Найти в Дзене

Петербургский листок. Похищение еврейских девочек. Часть 3

«Петербургский листок», 16 октября 1907 г. Новые подробности о похищении еврейских девочек. Передаются все новые подробности истории похищения Иоаннитами девочек Почталиц. Из рассказа Бэллы Почталиц в Ораниенбауме в полицейском участке выясняются новые стороны дела. Рассказ Бэллы - Я , - говорит девочка, - училась в Петершуле (Перопавлоском училище) в Петербурге. Наша милая няня Дарья уже давно нам говорила о том, что Христос – наш Спаситель, что на свете есть святой человек, сошедший на землю; он живет постоянно в Кронштадте и при нем находятся архангелы. Есть и «богородица», которая похоронена в Ораниенбауме. Нашу няню уволили с дачи Попова, на которой мы жили. Я и сестра Дора вышли однажды из дома и направились к пароходной пристани. Здесь мы сели на пароход и поехали в Кронштадт. Адрес нам дала наша няня, где мы можем ее найти. Там мы встретились с ней в дом Мачигина. На другое утро пошли в Андреевский собор, где приобщались Св. Тайн; причащались у отца Иоанна. Потом мы ночевал

«Петербургский листок», 16 октября 1907 г.

Новые подробности о похищении еврейских девочек.

Передаются все новые подробности истории похищения Иоаннитами девочек Почталиц. Из рассказа Бэллы Почталиц в Ораниенбауме в полицейском участке выясняются новые стороны дела.

Рассказ Бэллы

- Я , - говорит девочка, - училась в Петершуле (Перопавлоском училище) в Петербурге. Наша милая няня Дарья уже давно нам говорила о том, что Христос – наш Спаситель, что на свете есть святой человек, сошедший на землю; он живет постоянно в Кронштадте и при нем находятся архангелы.

Есть и «богородица», которая похоронена в Ораниенбауме. Нашу няню уволили с дачи Попова, на которой мы жили. Я и сестра Дора вышли однажды из дома и направились к пароходной пристани. Здесь мы сели на пароход и поехали в Кронштадт.

Адрес нам дала наша няня, где мы можем ее найти. Там мы встретились с ней в дом Мачигина. На другое утро пошли в Андреевский собор, где приобщались Св. Тайн; причащались у отца Иоанна. Потом мы ночевали в доме Мачигина . В Кронштадте пробыли несколько дней. А оттуда нас увезли в Москву. Привезли к какому-то человеку. Мы у него переночевали.

Рано утром нас разбудили и ввели в полутемную комнату. Пред нами был этот самый человек в лиловой рясе. На столе горели три свечи, а с боку стояла купель с водой. Никого, кроме нас, в комнате не было и лишь у дверей стояла жена этого человека и смотрела на все, что здесь было.

- Читай «Верую», - сказал человек в рясе.

Я стала читать, а за мной и сестричка Дора. Потом нас окрестил человек в рясе и помазал нас миром.

Мы пробыли еще один день в Москве. Нас куда-то возили, угощали разными лакомствами и все укрепляли в вере к святому, который сошел с неба…

Вечером прислуга «священника» увезла нас в Кронштадт и сегодня ехали с Дарьей через Ораниенбаум в Новгород.

И вот нас задержали…

- Мы не хотим ни к матери, ни к отцу; пуская и они крестятся, - продолжала Бэла. – Мы не оставим Дарьюшки!....

И обе девочки, рыдая, уцепились за руки няни и не отпускали ее. Однако, надо было успокоить детей. Пристав 1-го участка Г. П. Павленко начали их ласкать, гладить по головке и утешать. Дети как-то сразу притихли позволили «дяде». Которым им полюбился посадить рядом с собою в это время Дарю удалили. Впоследствии этот же пристав довел детей до вокзала; дети не хотели идти с родителями.

Мы ехали через Ораниенбаум, и меня, и Дору берегли все время от посторонних. Нам не позволила прислуга разговаривать и почти до самого Кронштадта мы не сказали ни одного слова. В Кронштадте нас поместили под самый строгим присмотром богомолок в доме Мачигина. Здесь мы уже застали опять нашу Дарью. Пробыли мы несколько дней в Кронштадте

Похитительница.

Девица Дарья Шикурина, крестьянска Тверской губернии, Бежецкого уезда, давно принадлежит к секте иоаннитов и, нанимаясь в прислуги, старалась постоянно ознакомить в семье кого-либо с учением иоаннитов.

Держится она с достоинством, не робеет и объясняется довольно свободно. Ее серые, лукавые глаза зачастую улыбаются и по всему видно, что эта женщина бывалая и за словом в карман не полезет. Не отрицая того, что она увела детей. Она только объясняет встречу ее с детьми совершенно случайно.

- Встретила детей, ваше благородие. – певучим голосом говорит Дарья, - на улице в Кронштадте и пошла с детьми в Андреевский собор. Потом я уехала в Саров и что было дальше не знаю.

