Найти в Дзене
Парадная гостья

Такого еще не встречала: ужасы и сюрпризы доходного дома страхового общества «Россия»

Оглавление

Моховая улица полна секретов и сюрпризов. И один из них – наш сегодняшний дом-герой. Он способен обмануть неопытного исследователя парадных или искателя приключений. А чтобы этого не случилось – читайте новую статью на канале «Парадная гостья».

Где мох на Моховой улице?

Названиями улиц меня сложно удивить, но иногда задаюсь вот таким риторическим вопросов. И все равно ищу на него ответ.

Во двор этого дома обязательно стоит заглянуть. Фото: Парадная гостья
Во двор этого дома обязательно стоит заглянуть. Фото: Парадная гостья

Оказалось, в начале XVIII века в Петербург из Москвы переехал Хамовный двор. Хамовники работали с тканями, изготавливали полотно, в том числе и для парусов. Улицу, на которой расположилась Хамовая слобода, так и назвали. Со временем ее произношение упростилось до Маховой. А потом, в XIX веке, появилось и современное название – Моховая.

Примерно в эти годы и начинается история нашего дома. С вашего разрешения – зайду издалека.

От ученика – учителю. От учителя – ученику

Дом построен в стиле неоклассицизма. Фото: Парадная гостья
Дом построен в стиле неоклассицизма. Фото: Парадная гостья

В 1850-1877 годах участком владел гвардии поручик Николай Худеков. О нем известно немного, в отличие от его сына. Сергей Николаевич был известен в столице как издатель «Петербургской газеты», автор четырехтомной истории балета. Кроме того, по его либретто композитор Людвиг Минкус создал балет «Баядерка» (который показывали в Мариинском театре).

Николай Худеков планировал построить здесь четырехэтажный дом. И даже нашел автора проекта – Иеронима (вот это имя) Китнера. Однако планы не сбылись.

И, вполне возможно, от Китнера, своего ученика, про эту землю узнал профессор Императорской академии художеств Александр Резанов. Сам ли он предложил или узнал о продаже участка – это вам сказать не могу. Но в 1877 году Худеков продал свое местечко на Моховой Резанову.

С него и началась история этого здания. Кроме того, с его фамилией связаны и другие постройки – в Петербурге и Москве. Например, он возвел дворец великого князя Владимира Александровича (теперь известный как «Дом ученых»), перестраивал особняк Пашкова, участвовал в восстановлении Зимнего дворца после пожара 1838 года.

Перила-завитушки. Фото: Парадная гостья
Перила-завитушки. Фото: Парадная гостья

В 1870 году Резанов был избран председателем только что созданного Петербургского общества архитекторов и оставался в этой должности до конца своих дней. В 1872 году при его участии начал издаваться журнал «Зодчий», из которого частенько беру для статей фото домов до революции.

Строительство четырехэтажного каменного дома на Моховой профессор доверил своим ученикам – уже упомянутому Китнеру и Виктору Шретеру. Эта же парочка (да простят меня великие архитекторы за фамильярность) помогала учителю возводить Дом ученых.

Здание с элементами неоренессанса и барокко было возведено всего за год. Вот это скорость!

Дом Резанова в 1885 году. Фото: журнал «Зодчий»
Дом Резанова в 1885 году. Фото: журнал «Зодчий»

Слова «модерн» в этот раз не прозвучало. Наш дом не обладает какими-то ярко выраженными особенными чертами. Выдержанный и величественный петербургский стиль. Он может даже не привлечь взгляд прохожего. Особенно учитывая, что напротив – роскошный дом страхового общества «Россия». Практически дворец!

И это будет первая ошибка. Со зданиями – как с людьми: не стоит судить по одежке.

Опытный исследователь парадных при возможности зайдет сюда. И, возможно… будет разочарован.

Дело в том, что фасадная лестница хоть и изящна, но довольно скромна. А еще тут довольно мрачно даже в самый солнечный день. Окна выходят во двор-колодец (предполагаю, что при Резанове его не было). Кое-где на дверях квесты из звонков и проводов к ним – отголоски коммунального прошлого и настоящего.

Посетить эту парадную обязательно стоит, но уверена, что многие признаются – хотелось чего-то большего.

Саечка за испуг

Выйти из парадной и пойти дальше по Моховой – будет новой ошибкой.

Ведь новый виток в истории этого дома начинается в 1912 годах. Когда здание приобретает страховое общество «Россия». Все верно – то самое, что владеет дворцом напротив.

«Россия» проводит перестройку здания, чтобы разместить тут доходный дом. Начало ХХ века – пик этого бизнеса, поэтому комнат нужно больше и разных.

Для этих целей архитектор Владислав Карпович сохраняет фасад здания (лишь добавляет этаж), но плотно застраивает участок дворовыми шестиэтажными флигелями. Обновление завершается в 1914 году.

В этом доме на Моховой обязательно нужно зайти во двор. Он прекрасен! Испортить его не может даже помойка, которую поставили впритык к стене с пилястрами, декоративной нишей и маскаронами львов.

Маскароны, но уже с человеческими образами украшают и некоторые входы в парадные. Местами вместо них – картуши.

И нас как раз интересует парадная первого двора, над дверью в которую картуш с датой и инициалами «ОР» – «Общество "Россия"».

За дверью скрывается довольно скромный и просторный холл.

