ярусным иконостасом предусматривались 5 заалтарных ниш для одномоментного сослужения Московского и четырёх Вселенских патриархов!

Прижизненный портрет патриарха Никона с братией монастыря
Прижизненный портрет патриарха Никона с братией монастыря

Был ли монастырь демонстрацией идеи патриарха о приоритете духовной власти над светской? Непростой вопрос. Но амбициозность самой идеи, но масштабность её реализации во время строительства, но "перепутанные местами" царское и патриаршее места в Воскресенском соборе...

Вполне вероятно, что здесь было всё и сразу: и просветительская пасторская забота о посадских и сельских богомольных "людишках", и наглядное свидетельство главенства Нового "Небесного Иерусалима" над старой земной Москвой, и идея перенесения центра всемирного православия в Новый Иерусалим (по аналогии с теорией "Москва-Третий Рим": "Московия - Новый Иерусалим").

В свете последнего утверждения совершенно по-особенному начинает представляться истинный смысл великих церковных реформ, начатых царем и патриархом. Важно было продемонстрировать общность с мировым православным сообществом как глубинную литургическую, богословскую ("кижная справа", корректировка перевода "Символа Веры", единогласие и пр.), так и внешнюю церковно-обрядовую (принятие более распространённого на тот момент в греческом и ближневосточном мире пресловутого троеперстия, отмена земных поклонов, крестное хождение противосолунь и пр.). В погоне за этой молниеносной и бескомпромиссной унификацией, стремясь привести русское православие к общему знаменателю Вселенских стандартов ... отменялись постановления "Стоглавого собора" 1551 года, предавались анафеме бывшие соратники по кружку "Ревнителей древлего благочестия" (в числе первых - бывший земляк и единомышленник патриарха протопоп Аввакум Петров), на историческом горизонте замаячили всполохи трагических староверческих "гарей"... Благая и прогрессивная цель реализовывалась средневековыми жёсткими средствами. Начинался Раскол в Русской Православной Церкви.

Кипарисовый Крест со Святой Земли середины XVII столетия
Кипарисовый Крест со Святой Земли середины XVII столетия