И этого «не знаю» Шикурина придерживается строго, стойко и непоколебимо.

Между тем, показания детей совершенно расходятся со словами Дарьи.

- Я – говорит Дарья – прослужила у Почталиц 11 месяцев; меня уволили, и почти ежедневно посещала дом, где живут Почталиц, так как в этом же доме жила моя сестра Ксения. Я часто видалась Дорой и Бэлой.

«Полу-святой» Петр Елисеев

Задержанный вместе с детьми на пристани крестьянин Боровичского уезда, Хоромой (Хоромской) волости, Петр Елисеев, томный блондин, с большой бородой, длинными волосами на голове, сосредоточенным взором, суровой наружностью, производил впечатление «схимника» и «святого».

Говорит он мягким, вкрадчивым тенорком и в секте иоанитов почитается, как «полу-святой».

Этот-то «полу-святой» оказался с паспортом на имя Степанова, причем объяснил что паспорт свой он оставил в Кронштадте, а найденный у него паспорт он хотел возвратить обратно в Кронштадт.

- Я приехал в Кронштадт дня три тому назад. Заехал я в дом Борисова в квартиру Марьи Григорьевой. Шикуриной никогда я не видел и не знал ее, пока не сел на пароход, где с ней и познакомился. Детей я при ней видел, но полагал, что дети принадлежат Шикуриной. Она их мать. Отъехав несколько верст от Кронштадта, я услыхал, как сидящая со мной женщина стала просить меня спасти ее.

- Спасите, спасите нас, - говорила Шикурина и сунула мне одного ребенка.

Но за нами, как видно следили и на пристани в Ораниенбауме нас задержали. А между тем сегодня же , на пароходе, мы условились с Дарьей поехать вместе в Новгород…

Иоаннит Михаил Кириенко.

Другой задержанный, крестьянин Харьковской губернии, Изюмского уезда, Михаил Кириенко, бледнолицый, истомленный и подслеповатый, уже давно принадлежит к секте иоаннитов.

- Я жил в доме для приезжающих к отцу Иоанну, в доме Мачигина. Этих двух девочек я еще месяц тому назад видел в Кронштадте на одной квартире, но полагал, что Дарья Шикурина им мать. Мы здесь же в квартире и познакомились, а затем решили всем вместе ехать в Новгород.

Но, а по пути нас всех арестовали.

Рядовой Потапов.

Бравый солдат кирасир Григорий Потапов собирался также ехать вместе в Новгород к «батюшке» Назарию-страннику, которого иоанниты называют «Иоанном Богословом». Приехал же он в Кронштадт приобщиться у отца Иоанна, был у него под благословлением и собирался уже уезжать, как вдруг был арестован вместе с детьми Почталиц.

Дарью Шикурину с детьми уже давно видел в Кронштадте и полагал, что Шикурина мать этих девочек, а Михаил Кириенко их отец.

Обыватель.

Примечания.

Очевидно, отслеживая ситуацию с похищением дочерей Почталиц, газета «Петербургский листок», как «либеральная», пыталась бросить некоторую тень на самого прав. Иоанна Кронштадтского и на его деятельность. Хотя и ограничивалась при этом только полунамеками и без прямых обвинений.

В то же время корреспонденты газеты достаточно подробно деятельность секты «хлыстов-киселевцев», а также их методы привлечения новых адептов. В этой связи весьма примечательна роль бежецкой уроженки Дарьи Шикуриной. Как видно из сообщений газеты ее жизненный путь вполне обычен – крестьянская семья Шикуриных подалась в столицу на заработки. В Петербурге работал и проживал ее отец Алексей, а также очевидно и старшая сестра Ксения. Нанявшись прислугой, как большинство крестьянских девушек ее возраста, она проявила себя на несколько ином поприще. Где и как она познакомилась с иоаннитами неизвестно, возможно уже слышала про них у себя на родине, т.к. прав. Иоанн Кронштадтский имел давние связи с Бежецком, и особенно с Бежецким Благовещенским монастырем, об этом уже говорилось в наших предыдущих публикациях. Можно предположить, что члены этой секты имелись и в Бежецке и уезде в то время. Газета полагает, что Дарья целенаправленно, по заданию руководства секты, устраивалась прислугой в состоятельные семьи столицы для распространения их влияния и привлечения новых сторонников в ее ряды, преимущественно из влиятельных слоев общества. И очевидно, что весьма в этом преуспела. Корреспондент, непосредственно с ней контактировавший, сообщает о ней как о весьма незаурядной особе - «ведет себя с достоинством, не робеет и объясняется довольно свободно». Также он полагает, что «Дарьюшка», как бы мы сейчас сказали, хорошо владела приемами психологического воздействия – похищенных девочек «как загипнотизировала», привязала к себе и т.д. Как видим, методы «иоаннитов» мало отличались от методов современных «тоталитарных» сект.