Есть печь, над которой сейчас висит зеркало и появился некий подоконник – что-то вроде столика. Жильцы здесь могут в последний раз перед выходом на улицу привести себя в порядок.

Камин с зеркалом. Фото: Парадная гостья
Камин с зеркалом. Фото: Парадная гостья

А напротив – то, ради чего вас сюда позвала. Панно из керамической плитки на стене. Такое в парадной вижу впервые. Настоящий раритет!

Главная достопримечательность дома. Фото: Парадная гостья
Главная достопримечательность дома. Фото: Парадная гостья

Как и дом, картинка выполнена в ренессансной манере. На ней – молодой человек, девушка, маска льва, медальон с пейзажем, гирлянды. Сложно сказать, какая именно история здесь отражена. Быть может, у вас есть догадки? Делитесь в комментариях.

Панно в неплохом состоянии (не считая, что одну из его частей похитили вандалы). Говорят, не так давно его почистили, поэтому мы можем любоваться этим необычным декоративным решением из прошлого века.

Краевед Эльвира Алеева писала, что нашла на панно подпись художника:

«Комелов, 1910».

Однако информации о нем нет. А я даже подпись не смогла отыскать. Да и признаюсь – торопилась. Интересно было посмотреть – а что таится наверху?

Интуиция меня не подвела. В этой парадной встретила еще несколько интересных решений.

Например, декоративные ниши и маскароны с лицами дам на этажах. Но если честно, эти женщины такие строгие, что мне стало немножко жутковато под их взором. Напоминали мне маски безликих из «Игры престолов». Ужас!

Маскароны, если честно, пугают. Фото: Парадная гостья
Маскароны, если честно, пугают. Фото: Парадная гостья

А между этажами еще один сюрприз – витражи. Всего в дворовых парадных специалисты насчитали 11 таких окон. К сожалению, оригинальные стекла фрагментарно сохранились лишь в пяти из них.

«Они матовые с рисунком в виде двойного обрамления с угловыми декоративными элементами. Рисунок нанесен краской или травлением. Судя по сохранности на этажах, такие стекла обрамляли каждое окно по периметру. В центральной части створки историческое заполнение не сохранилось», – рассказали эксперты проекта «Витражи Петербурга».

Витражи тоже относят нас к неоклассицизму. Карпович сохранил стиль, заданный еще Китнером и Шретером. Уникальный архитектурный ансамбль, в котором каждая деталь дополняет другую.

Однако секрет этого дома в том, что все самое интересное находится во дворе, а не с лицевого фасада, как это обычно бывает в дореволюционных домах.

Звонок в дверь

Дом с историей. Дом с прекрасной архитектурой. Он не мог не привлекать столь же интересных людей. Которые по своей и не своей воле оказывались здесь.

Вид на флигель. Фото: Парадная гостья
Вид на флигель. Фото: Парадная гостья

Например, с 1922 года и до последнего дня жизни в этом доме жил актер, режиссер, основатель и руководитель Ленинградского театра юных зрителей Александр Брянцев.

Последние 10 лет жизни по этому адресу провел врач и ученый Андрей Поленов. Во время блокады по решению правительства он подлежал срочной эвакуации, однако отказался покинуть город.

Андрею Львовичу было уже 70 лет, но он продолжал оперировать. Профессор, как все ленинградцы, страдал от голода и холода, но и находил в себе силы устраивать в аудитории института концерты для раненых солдат и офицеров. Он сам блестяще играя на скрипке и виолончели.

Вместе с коллегами он продолжал и научно-педагогическую деятельность. В крайне трудных условиях было подготовлено и издано важнейшее на тот период руководство – «Основы военно-полевой нейрохирургии»». А в 1945 году он с помощью своего сотрудника Антона Бондарчука завершил оформление и издание многолетнего труда – «Атлас операций на головном и спинном мозге».

Кстати, сын Андрея Львовича был военным моряком. В 1922-1928 годах он командовал крейсером «Аврора». В квартире отца он прожил несколько лет после возвращения в 1944 году.

Узор перил. Фото: Парадная гостья
Узор перил. Фото: Парадная гостья

В 1927-1963 годах в этом доме жил писатель и драматург Николай Никитин. За роман об англо-американской интервенции на севере России в 1918-1919 годах «Северная Аврора» его удостоили Сталинской премии второй степени.

Кто же живет сейчас здесь – пока сказать сложно. Возможно, будущий великий артист или ученый. Почему-то мне кажется, что атмосфера центра Петербурга должна вдохновлять людей. Не только на исписывание стен и витражей…

Дом в стиле неоренессанса сейчас является жилым многоквартирным домом. И с квартирами. И с коммуналками.

Фото: Парадная гостья
Фото: Парадная гостья

В 2001 году КГИОП включил его в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».

Взгляд на небо из дворов. Фото: Парадная гостья
Взгляд на небо из дворов. Фото: Парадная гостья

📍Адрес: Моховая улица, 28

Спасибо за ваше время и внимание! Подписывайтесь на канал «Парадная гостья», чтобы увидеть больше интересных и необычных лестниц Петербурга!

Фото автора канала на память в одной из парадных дома Резанова
Фото автора канала на память в одной из парадных дома Резанова

Поддержать мой проект можно здесь. Буду вам очень благодарна!

Еще один очень интересный дом находится в 15 минутах пути от дома Рязанова. Предлагаю вам заглянуть в гости к Алексею Суворину. Который был другом Антона Чехова и, возможно, убийцей...