Найти в Дзене
Тихие Смыслы

Система счисления: Как советская школа запрограммировала нашу психику

Мы выходим из школы с аттестатом. Но главный документ — невидимый штамп на психике — мы несем с собой всю жизнь. Речь не о знаниях, а о системе координат, в которую нас поместили на 10 лет. Системе, созданной для гражданина индустриальной эпохи, но до сих пор управляющей человеком в эпоху креатива и индивидуальности. Это — анализ кода этой программы. 1. Иерархия как воздух: «Ты — винтик» Советская, а во многом и постсоветская школа — это идеальная модель вертикали власти. Учитель — непререкаемый авторитет, ученик — подчиненный. Цель — не породить мысль, а передать утвержденную свыше истину. · Как это встраивается в психику: Мы с детства учимся существовать в иерархии. Мы ищем «главного» в лице начальника, государства, блогера. Мы ждем команд, инструкций, одобрения «сверху». Внутренний диалог: «А что скажут? А что положено?». · Последствие: Атрофия личной ответственности и инициативы. Страх сделать шаг без разрешения. Удобный для управления гражданин, но несчастный, зависимый чело

Мы выходим из школы с аттестатом. Но главный документ — невидимый штамп на психике — мы несем с собой всю жизнь. Речь не о знаниях, а о системе координат, в которую нас поместили на 10 лет. Системе, созданной для гражданина индустриальной эпохи, но до сих пор управляющей человеком в эпоху креатива и индивидуальности.

Это — анализ кода этой программы.

1. Иерархия как воздух: «Ты — винтик»

Советская, а во многом и постсоветская школа — это идеальная модель вертикали власти. Учитель — непререкаемый авторитет, ученик — подчиненный. Цель — не породить мысль, а передать утвержденную свыше истину.

· Как это встраивается в психику: Мы с детства учимся существовать в иерархии. Мы ищем «главного» в лице начальника, государства, блогера. Мы ждем команд, инструкций, одобрения «сверху». Внутренний диалог: «А что скажут? А что положено?».

· Последствие: Атрофия личной ответственности и инициативы. Страх сделать шаг без разрешения. Удобный для управления гражданин, но несчастный, зависимый человек.

2. Культ «правильного ответа» и смерть вопроса

В школе ценится не процесс поиска, а результат, совпадающий с ключом в методичке. Вопрос «почему?» часто пресекается. Важен ответ «что». Эта система убивает самое ценное — любознательность.

· Как это встраивается в психику: Формируется бинарное, черно-белое мышление. Есть правильное и неправильное. Другого не дано. Нюансы, сложность, многогранность мира — игнорируются.

· Последствие: Когнитивная ригидность (негибкость). Взрослый человек пасует перед сложными, неочевидными жизненными задачами, где нет готового «ключа». Он ищет того, кто даст ему «правильный ответ» — гуру, идеологию, простую формулу счастья.

3. Ориентация на слабого и запрет на яркость

Классу нужно идти в одном темпе. Если один бежит вперед — он выскочка, который нарушает строй. Если один отстает — его подтягивают. Фокус системы — на отстающих. Талантливые часто остаются без внимания, их энергия гасится.

· Как это встраивается в психику: Укореняется страх выделяться, быть заметным. Быть «как все» — безопасно. Проявлять свою уникальность — стыдно и рискованно.

· Последствие: Выученная посредственность. Мы хороши в том, чтобы «соответствовать», но катастрофически боимся быть гениальными в чем-то своем. Мы прячем свои таланты, чтобы не стать мишенью для критики или зависти.

4. Коллектив как судья и палач

«А теперь, дети, скажем Васе, что так себя вести нехорошо!». Коллектив важнее индивида. Его интересы — выше твоих. Твое право на приватность, на личное мнение, на отличные от других чувства — ничто.

· Как это встраивается в психику: Формируется внешне-ориентированная самооценка. «Я — это то, что обо мне думают другие». Чувство стыда становится мощнейшим регулятором поведения, замещая собой внутренние моральные принципы.

· Последствие: Травма конформизма. Невозможность сказать «нет», отстоять свои границы, услышать собственные желания. Постоянная тревожность из-за оценки социума.

5. Принцип «Не высовывайся» и «Будь скромным»

Успех, если он и есть, должен быть тихим. Хвастаться — неприлично. Гордиться — грех. Эта установка — прямой результат уравнительной идеологии, где у всех должно быть поровну, в том числе и амбиций.

· Как это встраивается в психику: Мы не умеем принимать похвалу, нам неловко за свои достижения. Мы саботируем собственный успех, бессознательно считая его чем-то постыдным.

· Последствие: Синдром самозванца и страх собственного потенциала. Мы не верим, что достойны большего, и боимся к этому большему стремиться.

Глубокий посыл: Несломанная основа

Анализ этой системы может вызвать гнев и ощущение безысходности. Но глубокий посыл заключается не в этом.

Школа дала нам нечто невероятно ценное — закалку.

Мы — поколения, прошедшие через эту систему. Мы выжили. И в этом выживании мы развили скрытые силы:

· Адаптивность: Мы научились приспосабливаться к неидеальным, а порой и враждебным системам.

· Критическое мышление (вопреки всему): Само желание анализировать эту систему — уже победа над ней. Оно родилось как внутренний протест.

· Невероятную устойчивость: Мы знаем, что такое давление, и умеем его выдерживать.

· Глубину: Постоянный внутренний конфликт между системой и личностью рождал рефлексию, которая недоступна человеку, выросшему в комфортной среде.

Эта система была нашим Карфагеном. Ее нужно было не принять, а преодолеть.

Задача взросления, осознавшего себя человека — не сломать эту конструкцию внутри себя (она часть нас), а провести ревизию. Отключить автопилот «винтика». Осознать, где твои истинные желания, а где — навязанный страх.

Ваша психика, прошедшая эту школу, — не сломанный механизм. Это сложный, многослойный инструмент, обладающий как слабостями, так и уникальной, титанической прочностью.

Осознание — это первый шаг к перепрограммированию. И этот текст — часть такого процесса.