Однажды в октябре 2025 года трое парней в масках решили, что безопасность одного из самых известных музеев мира — это просто рекомендация. За четыре минуты (по другой информации - за семь минут) они украли девять ювелирных украшений из коллекции Наполеона III, и исчезли верхом на скутерах. И знаете, что самое смешное? Это далеко не первый раз, когда Лувр грабили.
Когда Лувр был не музеем, а открытой сокровищницей
Давайте начнём издалека. Лувр — одна из самых охраняемых святынь западной культуры. Там хранится около полумиллиона экспонатов, из них 35 000 доступны широкой публике. Это должно быть неприступной крепостью, правильно?
Неправильно.
Лувр грабили в 1793 году. За несколько месяцев из музея исчезло более 2000 предметов.
Это был музейный хаос эпохи Французской революции.
- Имущество аристократии и церкви массово конфисковывалось и передавалось музею.
- Сотрудники музея не успевали инвентаризировать поступающие предметы.
- Некоторые экспонаты похищали сами чиновники, коллекционеры и даже посетители.
- В музее не было системы охраны.
Потом был 1815 год. Из Лувра забрали примерно 5000 предметов, которые Наполеон когда-то захватил и привёз в Париж. Это называлось «реституция». Звучит благородно? На самом деле это был просто организованный грабёж и культурная расплата за амбиции Наполеона.
Эпоха профессионалов: когда воровство стало искусством
В XX веке воры поумнели. Они начали воровать не толпой, а организованно.
В 1911 году итальянский рабочий Винченцо Перуджа украл «Мону Лизу». Просто взял и украл. В 1908–1910 годах он работал в Лувре по подрядным контрактам — вставлял стекло в витрины и картины (в том числе помогал устанавливать защитное стекло на «Мону Лизу»).
После завершения контракта он больше не числился в штате музея, но у него остался служебный халат, и он хорошо знал здание и распорядок охраны.
Перуджа спрятался в кладовке, дождался утра, надел халат, как у сотрудников, снял картину со стены и просто вышел с ней.
Картина была в розыске два года и все это время она хранилась дома у воришки. За эти два года «Мона Лиза» стала самой известной картиной в мире — спасибо, прессе.
Когда Перуджа наконец попался (он пытался продать её арт-дилерам в Италии.), его наказали мягко. Ведь он патриотично украл картину не абы кого, а знаменитого итальянца Леонардо да Винчи. Общественное мнение его простило. Он был приговорен к трем годам заключения, но отсидел около 7–8 месяцев
Но была и другая кража, о которой мало кто помнит
11 июня 1939 года картину Антуана Ватто «Безразличный» буквально срезали с проволоки прямо среди дня в комнате, посвящённой коллекции доктора Луи Ла Каза. И никто не заметил это несколько дней. Это была маленькая картина — всего 20 на 25 сантиметров, написанная на дереве в 1716 году. На ней был изображен молодой человек в голубом плаще с красным плащом.
14 августа в суде произошло сенсационное событие. Серж Клод Бугославский признался, что это он украл картину. Он ходил в Лувр 15 дней подряд, каждый день поднимая картину и подкручивая проволоку, на которой она висела. 11 июня он просто перерезал проволоку, положил картину под пальто и спокойно вышел из музея.
Почему он это сделал? По его словам, картина нуждалась в реставрации — исправлении ошибок, допущенных при более ранних реставрациях. В маленькой квартире на улице Рю Сен-Оноре он сам её «восстановил»: помыл, чтобы проявить краски, и удалил игрушку-диаболо в руках юношу, которую считал не характерной для стиля Ватто.
А зачем он вернул картину? Он считал, что полиция и так загружена из-за надвигающейся Второй мировой войны. Тринадцать дней спустя картина Ватто и остальные произведения Лувра были упакованы и вывезены в долину Луары перед приходом немцев в Париж.
Но на этом истории краж из Лувра не закончились
31 мая 1983 года из Лувра украли два предмета доспехов, украшенные золотом и серебром. Прошло почти четыре десятилетия, прежде чем они были найдены.
Музей объявил о восстановлении этих предметов XVI века после того, как полиция их вернула. В середине января французский военный эксперт по антиквариату был привлечён для оценки этих изделий, причем наняла его не организация, а некий житель Бордо.
Эксперт заподозрил что-то неладное и связался с Центральным управлением по борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей. Оказалось, что оба предмета были внесены в базу данных Treima, которая каталогизирует украденное искусство во Франции. В этой базе примерно 100 000 работ, и около 900 новых произведений было добавлено только в 2020 году.
Доспехи были пожертвованы Лувру семьей Ротшильдов в 1922 году. Они были сделаны в миланской мастерской между 1560 и 1580 годами и отличались сложным золотым и серебряным инкрустированным орнаментом. Их оценивают в 500 000 евро.
По словам Филиппа Малгуйера, главы отдела наследия Лувра, эти доспехи были «оружием престижа, сделанным с виртуозностью — это то же самое, что люксовый автомобиль сегодня.
«Я был уверен, что когда-нибудь они вновь появятся, потому что это такие редкие предметы, — сказал Малгуйер. — Но я никогда не мог себе представить, что всё так хорошо обернётся, что они окажутся во Франции и всё ещё вместе».
2025: история повторяется в режиме «вот это цирк!»
И вот мы в 2025 году. Три парня приходят утром, используют автовышку, разбивают окно угловой шлифовальной машиной, берут девять украшений и уезжают на скутерах.
Самый смешной и нелепый момент — корона императрицы Евгении была найдена сломанной неподалеку от музея. Грабители то ли выбросили её то ли потеряли.
Эксперты расходятся во мнении: профессионалы это или дилетанты? Одни уверены, что дилетанты. Профессионалы не связываются с музейными кражами — слишком легко попасться и трудно сбыть, если не по конкретному заказу работали. А вот дилетанты не знают, что украденное невозможно продать.
А министр культуры Рашида Дати только в 2025 году признала, что вопросами безопасности Лувра не занимались 40 лет. Сорок лет! Похоже, что самый охраняемый музей Франции находился под такой же хорошей охраной, как и магазин детских игрушек.
История Лувра — это не столько история искусства, сколько история того, как люди лгут сами себе. Лгут о безопасности, лгут о контроле, лгут о том, что это кража музейных ценностей - случайность, которая больше не повторится.